Задание 1. Работа с кроссвордом «Что мы знаем о дружбе и единстве?» Цель: актуализировать знания учащихся о понятиях «дружба», «единство», «толерантность», народное многообразие; развить внимание, логическое мышление и командное взаимодействие. Ход выполнения: Учитель раздаёт учащимся распечатанные листы с кроссвордом (или отображает его на экране/доске). Предлагает выполнить задание сначала индивидуально или в парах, а затем проверить ответы вместе. Учитель: «Перед вами кроссворд, в котором зашифрованы понятия, связанные с темой нашего классного часа. Попробуйте ответить на вопросы, вспомнив, что вы уже знаете о дружбе, культуре, взаимопонимании. Не бойтесь спрашивать друг друга — ведь и это тоже проявление единства!» Примеры вопросов в кроссворде (можно адаптировать под уровень класса): Главный праздник, символизирующий дружбу народов Казахстана. (1 Мая) Способность принимать других такими, какие они есть. (Толерантность) Люди, объединённые общей целью или интересом. (Коллектив) Культура, традиции и язык, передающиеся из поколения в поколение. (Наследие) Основа любой дружбы. (Доверие) Международная организация, объединяющая страны. (ООН) Противоположность вражде. (Дружба) После выполнения: Учитель вызывает нескольких учеников к доске или экрану для совместной проверки. По мере обсуждения правильных ответов он поясняет значение ключевых слов, связывая их с общей темой: «Обратите внимание, как много разных слов мы вспомнили. Все они по-своему раскрывают смысл единства. Это не просто жить рядом — это уважать, поддерживать, стремиться понять и принять друг друга.» Задание 2. Музыкальная викторина «Угадай песню — угадай народ» Цель: показать, как культура и искусство объединяют людей независимо от национальности и языка; познакомить учащихся с музыкальным многообразием народов; создать положительный эмоциональный настрой. Ход проведения: Учитель включает фрагменты 6–8 мелодий (по 15–20 секунд каждая), представляющих разные страны и культуры. Это могут быть как народные песни, так и современные композиции на национальных языках. Песни подбираются заранее — желательно, чтобы они были узнаваемыми или характерными по звучанию (например, казахская кюй, армянская дудук-мелодия, грузинское многоголосие, узбекская народная песня, русская частушка, китайская народная мелодия, английская поп-песня). Инструкция для учеников: «Сейчас вы услышите несколько музыкальных отрывков. Попробуйте определить: – Из какой страны или региона эта песня? – Какой народ её мог исполнить? – Что вы чувствуете, слушая эту музыку?» Ученики отвечают устно. Можно записывать их варианты на доске. Допускаются коллективные ответы. Пример мелодий: Казахская народная песня (например, «Япурай» или кюй «Адай») Русская народная — «Калинка» Узбекская — «Ялла» Армянская — мелодия с дудуком Грузинская — многоголосная народная песня Английская — фрагмент известной поп-песни Корейская — короткий фрагмент популярной K-pop песни Немецкая — традиционная маршевая или праздничная музыка Обсуждение после каждого фрагмента: Чем отличается эта музыка от нашей? Какие чувства она вызывает? Можно ли сказать, что музыка — это универсальный язык? Вывод учителя: «Мы все говорим на разных языках, по-разному одеваемся, празднуем праздники. Но музыка — она объединяет. Музыка — это часть культуры народа, а знакомясь с ней, мы становимся ближе друг к другу. Единство начинается с интереса и уважения к другому.» Задание 3. Творческая работа «Дерево единства нашего класса» Цель: символически отразить сплочённость, дружбу и индивидуальность каждого ученика в общем коллективе, развить творческое мышление и эмоциональную вовлечённость. Ход выполнения: Учитель объясняет смысл задания: «Сейчас мы создадим символ нашего класса — Дерево единства. Его корни — это наша история, ствол — это наша сила и опора, а листья — это вы, каждый из вас, неповторимый и важный. Чтобы дерево стало полным — нужны все!» Варианты выполнения: Коллективная работа (на ватмане): Ствол дерева заранее нарисован (или быстро рисуется одним учеником/учителем). Каждый ученик макает пальцы в гуашь (или обводит ладонь фломастером) и оставляет отпечаток в виде листочка. Внутри или рядом с «листочком» пишет своё имя или черту, которую ценит в себе/друзьях (например: доброта, честность, отзывчивость, юмор). Индивидуальная работа (каждому по листу): Учащиеся рисуют своё «дерево единства», отражающее их роль в классе, друзей, эмоции от классной жизни. В конце все рисунки вывешиваются на стенде или на доске. Завершение задания — рефлексия (устная): После завершения работы учитель приглашает учеников поделиться своими впечатлениями: – Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем классном часе? – Было ли что-то новое или неожиданное? – Что вы узнали о себе и о своих одноклассниках? – Почему наш класс можно назвать единым? Желающие высказываются. Учитель благодарит всех за участие и подчёркивает: «Сегодня мы с вами не просто поговорили о дружбе и единстве, но и показали, что наш класс — как дерево: крепкий, живой, в нём каждый важен. Пусть это дерево напоминает вам о том, как важно быть вместе.» |