«____»______________ 2012 г. «____» ______________ 2012 г.
Классный час
на тему:
«Семья и государство»
Группа № 21
по профессии:
«Мастер по обработке цифровой информации»
Подготовила
классный руководитель: Мамедова Н.В.
п. Первомайский
2012 г.
Классный час: «Счастливая семья»
Цель: формировать чувство уважения, любви и заботы к членам своей семьи. Выработать чувство ответственности за свою семью.
Оформление и оборудование: Учащиеся готовят фотографии своих семей. Высказывания по теме на плакатах; Магнитофон с записями песен о маме, о семье; компьютер.
Пожалуй, нет на свете более древнего образования, чем семья. Она появилась даже раньше, чем возникло само государство. За многовековую историю семья, конечно, изменилась, но значительно меньше, чем государство Почему столь живучим оказался институт семьи? Наверное, потому, что семья так же естественна как сама жизнь. Для большинства людей семья по-прежнему имеет огромную ценность. Пройдет время и у вас будут свои семьи. У нас у каждого своя семья, т.е. та семья которая есть - расшириться. Ребята, сегодня тема нашего классного часа «Счастливая семья». И эпиграфом нашего классного часа мы взяли пословицу «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Невозможно разделить понятия семья, дом, счастье. Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества Президент России В.В. Путин постановил провести 2008 год Годом семьи. В указе «О проведении в РФ Года семьи» от 15 июня 2007 года говорится «...осуществить соответствующие мероприятия в рамках проводимого в РФ Года семьи, уделив особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетным, укреплению авторитета семьи, базовых семейных ценностей». Президент России, выступая на церемонии открытия Года семьи, подчеркнул преемственность семейных и нравственных традиций, которые необходимы для формирования гуманного общества в России. Он добавил, что, “когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем в виду моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан. Все эти качества берут свои истоки в семье». По его словам, безучастие общества, недооценка роли семьи порождают недостойные человеческого общества явления: брошенные дети и забытые родители, что “в целом негативно влияет на демографические процессы в семье”. «Ведь именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги, ребенку заменить семью не могут”.
Цель классного часа: анализ понятий семья, счастье. Что значит для вас – «Счастливая семья». Попробуем сначала разобраться что такое семья в рамках закона.
Трудно дать однозначное определение этому понятию. Такого определения нет даже в Семейном кодексе России. И все-таки, по мнению многих юристов, семья — это круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака и родства. В этот круг лиц входят родители и их дети, усыновители, бабушки и дедушки, близкие родственники. Членов семьи объединяет родство, общее хозяйство, дети, совместное противостояние беде и, наконец, права и обязанности. Семья дает человеку защиту, покой, тепло, уют, уважение и многое другое. Поэтому она так важна и дорога человеку. В семье рождаются дети, и государству небезразлично, как они живут. Давно замечено: крепкая семья - крепкая держава. И потому государство влияет на семью не только посредством поддержки добрых обычаев, традиций и нравственных устоев, но и путем издания специальных законов, регулирующих семейные отношения.
Л. Н. Толстой говорил: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая. Несчастливая несчастлива по-своему».
В конституции РФ закреплены три очень важных положения, касающиеся семьи.
1. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей
3 Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Почему о таких простых вещах надо писать в основном законе? Ведь в нормальной семье каждый ее член по доброй воле проявляет внимание к близким людям. Члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге не потому, что их обязывает к этому закон, а по естественному зову сердца. Но в том-то и дело, что не в каждой семье так обстоят дела. И потому законодателям пришлось не только занести в Конституцию эти, казалось бы, прописные истины, но и разработать специальный Семейный кодекс, где четко определены права и обязанности супругов, родителей, детей и многое другое. Государство с помощью норм права защищает того, кто нуждается в помощи. Прежде всего, это дети, их интересы всегда первостепенны. Государство накладывает на родителей обязанность заботиться о детях. И если ребенок останется без внимания родителей, оно не останется в стороне. Государство также защищает имущественные интересы детей, в частности обязывает родителей платить алименты в случае развода. В защите могут нуждаться престарелые нетрудоспособные родители, и закон обязывает детей о них заботиться. И опять-таки большинство делает это не по закону, а по совести, но ведь бывают случаи, когда без вмешательства закона не обойтись. Семейный кодекс четко определяет, с чего начинается семья. Семья начинается с брака, т.е с государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Брак- это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности.
В Интернете опубликованы статистические данные о состоянии «семейного дела» в стране. Из 41 миллиона зарегистрированных в России семей 48% (вдумайтесь -практически половина!)- бездетные. Тех, у кого один ребенок, -34%, двое детей- 15%, и лишь в 3% семей трое и больше ребятишек. Подтверждает удручающую статистику данные, прозвучавшие на парламентских слушаниях в Госдуме, о соотношении числа браков и разводов: на 1000 человек населения их 7.1 и 5.9 соответственно. Бытует мнение, будто моден сегодня незарегистрированный брак, и потому надо по-иному оценивать «качество» любви в России. Всеведущая статистика утверждает, что в гражданском союзе состоят менее 30000 супружеских пар, и в подавляющем большинстве таких союзов детей нет, так что к вопросу демографии и семейного счастья это точно не имеет никакого отношения. Здоровья, уверенная в отрадной перспективе семья- вот главный демографический фактор.
Что дает нам семья?
Функции семьи – жизнедеятельность, связанная с удовлетворением семьи.
Что такое потребности семьи?
Из раздела домашней экономики по технологии мы знаем, что потребности семьи - это удовлетворение духовных и материальных желаний семьи. Давайте их перечислим:
1.Репродуктивная
2. Воспитательная
3. Коммуникативная
4. Психотерапевтическая
5. Хозяйственно - бытовая
6. Функция первичного социального контроля.
7. Духовного общения
Ребята, а теперь давайте поговорим о том, что значит для вас понятие семья.
(рассуждают дети) – 10 минут.
23 сентября 2008 года, мы с нашим школьным психологом Надией Зякиевной провели анкетирование с вами и вашими родителями по теме «Жизненные ценности».
Ценности – «это специфические формы смысловых образований в личностных структурах или это индивидуальные (у каждого человека они свои, особенные) «особенно дорогие» мыслительные вещи, которым придается огромное значение. Так любая ценность, любой стандарт поведения ориентирования в конечном счете на удовлетворение тех или иных потребностей. Базисные потребности человека можно условно разделить на три основные группы:
1. Витальные (биологические) потребности – в пище, воде, сне и т.д. В этом случае ценности являют собой множество материальных потребностей в одежде, жилище, технике и т.д.
2. Аффилиативные потребности – принадлежность к определенной социальной группе и занимать определенное место (необязательно лидирующее) место в ней, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви.
3. Духовные потребности – стремление к познанию окружающего мира.
На прошлом классном часу, когда мы с вами разбирали генеологическое дерево семьи, вы получили задание на дом, составить генеологическое дерево своей семьи для того, чтобы вложить его в наше портфолио. Поднимите руку, кто желает рассказать о своих предках.(дети по желанию рассказывают о своем генеологическом дереве).
Ребята, давайте перейдем к нашему второму понятию «Счастье».
Счастье – это ощущение реализации внутренних возможностей человека. В полном виде это проявляется только тогда, когда человек точно понимает что и как он реализует в этой жизни, какая цель есть у него, насколько эта цель велика. Другими словами, счастье – это ощущение сближения с силами Природы, понимание, что все люди на Земле составляют единый организм. И мы не можем плохо думать, плохо относиться к частям собственного тела, потому что все мы – взаимосвязаны и каждый выполняет свою функцию в организме, называемом «человечество». Для счастья не требуется никаких особых условий – ни дворцов, ни солидного счета в швейцарском банке, ни наличия нефтяных месторождений. «Если хочешь быть счастливым – будь им!». – так говорил мудрый Козьма Прутков. Но чтобы просто «быть», необходимо все время работать над собой и над своими ошибками. Счастье, когда тебя понимают (любят и ценят) дома и на работе. Что может быть важней и дороже понимания. сочувствия, готовности разделить с тобой беду и удачу. поддержать тебя в лучших стремлениях, в делах и развлечениях. Что может быть дороже сознания: Ты нужен, необходим другим людям, без тебя им не жизнь – не в жизнь? Само слово «счастье» подсказывает этот ответ. Ведь в древние времена оно звучало иначе: счастье. то есть соучастье твое в делах, бедах и радостях других людей, и этих — других — в твоих собственных заботах, трудах, удачах. Понятие счастье не может быть без семьи, отца и матери.
Матери – главные зодчие человечества, а на плечах отца держится мир. «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы все в неоплатном долгу. Это мать». Эти замечательные слова, принадлежат писателю Николаю Островскому. Для каждого человека мать самый родной человек на свете. Все лучшее в дом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное — жизнь. Материнская забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Мать — единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности Белинский писал: «Мать любит свое дитя сердцем, кровью, нервами, любит его всем существом своим... Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею!» Можно бесконечно приводить высказывания о матерях. Ине только известных мыслителей, писателей, педагогов. Каждый человек хранит в душе проникновенные мысли о матери. Но помимо любви к маме, должно быть обязательно еще и уважение. Большим, глубоким должно быть наше уважение к матери. Такому уважению надо учиться всем. Ведь доказано, что вы относитесь, к своим родителям, так потом ваши дети будут относиться к вам.Интересы отца и матери направлены на общую цель: вырастить детей физически и нравственно здоровыми, граждански зрелыми, раскрыть их способности и дать им соответствующее образование. Но достигают они этой цели каждый собственными способами. Если старания матери прежде всего сосредоточены на сохранении здоровья и сил своего ребенка, то старания отца направлены на то, чтобы научить ребенка бесстрашно их тратить на общую пользу. Как правило, именно он Прививает детям навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в них чувство долга и ответственности за порученное дело, выводит их интересы за порог собственного дома. Именно он в большей степени приобщает свое потомство к общественным заботам. Отец выполняет роль связующего звена: в обществе он выступает как носитель семейного начала и интереса, а в доме — как носитель общественного. Этим он и дополняет мать, но не заменяет ее.
-Ребята я вам предлагаю заполнить анкету «Моя семья».
- Ребята, а теперь мне бы хотелось, чтобы вы сказали, что значит для вас счастье. (высказываются желательно опросить всех).
- Ребята, а вы знаете что в Росси появился новый праздник «День супружеской любви и семейного счастья». Он отмечается 8 июля в праздник Петра и Февронии Муромских.
- А сейчас приступим к оформлению очередной странички нашего портфолио «Моя семья». (наклеивают фотографии на 1 – 2 листа, кто наклеил крепит на доску).
А мне в заключении нашего классного часа хотелось бы пожелать всем присутствующим и вам мои дорогие дети, иметь счастливую семью.
СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО
Цели:
- развитие стремления к самопознанию и познанию основ полоролевого взаимодействия;
- формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия;
- воспитание уважительного отношения к институту семьи как одному из вариантов ответственного жизненного выбора;
- - профилактика ранней беременности и ее последствий для обоих партнеров.
Наглядность: листы формата A3, маркеры.
Ход классного часа
Психолого-социальный блок.
1. Озвучивание темы.
- Тема сегодняшней нашей встречи «Семья и государство».
2. Упражнение «Бегущая ассоциация».
Участники занятия высказывают, какие у них возникли ассоциации на слова «семья» и «государство». Высказывания фиксируются на листах или на доске.
3.Дискуссия по этим двум категориям.
Кл. руководитель предлагает группе сопоставить эти два понятия, сравнить эти две категории, ведь не зря же в народе говорят: «Семья - это маленькое государство».
- Что общего между ними? (В стране и в семье есть глава, общее имущество, права и обязанности.)
- Чем отличаются эти категории? (Государство. Управление им гораздо сложнее, так как в него входят многие губернии; управлением государства занимаются не двое, а кабинет министров, Дума, что обусловлено трудностями в установлении единого решения. Семья - это союз двух человек, мужчины и женщины, которые в процессе совместного жития готовы разделять как радости, так и горести.)
- Давайте уделим внимание молодой семье.
4. Упражнение «Портрет молодой семьи глазами мужской и женской ее половинок».
- Для начала нам необходимо разделиться на две команды по половому признаку. Каждая команда в течение семи минут должна нарисовать портрет молодой семьи, у вас для этого есть маркеры, листы бумаги.
Затем участники представляют свои работы. Сравнение образов молодой семьи, представленных девушками и юношами.
5. Упражнение «Права и обязанности».
- Как вы относитесь к смысловой стороне поговорки: «Мужчина - голова семьи, а жена - шея»? (Высказывания ребят. Первые номера - это одна группа (девушки), а вторые номера – вторая (парни).
1-я группа— опишите, что должен делать мужчина в семье.
2-я группа- опишите, что должна делать женщина в семье.
Общее задание - составьте перечень прав, которые имеют оба супруга.
Время на выполнение заданий до 10 минут, ведущие помогают группам сформулировать ответы, задают наводящие вопросы.
Обсуждение обязанностей, нахождение общих и затем переход к обсуждению представленных прав.
Ребята, давайте перейдем к нашему второму понятию «Счастье».
Счастье – это ощущение реализации внутренних возможностей человека. В полном виде это проявляется только тогда, когда человек точно понимает что и как он реализует в этой жизни, какая цель есть у него, насколько эта цель велика. Другими словами, счастье – это ощущение сближения с силами Природы, понимание, что все люди на Земле составляют единый организм. И мы не можем плохо думать, плохо относиться к частям собственного тела, потому что все мы – взаимосвязаны и каждый выполняет свою функцию в организме, называемом «человечество». Для счастья не требуется никаких особых условий – ни дворцов, ни солидного счета в швейцарском банке, ни наличия нефтяных месторождений. «Если хочешь быть счастливым – будь им!». – так говорил мудрый Козьма Прутков. Но чтобы просто «быть», необходимо все время работать над собой и над своими ошибками. Счастье, когда тебя понимают (любят и ценят) дома и на работе. Что может быть важней и дороже понимания. сочувствия, готовности разделить с тобой беду и удачу. поддержать тебя в лучших стремлениях, в делах и развлечениях. Что может быть дороже сознания: Ты нужен, необходим другим людям, без тебя им не жизнь – не в жизнь? Само слово «счастье» подсказывает этот ответ. Ведь в древние времена оно звучало иначе: счастье. то есть соучастье твое в делах, бедах и радостях других людей, и этих — других — в твоих собственных заботах, трудах, удачах. Понятие счастье не может быть без семьи, отца и матери.
Матери – главные зодчие человечества, а на плечах отца держится мир. «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы все в неоплатном долгу. Это мать». Эти замечательные слова, принадлежат писателю Николаю Островскому. Для каждого человека мать самый родной человек на свете. Все лучшее в дом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное — жизнь. Материнская забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Мать — единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности Белинский писал: «Мать любит свое дитя сердцем, кровью, нервами, любит его всем существом своим... Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею!» Можно бесконечно приводить высказывания о матерях. Ине только известных мыслителей, писателей, педагогов. Каждый человек хранит в душе проникновенные мысли о матери. Но помимо любви к маме, должно быть обязательно еще и уважение. Большим, глубоким должно быть наше уважение к матери. Такому уважению надо учиться всем. Ведь доказано, что вы относитесь, к своим родителям, так потом ваши дети будут относиться к вам.Интересы отца и матери направлены на общую цель: вырастить детей физически и нравственно здоровыми, граждански зрелыми, раскрыть их способности и дать им соответствующее образование. Но достигают они этой цели каждый собственными способами. Если старания матери прежде всего сосредоточены на сохранении здоровья и сил своего ребенка, то старания отца направлены на то, чтобы научить ребенка бесстрашно их тратить на общую пользу. Как правило, именно он Прививает детям навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в них чувство долга и ответственности за порученное дело, выводит их интересы за порог собственного дома. Именно он в большей степени приобщает свое потомство к общественным заботам. Отец выполняет роль связующего звена: в обществе он выступает как носитель семейного начала и интереса, а в доме — как носитель общественного. Этим он и дополняет мать, но не заменяет ее.
- Ни для кого не секрет, что сегодня в нашей стране все популярнее становится заключение брачного контракта.
Брачный контракт - это юридический документ. До свадьбы многие молодые люди оговаривают в нем свои права и обязанности относительно будущей совместной жизни: количество детей, имущественные вопросы, ссылки на случай развода или вдовства.
- Как вы думаете, какова причина, по которой заключается этот документ? Возможно, что причина и не одна. (Варианты ответов участников.)
- Конечно же, все мы хотим, чтобы наше будущее было безопасно, давало нам ощущение уверенности в завтрашнем дне, чувство защищенности и приносило удовлетворение, удовольствие от совместной жизни. Таким образом, мы стараемся брачным договором защитить себя. Скажите, пожалуйста, а возможно ли предусмотреть все случаи? (Мнения участников.)
- Каким образом сейчас некоторые молодые люди пытаются проверить свои чувства на прочность?
(Варианты ответов. Ведущий в ото время вывешивает большой лист на доску или отмечает на доске два сектора: гражданский брак, законный союз.)
- Одним из способов является гражданский брак. Что это за брак? Так ли он хорош? (Совместное обсуждение: плюсы и минусы гражданского брака.)
- Можно ли предполагать, что это брак, в котором кто-то из партнеров избегает брать на себя ответственность?
- Дает ли этот брак возможность проверить чувства друг друга?
- Соответствует ли он нашей схеме: любовь - ответственность - уважение? К каким последствиям может привести данная форма гражданского брака?
- Существует ли альтернатива гражданскому браку? (Это законный союз — зарегистрированные супружеские отношения.)
- Какие плюсы и минусы есть в этом варианте брака? (Вари анты ответов фиксируются на доске или листе.)
Рефлексия.
Участники урока высказывают свои ощущения, чувства, которые они испытывали во время занятия, и пожелания ведущим. Педагоги благодарят ребят за активность и доверие к ним.
Классный час на тему:
«Родители и дети. Объяснение в любви».
Цель: Показать значимость семьи в формировании личности ребенка.
Ход классного часа:
На доске:
«Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства».
«Семья – это та первичная среда, где человек учится творить добро».
В.А. Сухомлинский
«Кто почитает родителей, того и дети будут почитать».
Чувашская пословица
1 часть (познавательная)
Вступительное слово ведущих:
1 ведущий:
Добрый день, гости дорогие! Мы рады видеть вас здесь! 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. И мы хотим привлечь ваше внимание к этому празднику, так как многие из вас, наверное, о нем и не слышали. Нам хорошо известны такие праздники, как 8 Марта, 23 февраля, когда мы поздравляем своих родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек по отдельности. Сегодня нам предоставлена возможность: еще раз сказать добрые слова друг другу, сказать спасибо, что вы есть, что мы вас очень любим и гордимся вами!
2 ведущий:
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что – малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей
Валентин Берестов
Дом – слово знакомое нам с детства. От него веет теплом и уютом. Дом для каждого из нас – убежище, которое оградит нас от всех напастей, место, где мы всегда найдем любовь, взаимопонимание, где мы счастливы. Здесь живет наша семья.
1 ведущий:
До начала 20 века русские семьи состояли из нескольких поколений (не случайно и слово такое образовалось: «семь» - «я»). В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
2 ведущий:
А какими являются семьи сегодня? Расскажите о своей семье. Выступления учащихся. По ходу рассказа можно спросить о составе семьи, традициях, увлечениях, событиях, которые больше всего запомнились.
1 ведущий
А теперь мы поиграем. Приглашаю вас принять участие в конкурсной программе.
1 задание: Интеллектуальная разминка.
Как называется дом:
- в белорусской или украинской деревне? (хата)
- Перевозное жилище у кочевых народов? (кибитка)
- дом кавказских горцев, сложенный из камня? (Сакля).
- Постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой, где рай с милым. (Шалаш).
- Название отдельного жилого помещения с кухней, передней, комнатами. (Квартира).
2 ведущий:
Вы справились с этим заданием. Молодцы! А теперь задание сложнее.
Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Человек, который хорошо знает пословицы и правильно их употребляет, сам становится умнее.
2 задание: «Закончи пословицу».
Его можно выполнить в паре со своим соседом. Пословицы объяснить.
- Не красна изба углами, а (красна пирогами).
- В гостях хорошо, а (дома лучше).
- В своем доме и стены (помогают).
- Где родился (там и пригодился)
- Не нужен и клад, (коли в семье лад)
- Яблоко от яблони (не далеко падает).
1 ведущий:
Основой каждой семьи является воспитание детей. Каждая семья строится по определенным правилам.
3.«Если бы я был (была) взрослой…».
Советы родителям по воспитанию дают сами дети.
2 ведущий:
Вся наша жизнь – театр, и все мы в нем актеры. Следующее задание:
4.«Сценки из семейной жизни». Угадай, кто это? Предложить детям изобразить типичную семейную ситуацию, например:
- делает макияж и расчесывается перед зеркалом,
- забивает молотком гвоздь,
- меняет ребенку пеленки,
- месит тесто и делает пирожки,
- чистит ботинки.
- настраивает телевизор,
Можно предложить свой вариант.
1 ведущий:
Отношения родителей и детей не возможны без слов любви и ободрения.
5. «Ласковые слова». Передай сердечко.
Предложить детям вспомнить те ласковые слова, которые им говорят родители чаще всего.
2 ведущий:
Душой любой семьи всегда является мама. Материнская любовь греет нас всегда, потому что самое дорогое для матери – дети.
Мама – это солнечный свет,
Взгляд чудесных ласковых глаз.
Сохранит от тысячи бед
И поможет тысячу раз.
6. Конкурс для присутствующих мам
А) Найти своего ребенка с завязанными глазами, детей по очереди подводят к маме – участнице конкурса, она должна узнать своего ребенка наощупь,
Б) Найди ребенка по голосу. Для этого мама становится спиной к классу.
Каждый из детей произносит слово «мама».
1 ведущий:
Каждый человек мечтает о теплом, уютном доме, где его понимают и любят. Предлагаю вам построить такой дом.
7. «Дом моей мечты».
Сейчас вы получите специальные кирпичи. На них вы можете рисовать и напишите те качества, какими должен отличатся ваш дом, что в нем будет главным.
Предложить детям построить дом на доске и представить его.
Заключительное слово классного руководителя:
Подошел к концу наш классный час. Спасибо за участие. Не забудьте поздравить своих родных с Днем семьи и пожелать здоровья, счастья, успеха во всех делах
И в завершении нашей встречи приглашаю вас на фотовыставку «Родители и дети. Признание в любви».
При ее подготовке использованы книги Бредли Тревора Грива «Дорогая мамочка, спасибо тебе за все», «Дорогой папочка: отец, друг и герой».
Семья – маленькое государство
Цели. Расширить представления учащихся о роли семьи в обществе; познакомить с Семейным кодексом РФ, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о бюджете семьи; воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.
Учебные материалы. Плакат со словами Конфуция: «...семья – это маленькое государство»; карта путешествия: «Состав семьи» – «Отношения в семье» – «Бюджет семьи»; «Семейный кодекс РФ»; карточки с пословицами; рисунки с изображениями автобуса, дерева Домовенка Кузи; калькулятор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Сегодня мы поговорим о семье. У древнекитайского мыслителя Конфуция есть такое высказывание: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». Действительно, ребята, у государства и семьи очень много общего. Чем же они похожи, мы узнаем, совершив путешествие в «государство» под названием Семья.
Чтобы в дороге нам не пришлось скучать, мы возьмем с собой Домовенка Кузю. Испокон веков считалось, что в доме, кроме членов семьи, жил еще добрый дух – домовой. Положит бабка скалку, а найти не может: «Домовой спрятал!» Оставил дед топор в одном месте, а нашел в другом: «Домовой шалит!» Но домовой – это добрый дух, и считалось, что без домового не будет согласия, порядка в доме, не пойдут дела. И когда семья переезжала в новую избу, хозяева приходили в старую, чтобы взять самое доброе – огонь в очаг – и позвать домового: «Домовой, иди к нам на новое место жить!»
Остановка первая «Состав семьи»
У. Мы начинаем свое путешествие с города «Состав семьи». Прежде чем побывать в этом городе, Домовенок Кузя предлагает объяснить смысл пословицы: «Когда семья вместе, то и душа на месте».
Ученики объясняют смысл пословицы.
– Ребята, давайте познакомимся с вашими семьями.
ПЛАН
1. Какая у вас семья – большая или маленькая? Сколько человек в семье? 2. Как зовут маму? 3. Как зовут папу? 4. Сколько детей в семье? 5. Живут ли с вами бабушка и дедушка? 6. Что общего у членов семьи?
Дети рассказывают о своих семьях по плану.
– Вы правы, у членов семьи очень много общего: дом, вещи, мебель, посуда, праздники, интересы, заботы. Но Домовенок Кузя думает, что у семьи есть еще кое-что общее. Вы об этом узнаете, если отгадаете загадку, которую он вам приготовил:
И у мамы есть, и у папы есть, И у меня есть, и у тебя есть. Чтоб тебя знать, надо вслух назвать.
Дети. Фамилия.
У. У каждой фамилии есть свое происхождение. Иванов – от имени Иван. Рыжов – может быть, у предка этого человека были рыжие волосы. У Рыбакова – рыбак. У Медведева – человек большого роста, увалень. Ребята, а как можно объяснить происхождение ваших фамилий?
Учащиеся вместе с учителем пытаются объяснить происхождение своих фамилий.
– Ребята, Домовенок приготовил вам следующее задание. Объясните смысл пословицы: «Без корня и полынь не растет».
Ученики объясняют смысл пословицы.
– Совершенно верно, у каждого человека есть свои «корни». Есть такая наука, которая изучает родственные связи человека. Эта наука называется «генеалогия».
Генеалогия (от греч. genealogia – родословная), специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений.
На парте – лист с изображением дерева. Учащиеся по инструкции учителя вписывают имена бабушек, дедушек, мамы, папы, сестер и братьев, затем рассказывают по рисунку о своих родственных связях.
Остановка вторая «Отношения в семье»
У. В каждом государстве есть главный человек. Кто это?
Д. Президент.
У. А в семье есть главный человек?
Ребята рассказывают, кто у них в семье главный – мама или папа.
– Испокон веков считали, что главой семьи является муж и отец. Он был кормильцем, опорой семьи. А женщине отводилась роль домохозяйки, хранительницы очага. С тех пор многое изменилось. Теперь женщина не только занимается домашними делами, но еще и работает. Как вы думаете, семья должна жить, как ей захочется, или по какому-то закону?
Д. По закону.
У. В любом государстве есть закон, по которому живут его граждане. Называется он Конституцией. Семья также должна жить по определенным правилам. Чтобы регулировать отношения между государством и семьей, между родителями и их детьми, существует Семейный кодекс.
Учитель показывает Семейный кодекс РФ и зачитывает из него несколько статей.
– Проблема взаимоотношений в семье всегда волновала писателей. Вы читали много произведений, в которых затрагивается эта проблема. Домовенок Кузя приготовил вам небольшую литературную викторину.
Викторина
Угадай, из какого произведения отрывок, о ком в нем говорится, и ответь на вопросы.
1. «Стала девочка разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит – не может оторваться. Глядит – не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде».
Д. Это Айога из нанайской сказки «Айога».
Вопросы к классу:
1) Помогла ли Айога маме? 2) Почему мама дала лепешку другой девочке? 3) Что случилось с Айогой? 4) Как бы вы поступили на ее месте?
2. «Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери...»
Д. Третья дочь из татарской сказки «Три дочери».
Вопросы к классу:
1) На какую из дочерей вы хотели бы быть похожи? Почему? 2) Как бы вы поступили, если бы вашей маме потребовалась ваша помощь? 3) Чему учит эта сказка?
3. «Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и пальцы ее покрывались большими волдырями...»
Д. Элиза из сказки Х.К. Андерсена «Дикие лебеди».
Вопросы к классу:
1) Для чего Элиза рвала крапиву? 2) Смогла ли она спасти братьев? 3) Чему учит эта сказка?
4. «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта».
Д. Дед из рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Вопросы к классу:
1) Какие чувства вы испытываете к старику? 2) Правильно ли поступили сын и невестка? 3) Как вы понимаете слова: «Корми деда на печи – сам будешь там»? 4) Чему учит рассказ?
У. Что, ребята, главное в семье? Как вы понимаете смысл пословицы: «Не нужен клад, коли в семье лад»? (Дети отвечают.) Конечно, самое главное в семье – это согласие, взаимопонимание, дружба, любовь и общие интересы. Как вы будете относиться к своим родным и близким, так и ваши дети будут относиться в последующем к вам.
Остановка третья «Бюджет семьи»
У. Ребята, в каждом государстве существует бюджет.
Бюджет(от англ. budget) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или лица на определенный срок (например, год).
– Бюджет государства рассчитывается на один год, а семейный бюджет рассчитывается на месяц или на год. Сейчас мы побываем в одной семье и посмотрим, как она рассчитает семейный бюджет на месяц.
Сюжетно-ролевая игра «Мы – семья»
Из числа учеников назначаются «папа», «мама», двое «детей». «Папа» считает на калькуляторе доходы семьи.
Карточка 1
Заработная плата папы – 10 000 р/месяц Заработная плата мамы – 7000 р/месяц Итого: доход семьи – 17 000 р/месяц.
«Мама» считает расходы семьи.
Карточка 2
Коммунальные услуги – 2000 р/месяц Телефон – 450 р/месяц Питание – 2000 р/месяц на человека Одежда – 3000 р/месяц Лекарства – 750 р/месяц Разное – 1500 р/месяц Итого: расход семьи – 9700 р/месяц.
Затем доходы и расходы семьи сверяются. В случае если расходы превышают доходы, необходимо познакомить учащихся с понятием «бюджетный дефицит».
Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Целесообразно провести беседу о том, на чем семья может сэкономить, подвести учащихся к мысли о необходимости экономии воды и электроэнергии.
– Ребята, вы убедились, как непросто родителям вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Домовенок Кузя просит вас объяснить смысл поговорок: «По размеру ноги выбирай сапоги», «Не в деньгах счастье». (Дети отвечают.)
– Люди с древнейших времен задавали себе вопросы:
Что такое жизнь?
Что такое счастье?
В чем смысл жизни?
Нужна ли человеку семья?
Человек рожден для счастья, как птица для полета. Каждый стремится к счастью, как цветы тянутся к свету. Есть такое понятие – семейное счастье. Счастье для матери – это ее ребенок. Счастье для ребенка – когда у него есть любящие и заботливые родители. Счастье для отца – это дом, семья, здоровые дети. Заканчивая наше путешествие, хочу всем пожелать счастья, в том числе и семейного.
1. Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи. 2. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников. 3. Формирование представлений о жизненном идеале семьи. 4. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей. 5. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
План проведения мероприятия: I. Введение. 1.Исполнение песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов) 2.Исполнение учащимися песни «Родительский дом». II. Что такое семья, дом? 1. Выступление классного руководителя. 2. Стих-е «В семейном кругу». 3. Этапы подготовки к классному мероприятию. 4. Стих-е «Как появилось слово «семья»?» 5.«Что такое семья?»- мнения уч-ся в сочинениях и анкетах- обобщение. III. Семейные традиции. 1. Стих-е «Вчерашний день, минувший год». 2. Генеалогическое дерево а) определение понятия «генеалогическое дерево». б) анализ составленных генеалогических деревьев учащихся в) интервью с учащимися «как составлялось генеалогическое дерево и что получилось?» г) «нужно - ли составлять генеалогическое дерево?» и советы и выводы. V. «Кем я могу гордиться в моей семье?»- выступление учащихся с отрывками из своих сочинений. 1. «Мой прадедушка». 2. «Папа - для меня все». 3. «Мои дедушка и бабушка». 4. «Моя мама» 5. Мини-сочинения родителей о своих детях. 6. Семейные династии. 7. «Наши имена». 8. «Загляните в семейный альбом». а) стих-е «жизнь человека - только миг». б) история традиции 9. Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях. 10. Традиция проведения свободного времени в семье. а) стих-е «Дом» б) «тепло семейного очага». в) Выступления учащихся с рассказами из своих сочинений о проведении свободного времени в семьях. 11. Кулинарные традиции а) Выступление учащихся-рассказы из сочинений б) стих-е «Дом» 12. Семейные праздники а) рассказы учащихся. IV Выводы 1. Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции. 2. Результаты анкетирования. 3. Наш класс-это семья а) наши традиции и праздники. б) гостеприимство в) для чего нужны семейные праздники? г) цирковой номер
V. Заключение 1. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях, собранные учащимися. 2. «Строительство дома по кирпичикам» («Из чего состоит дом?») VI. Приложение: 1. Вопросы анкеты, результаты анкетирования. 2. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях. 3. «Строительство дома по кирпичикам». 4. «Домострой» 5. «Слова великого Конфуция». 6. Подготовительная работа к мероприятию. VII. Список использованной литературы.
Подготовительная работа к мероприятию: 1. Изречения о семье, пословицы, поговорки. 2. Разучивание песни «Родительский дом», муз-ое сопровождение. 3. Стихи о доме, семье. 4. Проведение анкеты среди учащихся «Ваши взаимоотношения в семье». 5. Анкетирование родителей, родит. собрание, мини-сочинения родителей о своих детях. 6. Сочинения уч-ся о семейных традициях; праздниках, о главных и любимых людях в семье, «Кем бы вы могли гордиться в семье?» «Семейные династии», «Свободное время в семье», «Кулинарные традиции». 7. Оформление газеты с фотографиями, комментариями: «Загляните в Семейный альбом». 8. Составление родословной своей семьи. 9. Семейные вещи, сделанные своими руками - выставка. 10. Кондитерские изделия. 11. Сбор пословиц и поговорок учащимися класса. 12. Выставка старинных семейных фотографий, вещей, грамоты. 13. «Кирпичики семейного дома». 14. Грамоты класса. 15. Стол, муз. сопровождение для муз.номера (цирковой номер) 16. Фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)
Семейные праздники. Семейные традиции. Изречения: (на доске) «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы». (А. Н. Острогорский)
«Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости».
«Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети». (А.С. Макаренко) «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». (Всеобщая декларация прав человека. Статья 16-3)
«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Сократ)
«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». (У. Фоскало)
«Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним».
«Семья-это то место, куда приходят отдыхать победные силы человека». А. С. Макаренко «Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетие вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитает человека». (Восточный период)
I. Введение: 1. Перед началом звучит фонограмма песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего». 2. Группа уч-ся исполняют песню «Родительский дом». I. Где бы ни были мы, но по-прежнему Неизменно уверены в том, Что нас примет с любовью и нежностью Наша пристань - родительский дом. Припев: Родительский дом – начало начал, Ты в жизни моей надежный причал. Родительский дом, пускай много лет Горит в твоих окнах добрый свет. II. И пускай наше детство не кончится Хоть мы взрослыми стали людьми, Потому что родителям хочется, Чтобы мы оставались детьми. Припев: III. Поклонись до земли моей матери И отцу до земли поклонись. Мы с тобою в долгу неоплаченном Свято помни об этом всю жизнь. Припев:
II. Основная часть: что такое семья, дом? 1. Сегодня мы встретились с вами, ребята, и с вами, уважаемые взрослые, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье. Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имел все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя. Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство. 2. В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизни ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ - родительский дом». 3. Этапы подготовки к классному часу. Сегодня мы поговорим с вами также и о семейных праздниках и традициях. Готовясь к классному часу, ребята получили задание написать сочинения о своей семье и каждый выбрал себе разную тему: кто-то писал о семейных праздниках, кто-то о любимых блюдах членов семьи, о свободном времени - как они проводят его со своей семьей, кем они могут гордиться и уважать в своей семье, что значит семья в жизни человека. Мы провели анкеты среди учащихся и родителей, рисовали рисунки, составляли родословную своей семьи, собирали фотографии, семейные реликвии, вещи которые сделаны своими руками. Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. Думаю, что им будет тоже интересно. Так что же такое семья? 4. Как появилось слово семья? Когда-то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе 7 вопросов задам: кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихонько ответила: «Я». «Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос мой, подруга моя...» «Я, я, я», - Ева молвила: «Я». Сказала она знаменитых семь «Я», И так на земле появилась семья».
5. «Что такое семья?» - мнения учащихся в сочинениях и анкетах. Ребята, как вы писали в своих сочинениях, анкетах, семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же ваши родные и близкие вам люди- это ваша семья. И я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом- начало всех начал». Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиции, это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
III. Семейные традиции. 1. Вчерашний день, минувший год Не умирает в человеке. Прошедший век - он в нашем веке Еще звенит, еще поет. Живут высокие веленья Ума и сердца прежних лет, Давнее участие, волненья Еще отбрасывают свет.
2. Генеалогическое дерево. а) Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями». И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смогла написать Саша Е. 29, немного поменьше 22 - Саша Ц. и 21- Катя К. в) Интервью. И сегодня не только мы, но и корреспондент газеты «Ленские вести» хочет задать Саше Е. несколько вопросов. Кор.: Саша, я слышала, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно, мне интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево? Саша: 29 имен. Кор.: Как долго ты работала над ним? Саша: Несколько часов. Кор.: Одной тебе было не справиться, кто тебе помогал? Саша: Моя мама. Кор.: А как вам это удалось? Саша: Мы целый день опрашивали по телефону своих родственников, даже из других Городов. Кор.: Интересно, а что дала тебе эта работа? Саша: Было самой интересно, и другие родственники заинтересовались. Кор.: Здорово. Спасибо. Я тоже попытаюсь составить свою родословную и обязательно Расскажу о тебе в нашей газете. Саша Ц.: «А у меня 22 имени. Мне пришлось (постоянно) расспрашивать маму и папу, чтобы узнать о своих родственниках. Заодно узнала много интересного о них». Катя К.: «У меня 21 имя. К сожалению, больше не смогли вспомнить, но хотелось бы все-таки больше родственников знать, ведь это родные люди».
г) Советы и выводы. Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?» Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
3. «Кем я могу гордиться в моей семье?» - выступления учащихся с отрывками из своих сочинений. Одной из традиций было также то, что люди гордились своими знаменитыми предками. 219 ныне здравствующих потомков (Пушкинских) гордятся своим великим предком А.С. Пушкиным. И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье. О своих родных вы писали в сочинениях и теперь поделитесь с нами вашими мыслями. Юля Ф. (прадедушка) 1. «Я могу гордиться многими в нашей семье. Но особенно я горжусь моими прадедушкой, бабушкой и братом. Мой дедушка Василий был на войне. Он уничтожил много врагов и героически пал в бою. Прадедушка был награжден медалью «За храбрость», которая храниться в музее. Я уже с 6 лет поняла, какую он принес пользу Родине». 2. Наташа С. (папа) «Я очень горжусь нашей семьей. Особенно папой! Несмотря на то, что мы все вредные и непослушные, он умеет держать нас в руках. Хотя у нас очень большая семья: три брата, две сестры и самый любимый член семьи собака - Цой, мы все живем дружно и весело». 3. Алеша К. (дедушка, бабушка) «Мой дедушка проработал 46 лет на заводе металлоконструкции. А в 88-м году приобрел запущенный участок земли и начал его разрабатывать. Так - как там очень тепло, ведь недалеко море, он посадил фруктовые деревья, ягоды, овощи. Сейчас ему 73 года, и он души не чает в своей фазенде. Моя бабушка проработала в ателье более сорока лет. Она вдвое перевыполняла план. Ее награждали почетными знаками и медалью к столетию Ленина». 3. Саша Е.: «Я, как и многие, из своей семьи больше всех люблю свою маму. Я с ней делюсь своими секретами, тайнами. Она меня всегда поддерживает во всем. Я знаю ее любимый город, даже любимые конфеты. С мамой мы бываем во многих городах. Когда мы вместе идем прогуляться, можем прокатиться с горки, поесть мороженного. Она у меня самая лучшая мама на свете».
4. Мини-сочинения родителей о своих детях. Я думаю, что вы, ребята, искренне восхищались своими родными, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими, но, к сожалению никто здесь не сказал, а как вы заботитесь о них, как им помогаете, в чем проявляется ваша любовь. Я думаю, что вы из скромности умолчали об этом, а ваши родители в небольших сочинениях о вас написали следующее, и, может быть, вы отгадаете, о ком идет речь. Я попросила родителей написать о вас и плохое, и хорошее. 1. В. Б.А.: «Моя дочь целеустремленная, если она захочет, то добьется всего, чего захочет. Порой загорится какой - то идеей или делом, сделает и так же быстро остывает. Но, что положительного и чем горжусь я, то это тем, что дело доводит до конца. Потом берется за другое дело, причем абсолютно противоположное предыдущему. Но думаю, что, чуть повзрослев, она все-таки определится с одним делом».
2. А. Н.Г.: «Мой сын не всегда внимательный, ему приходится говорить по 10 раз, забывает переодеваться после школы и не любит убирать за кошкой «Виской», но зато он помогает по дому, выносит мусор, любит убирать, часто ездит бабушке в аптеку за лекарствами, сам встает утром и готовит себе и папе завтрак. Помогает на даче, в основном сажает и копает картошку». 3. Ц. М.А.: «Моя дочь не всегда поддерживает порядок в своей комнате, многое приходится напоминать по нескольку раз. Но я могу доверить ей младшую сестренку. А еще хорошая помощница на кухне, летом на даче». 4. К. Е.К.: «Мой сын, по-моему, чересчур ленивый. Не очень хочет что-то делать по дому. Ему бы в компьютер поиграть, да телевизор посмотреть. Но зато он очень (для меня, во всяком случае) ласковый, при встрече поцелует, поинтересуется, как прошел день, расскажет о своих проблемах». 5. А. О.Л.: «Удивила моя дочь в возрасте 5 лет, старшей было 7 лет. Придя вечером с работы, а работала по сменам, испекли хлеб, т.к. с зарплатой ВТО время было туговато. А в дальнейшем постоянно удивляют». 6. Ф. И.Н.: «Мой сын не очень хорошо учится, сильно стесняется. Как матери мне бы очень хотелось, чтобы он подтянулся в учебе. Я знаю, у него есть способности, но ленится. Но он хороший помощник и мне и отцу. Что бы не попросили, все делает без пререканий. Отцу помогает вместе с братом - копают картошку, строят теплицы, зимой - уборка снега - это их обязанность, кормят курей, убирают в сарае». 7. Б. Т. Н. (Гуляшова Ю): «Моя дочь хоть и ведет себя не так, как мне бы хотелось, но зато она мне всегда посоветует, что-то поможет мне, когда я себя чувствую, она моя маленькая подушечка, мне с ней легко и тепло и она иногда удивляет меня своими шедеврами в выпечке. Мне это очень приятно. Спасибо тебе моя дорогая синичка за то, что ты есть у меня!» 8. М. В.Д.: «Мой сын немного плохо стал себя вести на уроках, плохо стал учиться. Это меня очень огорчает. Зато дома он мне очень много помогает. Я работаю на 2-х работах и иногда просто не успеваю дома что-то сделать. Он мне дома все уберет, помоет посуду, вытрет пыль. Один раз даже к моему приходу приготовил сам кушать. Вычитал в поваренной книге как приготовить драники. Было очень вкусно. Спасибо ему». 9. С. М.А.: «Мой сын немного упрям, его нельзя много хвалить, часто задирается к старшему брату и начинается драка. Но если его что-то попросить, он с удовольствием тебе поможет, сходить в магазин, уберет со стола, поможет в огороде. Он трудолюбивый и любит чем-то заниматься, без дела не любит сидеть. Он у нас молодец!!!» 10. К. Л.В.: «Моя дочь - обыкновенный ребенок, но немного активная, иногда не реагирует на мои замечания. Приходится надавливать, но в то же время внимательна к родителям, помогает по дому, уделяет большое внимание, когда нездоровится, старается сделать какие-то небольшие подарки, сюрпризы к праздникам, порадовать родителей». 11. К. И.Б.: « Мой сын упрямый, настойчивый, если перед ним есть цель, к-ая его интересует. Может лениться, но помогает делать домашнюю работу, особенно, если нужно что-то прокрутить на мясорубке. Помогает мне лепить вареники. Убирает в квартире, но без удовольствия. А вообще-то он ласковый». 12. З. Е.И.: «Моя дочь бывает, удивляет меня то с лучшей стороны, то немного с плохой, но все равно для меня она самая лучшая и всегда радует». 13. К. Г.Ф.: «Мой сын добрый и ласковый человек. Но иногда он меня разочаровывает, т. к. ленится учиться. Если бы не ленился, то учился бы на «4» и «5». Он хороший помощник по дому, всю мужскую работу взял на себя. Где выключатель отремонтирует, где шурупчик прикрутит. В трудную минуту всегда поможет. В общем, я довольна своим сыном, он для меня надежда и опора». 14. Ш. Т.Н. (Светлолобов): «Мой сын не всегда послушный, но зато он может приготовить что-нибудь вкусное (салат, умеет выпекать блины), может убрать в квартире, даже, если его не просить, но возникает подозрение, что в школе что-то не так - или «2» или поведение- «неуд». Мой сын - мой помощник по домашнему хозяйству». 15. Ш. О.И.: «Мой сын, в общем-то, не любит трудиться. Его надо заставлять. Но когда я поранила ногу и мне трудно было вставать, он сам напек блинов и поднес к моей кровати на стульчике. Я была счастлива, что он старался всю домашнюю работу взять на себя, т. к. летом папа живет на даче». 16. Д. А.И.: «Мой сын меня огорчает своими знаниями, поведением. Но он сам может отремонтировать гирлянды, провести в своей комнате свет, хоть и не аккуратно, отремонтировать магнитофон и при этом он у него играет, сделать розетку. Так же под настроение он может испечь вафли, бисквит. Он практически не совсем плохой ребенок». 17. С. Н. (воспитатель): «Трудолюбивая, участвует во всех мероприятиях, помощница в семье, рукодельница. В учении не всегда имеет хорошие оценки, но старательна, переживает за учебу. Хорошо занимается с младшими детьми. Очень ответственная, все доводит до конца. От семьи входит в состав детсовета.» 18. Е. В.М.: «Огорчила своими оценками за четверть, отношением к учебе. Но дома она первая моя помощница, все делает: убирается, готовит еду. А в этот раз удивила больше всего. Я не собиралась справлять свой день рождения, приехала с работы, как всегда поздно, уставшая, а моя дочь накрыла стол, приготовила салаты. Я была в восторге. 19. С. А.А.: «Моя дочь активная, шустрая и очень способная девочка. Учится в школе и параллельно заканчивает муз. школу, занимается баскетболом, волейболом. Любит участвовать в школьных конкурсах, олимпиадах. Она по знаку Скорпион, а Скорпионы обидчивые и нагловатые люди. Не смотря на свой юный возраст, она хорошая помощница во всем». 5. Семейные династии. Ну а теперь я хотела поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии. Так, например, в семье Ф., сложились две династии учителей и пожарников: «Моя бабушка работала учителем истории. Ее уроки были настолько интересными, что историю учили с большой охотой даже лодыри. Однажды летом она позанималась со мной, устроила викторину, загадала загадки и рассказала так, что мое внимание притягивало словно магнитом. С тех пор у меня есть интерес к истории. Другая моя бабушка работает так же педагогом- воспитателем в семейном детском доме, где работает и моя мама, и моя милая сестра, которая учится на преподавателя. Мой старший брат Валера так же связал свою жизнь с историей и учится в одном из престижных институтов страны на юриста. Я им не просто горжусь, но и стараюсь равняться на него». В семье Степы Ш. тоже есть династия: «У нас в семье мама, папа и старший брат железнодорожники». А.: «А у нас моя мама и бабушка работают по одной специальности - бухгалтер». Ап.: «У нас мамин брат пошел по стопам своего деда и стал военным».
6. «Наши имена» Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого - то из членов семьи. Поднимите руку. Кого назвали в честь родственников. Кеша Б.: - Кеша, Иннокентий, в чью честь тебя назвали? - В честь дедушки. Толя Д.: - А тебя Толя? - Тоже в честь дедушки по папиной линии. Степа Ш.: - И меня в честь дедушки Степана. Денис А.: - У нас дядю Борю назвали в честь его дяди по бабушкиной линии. А мое имя в честь святого Дениса. Саша Ц.: - Мое имя Александра совпало с именем дедушки Александр. Саша Ф.: - Мою сестру Дашу назвали в честь бабушки по папиной линии. Антон С.: - Меня назвали в честь лучшего друга папы. К.: - Мою старшую сестру Иру назвали в честь бабушки. К.: - Мою маму назвали в честь маминой тети Ириной, а моего брата Юру назвали в честь маминого деда. Г.: - Мою старшую сестру Ирину назвали в честь бабушки по маминой линии. К.: - Меня назвали в честь маминого брата Владимира, мою сестру Надю в честь бабушки.
7. «Загляните в семейный альбом». Ребята вот у нас здесь фотовыставка «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии) а) «Жизнь человека - только миг В безбрежном времени вселенной, И только в памяти живых Она становится нетленной». «И дух наш, продолжая жить, Во внуков, правнуков вольется. И никогда не оборвется Веков связующая нить». б) С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Мы проводили конкурс на самую интересную семейную фотографию.
8. Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях. Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (ответ: предметы, вещи) Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими- либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится много старых вещей. Вот мы с вами провели разведку, наших старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их, и сложили их все в бабушкин сундук.
9. Традиция проведения свободного времени в семье. Есть и другие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск, как заботится о престарелых родственниках. а) Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой. А дом, заставленный добром, еще не дом. И даже люстра над столом,- еще не дом. И на окне с живым цветком - еще не дом. И даже с чайника бочком - еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Тогда эта истина понятна и проста- Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом. б) О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи. Об этом ребята, вы писали в своих сочинениях, анкетах и ваши родители тоже.
в) Вот как написали ребята в своих сочинениях о своем свободном времени в семье. Саша М.: «Летом мы ездим в отпуск к бабушке на Украину. Там очень тепло, растут яблоки, груши, сливы и другие фрукты. Я помогаю бабушке и дедушке ухаживать за их хозяйством. После этого мы ходим с дедушкой на рыбалку. А еще мы ездим на море в Одессу». Паша Г.: «В нашей семье всегда взаимопонимание. В выходные и в праздничные дни мы часто выходим на природу. Там мы жарим шашлыки и печем картошку. Иногда мы с папой ходим на рыбалку. Зимними, холодными вечерами мы тоже не скучаем, играем в шахматы, шашки, собираем пазлы.» Вова К.: «Мы очень любим путешествовать и отдыхать в разных городах и странах. Я был с семьей в Иркутске, Баку, Ростове, Канске, Москве, Новосибирске и в Китае - в Пекине, откуда привез очень много красивых сувениров»
10. Кулинарные традиции. Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас. Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду. а) Саша Ц.: «По традиции мы каждую субботу лепим вареники, почти всегда с картофелем. В лепке вареников принимает участие вся семья: мама, папа, я и младшая сестра. Я очень люблю печь, поэтому в воскресенье я стряпаю всем известный медовый торт». Саша Д.: «А мы по традиции каждое воскресенье готовим салат «оливье». В нашей семье этот салат любят. Лучше всех готовит мама. Недавно мама еще одно блюдо внесла в нашу семью. Это печенье «Розочки». Настя В.: «Любимое блюдо в нашей семье - рыбный пирог. Это блюдо готовит папа. Он готовит его по выходным, или когда приезжают гости». Наташа С.: «А у нас в семье любит готовить и стряпать моя старшая сестра Люда. Лучше всего у нее получается «Праздничный торт» и торт «мама». б) «Дом- это там, где вас поймут, Там, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом, Это твой дом»
11. Семейные праздники. К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье? а) Рассказы уч-ся. Юля Г.: «Мы всегда встречаем Новый год вместе. Самое мое любимое занятие- это ходить с папой в лес за елкой. Потом мы с папой наряжаем ее, а мама готовит праздничный ужин, состоящий из любимых блюд всех членов семьи. Потом я помогаю маме печь торты и делать, разные салаты. Потом мы украшаем стол. Под бой курантов мы загадываем желания и обмениваемся подарками, и от этого на душе становится тепло и радостно, как будто попадаешь в какую- то сказку, где все хорошо и прекрасно». Настя С.: «Мы к празднику готовимся всегда заранее. Делаем красочные приглашения, изготавливаем своими руками веселые подарки, сувениры, вкусные угощения, веселые коктейли из мороженного. Недавно мы проводили у нас в Детском Доме «День Семьи». Когда утром мы проснулись, увидели под подушкой у каждого записочки с добрыми пожеланиями. Потом мы проводили веселые игры». Женя К.: «Мне особенно нравится День рождения и Новый год. В эти праздники вся семья собирается дома за столом, приходят гости. Мы придумываем конкурсы, поздравления и проводим их. Праздники нужны людям, на празднике человек отдыхает, веселится, забывает о грусти, печали. Чем больше люди собираются вместе, общаются и веселятся, тем сплоченнее, добрее и дружнее становится». Яна А.: «В нашей семье все праздники любимые, но особенно Новый год и Дни рождения. Вся семья собирается вместе: папа, мама, сестра, я и бабушка, и никто никуда не уходим, и не старается уйти. Собравшись вместе, мы разговариваем о разном, обсуждаем какие- то проблемы, незначительные.»
IV. Выводы: 1. Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны? - Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной. 2. Результаты анкетирования. Для чего нужны «Семейные праздники»?: Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные -10- праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!
3. а) Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью. А раз мы семья, то и у нас сложились свои традиции. И одна из них - это чаепитие. И сегодня мы не будем нарушать ее. Мы хозяева - это наши гости, мы их приглашаем и угощаем. б) Гостеприимство- это тоже добрая традиция (угощение гостей приготовленными кондитерскими изделиями) Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. в) Цирковой номер (выступает Н. С.) Катя К. получила задание: найти пословицы и поговорки о семье, доме, родителях. И сейчас она представит их вашему вниманию. (Катя зачитывает, написанные на ватмане пословицы и поговорки) «Строительство дома по кирпичикам» - Из заранее заготовленных «кирпичиков» уч-ся строят «дом»- см. приложение.
«ДОМОСТРОЙ» (Сильвестр) эта книга посвящена русской семьи. Всякая благочестивая семья имеет в своем основании три ипостаси: духовное строительство, строительство взаимоотношений между членами семьи и экономическое строительство. Если хотя бы одному из этих столпов не уделять внимание, дом (семья) «покосится». В первой главе - «Наставление отца сыну». 18 глава касается непосредственно взаимоотношений между членами семьи». Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем». К чему же призывает автор книги Сильвер? «Любите отца своего и мать свою, и слушайтесь их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и помощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проведя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей, или проклят людьми; того, кто бьет отца и мать,- пусть отлучат от церкви и от всех святынь и пусть умрет он лютой смертью от гражданской казни… - Итак, на первом месте духовная жизнь семьи. Вот таков приоритет ценностей. Это неизбежно накладывало отпечаток на другие составные «дома», на взаимоотношения между членами семьи, ее экономическую жизнь.
Слова великого Конфиция: «Если ты хочешь изменить государство начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя». Анкета и результаты анкетирования: (в анкетировании приняло участие 25 учащихся) 1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье: 1) хорошие – 13 3) нормальные – 4 2) отличные – 5 4) не очень хорошие – 3 2. Считаете ли вы свою семью дружной? 1) да – 23 2) не совсем 3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? 1) праздники – 9 5) праздники и поездки – 2 2) ужин в кругу семьи – 4 6) не знаю – 5 3) поездки – 1 7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин – 1 4) всё, многое – 2 4. Как часто ваша семья собирается вместе? 1) ежедневно – 12 4) когда как – 1 2) часто – 4 5) редко – 4 3) как получится – 1 6) всегда – 3 5. Что делает ваша семья, собравшись вместе? 1) каждый занимается своим делом – 5 8) смотрим TV передачи – 3 2) всё (всё понемногу, всем, много чем) – 5 9) общаемся – 2 3) обсуждаем учёбу – 1 10) вместе проводим досуг – 2 4) занимаемся трудом и ходим летом на участок – 1 11) читаем – 1 5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы – 1 12) шутим, смеёмся – 1 6) занимаемся семейно – бытовым трудом -1 13) отдыхаем – 1, 7) делимся впечатлениями – 1 6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты? 1) редко – 16 2) иногда – 6 3) нет – 3
Классный час. Тема: «Семья, как много в этом слове»
К классному часу пишем мини-сочинение на тему «Моя семья», «Родословная», фотогазета молодости наших мам и пап (когда они были молоды).
Задачи: - формировать уважение к членам семьи;- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности: сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Всем доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. В.В.Путин объявил год 2008-годом семьи.
- А как Вы понимаете это слово «семья»?
- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?(говорят дети класса, а можно выдержки из сочинений)Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
-А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?
- Что для этого необходимо? (- чувства!)
-Какие? (-любовь!)
(Обращаю внимание на доску, где записаны слова К.Ушинского: В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев.
- Есть еще такое понятие: чувство родства. Как бы Вы определили: что это за чувство?
(-Чувство родства - наши отношения к родным и близким людям.)
Это самое раннее человеческое чувство и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.Но одно из самых глубоких родственных чувств - материнское чувство.Любовь матери не зависит от качества ребенка. Именно она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что он существует. Именно в этот момент у ребенка формируется способность быть любимым; и лишь потом появляется умение - уже взрослого человека
- ЛЮБИТЬ ДРУГОГО (мать, любимую).Именно материнское чувство - трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.(одна из учениц чтение стихотворения «Берегите матерей»)
Стихотворение
Прошу вас, берегите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «мать готова отдать
Свою ласку, нежность, душу»
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, смятенья и муки,
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет на встречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только ей никогда вы не лгите
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите.
Не оставьте их без участья,
Сей наказ вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.(А.Ремизов)
Чувства к родителям - сына к матери, сына к отцу и дочери также - все это довольно разные чувства. Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению на равных. У большинства у вас есть брат или сестра, младший или старший.
-Какие они прививают вам чувства?( дети отвечают: «К старшему брату или сестре обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу».)(для себя: Узнать, у кого в классе есть старшие (младшие) братья, сестры).
(Читает ученик)
Будь у меня любимый старший брат,
Его советы слушал бы робея,
Его защите братской был бы рад
До той поры, покуда я сильнее.
Итак, как видим родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству, учимся быть мужчиной и женщиной.
И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество.Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. (задать вопрос о долге, обязанности перед кем?, перед чем?)
Еще И.С. Тургенев сказал: «У нас есть якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Долг и обязанность - это слова- синонимы.
Гегель утверждал: «Обязанности человека делятся на четыре рода:
-А выполняете ли вы свой долг по отношению к родителям?(отвечают дети)
Родители часто говорят вам о том, что главный ваш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах.
Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей: (на лист распечатаны заповеди, тексты которых вручаются родителями, приглашенными на классный час.)
Заповеди:
· свято храни честь своей семьи;
· сюби свою семью и делай её лучше;
· будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
· подари родителям радость;
· умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
· жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.
-Нужно ли разрешать конфликты?
-Какой стратегии придерживаться в возникшей ситуации?
Для работы мне потребуются помощники: 2 пары родителей, 2 пары детей. Их задача: определить, какие чувства испытывают родители и дети в предлагаемой ситуации. Вы должны прочитать описание ситуации, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить какие меры можно будет предпринять для предупреждения конфликта.
Ситуация №1 Дочь (сын) очень плохо учатся. Маму вызвали в школу. После посещения состоялся её разговор с дочерью (сыном).
Ситуация №2Дочь (сын) требует от родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности. (Каждая группа предлагает свой вариант ответа)
- Видите у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только встать на позиции родителей, понять их, прислушаться к их аргументам
- Какие качества делают семью единой, крепкой, а какие способствуют её разрушению?(Работа в группах: на альбомном листе изобразить эти качества. Родители и дети в своих группах создают плакат, который затем защищают.)
-Что получилось?
-Как видим, семья-это маленькое солнце (так изобразили дети), благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья, поэтому давайте сфотографируемся! (снимок на память: родители, учащиеся)