kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Финансовое мошенничество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимать, что такое мошенничство (и в чём его опасность).Применять правильный порядок действий при столкновении с мошенничеством.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Финансовое мошенничество"»



Тема

«Финансовое мошенничество»

Образовательные результаты


Понимать, что такое мошенничество (в чём его опасность).

Знать некоторые виды мошенничества.

Знать и уметь распознавать приёмы психологического воздействия, используемые мошенниками.

Знать и уметь распознавать признаки мошеннических действий или намеренийй.

Знать и уметь применять правильный порядок действий при столкновении с мошенничеством.

Знать и уметь применять порядок действий при обнаружении кражи (использование злоумышленниками) секретной и личной информации.



Продолжительность урока

45 минут

Класс и возраст детей



5 – 8 классы

11- 14 лет




Ход урока


Формат и краткое описание


Образовательные результаты


Необходимые пояснения и дополнительные вопросы


Продолжительность


1.Организационный этап.


Организация занятия.

Педагог: приветствует и

проверяет готовность детей.

Организует распределение по группам, обеспечивает раздаточным материалом.

Дети: проверяют готовность к уроку. Приветствуют преподавателя. Распределяются по группам.


3 минуты

2.Мотивационный этап.


Актуализация знаний.

Педагог: Предлагает посмотреть отрывок из известного детского кинофильма «Приключения Буратино» и ответить на вопросы:

- о чём говорит этот отрывок?

- на какие человеческие слабости указывают кот Базилио и лиса Алиса?

- предположите, о чём пойдёт речь на этом занятии?

Как бы вы обозначили тему нашего занятия?

Какова цель нашего занятия?

Дети: Смотрят отрывок из к/ф«Приключения буратино» и предлагают варианты ответов.

Высказывают свои мысли.

Пытаются отвечать, строят предположения.

Определяют тему занятия. Ставят цель занятия.

Тема: Финансовое мошенничество.

Цель учебная: в чём заключается риск финансового мошенничества и как его избежать.


5 минут

3.Погружение в тему

Понимать, что такое мошенничество (в чём его опасность).


Педагог: Предлагает дать определение понятиям «мошенничество», «финансовое мошенничество».

Ответить на вопрос, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эти понятия? (используется метод «мозговой штурм»).

Какие виды мошенничества вы знаете?

Дети: Дают определения понятиям на основе имеющихся знаний, личного и социального опыта.

Называют слова – ассоциации к понятиям «мошенничество», «Финансовое мошенничество» (например:обман, шулерство, махинации, вред и др.)

Называют некоторые виды мошенничества: уличные лотореи и розыгрыши, игровые «лохотроны», знахари и целители, интернет – мошенничество, телефонное мошенничество.

Финансовое мошенничество –совешение противоправных действий в сфере денежного обращения путём обмана, злооупотребления доверием и других манипуляций с цель незаконного обогащения

3 минуты

4. Основной этап.

Работа в группах.

Знать навыки рационального поведения в условиях повышения риска финансового мошенничества.


Педагог:Выдать конверты с проблемными ситуациями из жизни для каждой из групп. Объясняет суть задания, ставит учебную задачу. Консультирует и контролирует выполнение работы. Приложение 1 (задания) Три группы.

Инструктаж по выполнени. практической работы.

  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли: капитан, члены команды.

  • выдача раздаточного материала;

  • капитан распределяет задание каждому участнику;

  • задания выполняются коллективно;

  • презентация работы каждой группы;

Общий вопрос к группам «Попробуйте охарактеризовать ситуации, представленные в вашей группе с которыми вы только что познакомились.

«Что общего в этих ситуациях?»

Объявляет начало презентации работ.

Поясняет, что задача тех, кто слушает, заключается в следующем:

-задавать вопросы на понимание, уточнение;

-участвовать в обсуждении;

-формулировать оценочные суждения по поводу работы микрогруппы.


Дети: Каждая группа выполняет задание; проиграть ситуацию. Задача одного игрока (мошенник) втянуть в мошенническую деятельность человека. Задача другого не попасться на «удочку» мошенника.

Определяет выступающего, который будет представлять выполненное свое задание.

Презентация продукта.

Слушают выступающего, задают вопросы, участвуют в обсуждении, формируют оценочные суждения по ходу обсуждения вопросов, дополняют выступающих.




25 мин

4. Заключительный этап.


Контролирующее

Задание (тест)

Отрабатывают на практике полученные знания по теме посредством решения тестов

Педагог: Предлагает определить значимость полученной на занятии информации, удовлетворённость совместной работой.

Организует выполнение тестовой работы иконтрольно-диагностическую деятельность (приложение2).

Предлагает поделиться полученными знаниями со своими близкими, ровесниками, людьми пожилого возраста в целях финансовой безопасности. В качестве обобщения и систематизации знаний подготовить памятку о том, как защитить себя от финансового мошенничества (приложение 3).

Дети: Выполняют тестовые задания и взаимопроверку.

5 мин

5. Рефлексия

Усвоение понятий по теме «Финансовое мошенничество»

Педагог: Организует деятельность учащихся. Какую проблему мы рассмотрели сегодня на уроке?

Дети:Проблема финансового мошенничества.

Педагог: Какой вывод сделал каждый из вас? Что вы для себя решили?

Дети: мошенничество – преступление, надо ему противостоять ему.

Педагог: Сможешь ли ты применить свои знания, полученные на уроке в жизни.

Оветы детей.

Педагог: Каждая команда пишет «Синквейн» по данной теме.

Например:

Мошенник

Хитрый, наглый

Манипулирует, обманывает, ворует

«Лучше по миру сбирать, чем чужое воровать»

Знание

Дети: Читают синквейны.

Педагог: спасибо всем за активное участие.

3 минуты

6.Задание (выполнить дома).


Педагог:Найти в различных источниках притчу «Всё в твоих руках». Прочитать и сделать правильные выводы.

1 минута



Приложение 1.

Группа 1

Ситуация 1.

Вы с родителями уехали на курорт. Друзья на Facebook просят Вас о встрече. Вы размещаете очень красивые фотографии всей семьи с подписью : «Увидимся после 2 июля. Мы сейчас все на Кипре!"

Прокомментируйте ситуацию.

Вопросы

1.Какие исходы возможны?

Друзья за Вас порадуются, вы отдохнете, приедете домой и все будет хорошо).

Вернувшись домой, обнаружите, что квартира ограблена.

2.Что делать?

Ограничьте круг своего общения в в социальных сетях хорошо знакомыми вам людьми.

Помните, что ваш аккаунт может быть взломан.

Не размещайте в социальных сетях косвенным образом информацию о том, что в вашей квартире длительное время никого не будет. При современных возможностях доступа к различным базам не составит большого труда узнать ваш адрес.

3.Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся)

Ситуация 2.

В Интернете Вам пришло письмо, что Вы выиграли крупную сумму денег, и Вам надо всего лишь прислать подтверждение, что Вы – это ВЫ (фото паспорта).

Вам повезло?

Вопросы

1.Какие исходы возможны?

По копии паспорта мошенники могут оформить кредит или другую финансовую сделку.

2.Что делать?

Ни в коем случае не передавайте копии своих паспортов! Не реагируйте на информацию подобного типа! Уходите с «навязчивых» сайтов!

3.Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся)

Группа 2

Ситуация 1.

Ваша мама получила по электронной почте письмо, в котором сотрудник какого-то банка на плохом английском языке сообщает потрясающую новость: Смирнова Ирина, Ваша мама, должна получить наследство. В Африке умер ее дальний родственник, одинокий миллионер Джон Смирнов. Его адвокат стал разыскивать родственников и, после долгих поисков, нашел.

В результате непродолжительной переписки «наследнице» предложили оплатить «накладные расходы» и ожидать перевода наследства на ее счет.

Прокомментируйте, какое развитие ситуации возможно?

Вопросы

1.Какие исходы возможны?

Конечно, это мошенники! Вряд ли они будут отвечать на звонки и письма, если Смирнова Ирина все же решится уплатить «накладные» расходы.

2. Что делать?

Игнорируйте подобные письма! Не вступайте в контакт с мошенниками! Расскажите об этом своим родителям, особенно, если они мало имеют дела с Интернетом. Надо понимать, что «по другую сторону» переписки находятся анонимы, готовые представиться кем угодно, лишь бы заработать на этом.

3.Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся)

Ситуация 2.

ВКонтакте к Вам приходит сообщение: «Привет!!! Я почти выигрываю в конкурсе «Лучшее фото к 8 марта», меньше процента не хватает! Главный приз – смартфон, почти мой)))! … (Ваше имя), можешь мне помочь? Нужно отправить смс с текстом «фото8» без кавычек на номер ****. Если не тяжело, проголосуй за меня, в долгу не останусь! Конечно, если 1.5 рубля не жалко ;-) Заранее спасибо!!!»

Вопросы

1.Какие исходы возможны?

С большой долей вероятности после отправки смс со счета спишется гораздо больше, чем 1,5 руб. (Обычно - 200-300 руб., но предела нет).

2. Что делать?

Проверяйте просьбы своих друзей! Уточните у Вашего контакта, отправлял ли он Вам сообщение. ( Возможно, Ваш аккаунт взломан.) Прежде чем отправить смс на короткий номер, узнайте стоимость исходящего смс по данному короткому номеру (для этого есть сайты)

3.Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся)

Группа 3

Ситуация 1.

Вы хотели бы немного заработать, чтобы иметь свои карманные деньги. Нашли объявление в Интернете о том, что требуется наборщик текста на ПК с зарплатой – 100 рублей за страницу. Но нужно сделать взнос на тот случай, если Вы не выполните заказ в срок, и заказчик не получит результат.

Согласитесь ли Вы на эти условия?

Вопросы

1.Какие исходы возможны?

Заказчик, скорее всего, исчезнет, как только получит взнос.

2. Что делать?

Не доверяйте тем, кто предлагает большие деньги  при минимальном вложении труда. Это мошенничество. Никогда при трудоустройстве не соглашайтесь платить за что-либо! Деньги должны платить вам, а не вы! Это непреложное правило! 

3.Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся)

Ситуация 2.

Вы получили смс с текстом: http://ru-mms.ru/masha «Я тебя люблю)))». Для просмотра MMS перейдите по ссылке …..(указывается адрес ссылки)

Вопросы

1.Какие исходы возможны?

При переходе по ссылке возможно установится вирус, рассылающий смс на короткие номера

Для подтверждения просмотра MMS могут потребовать отправить смс на короткий номер

Возможно, Вам написал кто-то знакомый.

2. Что делать?

Не переходите по ссылкам в сообщениям с неизвестных номеров!

Не открывайте файлы, пришедшие в MMSот неизвестных отправителей! Вирус может оказаться в сообщении.

Посоветуйтесь с родителями и установите на мобильный антивирусную программу.

3.Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся)



Приложение 2

Выполните тест

1.Кто такой финансовый мошенник?

а) человек, присвивший чужое имущество обманом

б) человек, нашедший кошелёк на улице

в) человек, выигравший в лотерею

2. Как вы считаете, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников?

а) Из – за излишней доверчивости

б) Из – за желания заработать быстро и много

в) Всё выше перечисленное

3. Что необходимо сделать в первую очередь, если вашу банковскую карту украли?

а) Забыть о случившемся

б) Заблокировать карту

в) Открыть новую карту

4. Почему рекомендуется при наборе ПИН – кода в банкомате или POS – терминале прикрывать клавиатуру рукой?

а) так довольно сложно подсмотреть или заснять на видео ПИН – код, который вы набираете на клавиатуре банкомата или POS – терминале.

б) Если не прикрывать клавиатуру рукой, то ПИН – код не будет считываться в

устройстве

в) Не знаю, я никогда не прикрываю

5. В социальной сети вам пришло сообщение от лучшего друга с просьбой срочно перевести 1000 рублей на незнакомый номер. Каковы ваши действия?

а) Прежде чем перевести деньги, созвонюсь с другом и уточню, действительно ли он прислал мне данное сообщение

б) Мне ничего не жалко для друга, обязательно переведу

в) Зачем звонить и уточнять, переведу без разговоров, сумма небольшая

6. Вам пришло сообщение на мобильный телефон об ошибочном зачислении 200 руб рублей. Просят вернуть на указанный номер. Ваши действия.

а) Я честный, верну без разговоров

б) А почему не было СМС от сотового оператора о зачислении средств?

в) Нет, явно деньги мне не поступали, свои отдавать не собираюсь

г) Подумаю,но, скорее, верну. Вдруг я попаду в подобную ситуацию?

7. Вам прищло МС с известного сайта с поздравление с выигрышем, так как вы стали тысячным посетителем. Какая удача! Чтобы получить заветный выигрыш – телефон, необходимо переслать на указанный СМС адрес, копию всех страниц своего паспорта. Как вы поступите?

а) Ура, я выиграл новый телефон! Конечно, перешлю копию паспорта

б) Копия паспорта нужна, иначе как доказать, что я победитель? Не очень хочется пересылать, но телефон стоит того

в) Пересылать копию паспорта не буду. Просто так новые телефоны никому не раздают. А паспортными данными могут воспользоваться мошенники


Приложение 3

ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ФИНАНСОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА

Защищай личную информацию!

Проявляй бдительность при обращении с личными документами и документами родителей (паспортами, водительскими правами, кредитными картами и др.).

Ни в коем случае не сообщай информацию о себе либо о своем финансовом положении тем людям, у которых нет оснований располагать подобной информацией. В особенности это касается номеров кредитных карт и информации о банковских счетах. Помни, что сотрудники банка не будут звонить и спрашивать данные кредитной карты твоих родителей!

Проявляй осмотрительность при выкладывании в сеть личных данных. Ограничь доступ незнакомых людей к информации в социальных сетях, потенциально интересной для мошенников.

Не передавай свой паспорт сомнительным лицам, обещающим вознаграждение за его использование. На тебя может быть оформлен кредит, куплена валюта в больших объемах, оформлен сомнительный перевод денег или получены средства с украденной кредитной карты.

Правильно обращайся с кредитной картой!

Если ты снимаешь деньги в банкомате, при вводе ПИН-кода нужно прикрывать рукой клавиатуру. Храни ПИН-код отдельно от банковской карты, никому не сообщай свой ПИН-код. В случае утери кредитной карты, нужно срочно ее блокировать, сообщив в банк.

Помни о возможности кибермошенничества!

В твоем компьютере должен быть установлена антивирусная программа, чтобы мошенники не могли похитить твои персональные данные.

Не сообщай пароль доступа к своему электронному кошельку через интернет; используй надежные пароли. Простые пароли легко взламываются! Не забывай выходить из своей учетной записи. Не отвечай на электронные сообщения с запросом об изменениях в параметрах защиты. Все финансовые операции, которые ты совершаешь в сети Интернет, должны осуществляться только на защищенных web-сайтах ("замочек" или буква s). Проявляй осторожность при выходе на сайт, где ты собираешься совершить платежную операцию. Перепроверяй адрес сайта - нет ли там лишних слов или букв.

Помни о поговорке, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке!

Критически относись к предложениям получения быстрого и необоснованного дохода (например, тебе могут позвонить или прислать смс с неожиданным сообщением о крупном выигрыше или призе, но, чтобы его получить, необходимо перечислить на некий счет небольшую сумму). Не поддавайся на уговоры тех, кто обещает тебе быстрое получение крупной суммы денег, особенно, если перед этим необходимо внести какой-то взнос.

Не участвуй в финансовых пирамидах!

Прежде чем принимать участие - собери информацию об этой организации.

Помни о признаках финансовых пирамид: обещание сверхвысокой доходности; требование оплатить вступительный взнос, причем как можно скорее; отсутствие предупреждений о возможных рисках; выплата вознаграждения за привлечение новых вкладчиков; замалчиваются имена руководителей компании и ее реквизиты и др.

Никогда не вкладывай заемные деньги! Никогда не вкладывай последние деньги!

Защити себя сам от финансового мошенничества - не надейся на государство или полицию!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Финансовое мошенничество"

Автор: Саушкина Татьяна Андреевна

Дата: 23.12.2021

Номер свидетельства: 595868

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Финансовое мошенничество"
    ["seo_title"] => string(29) "finansovoie_moshiennichiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "466713"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1524049659"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Исследовательская работа «Финансовое мошенничество»:"
    ["seo_title"] => string(51) "issledovatelskaia_rabota_finansovoe_moshennichestvo"
    ["file_id"] => string(6) "647786"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711210544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка внеурочного занятия "Мошенничества на финансовом рынке""
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotkavnieurochnoghozaniatiiamoshiennichiestvanafinansovomrynkie"
    ["file_id"] => string(6) "334557"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1465923175"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Способы защиты от финансового мошенничества"
    ["seo_title"] => string(48) "sposoby_zashchity_ot_finansovogo_moshennichestva"
    ["file_id"] => string(6) "554447"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1593760357"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Финансовая игра "Как уберечь себя и близких от финансового мошенничества""
    ["seo_title"] => string(76) "finansovaia_igra_kak_uberech_sebia_i_blizkikh_ot_finansovogo_moshennichestva"
    ["file_id"] => string(6) "645194"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1707202116"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства