Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО по теме « Развитие критического мышления на уроке в начальной школе»»
( Слайд 1)
Развитие критического мышления
на уроке в начальной школе
(Слайд 2)
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Важнейшая задача образования – научить человека мыслить.
Томас Эдисон
По поводу определения понятия « критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. С одной стороны, в русском языке « критическое» ассоциируется с негативным, отвергающим.
Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт.
С другой стороны, некоторые объединяют в единое целое понятия
« критическое мышление» и « аналитическое мышление»,
« логическое мышление», « творческое мышление» и так далее.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Есть такие определения: 1)критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
2) критическое мышление – это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
(Слайд 3)
Под критическим мышлением американские авторы понимают
проявление детской любознательности,
выработку собственной точки зрения по определенному вопросу,
способность отстоять ее логическими доводами,
использование исследовательских методов.
« Критическое мышление» - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа – это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал.
Уроки, выстроенные по технологии « критического мышления», побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Технология « критического мышления» позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.
Одна из основных целей технологии КМ – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
( Слайд 4)
Кто разработал технологию развития критического мышления?
Технологию КМ в середине 90х годов предложили американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. КМ , по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы обучения, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Отдельные педагоги утверждают, что КМ – это разновидность Л-О обучения( А.П.Чернявская).
Технология пришла из США, где она активно используется. Хотя психолого- педагогические основы методики были заложены Ж.Пиаже и Л.С.Выгодским. До технологических шагов довели именно американские специалисты. В 1997 году волонтеры из разных университетов Америки отобрали группу российских учителей и преподавателей и обучили их ведению занятий по методике развития критического мышления.
( Слайд5)
Когда может применяться технология РКМ?
Эта технология не имеет предметных ограничений, единственное требование: « ученики больше говорят, чем слушают учителя»
( Слайд 6)
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
( Слайд7)
Особенностями этой технологии являются:
учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организация дискуссий;
стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.
( Слайд 8)
Думать критически это-
. проявлять любознательность,
. использовать исследовательские методы,
. ставить перед собой вопросы,
. вскрывать причины и последствия фактов,
. осуществлять планомерный поиск ответов,
. сомнение в общепринятых истинах,
. выработка точки зрения и способность отстаивать ее логическими доводами,
. внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
( Слайд 9)
Критическое мышление имеет 5 характеристик( Д. Клестер):
Самостоятельное мышление.
Обобщенное мышление.
Проблемное и оценочное мышление.
Аргументированное мышление.
Социальное мышление.
В программе РКМ определение КМ состоит из 6 компонентов:
Критический мыслитель:
. Формирует собственное мнение;
. Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;
. Решает проблемы;
. Аргументированно спорит;
. Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение;
. Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
( Слайд 10)
В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии:
. Стадия вызова;
. Стадия осмысления новой информации;
. Стадия размышления ( рефлексия)
( Слайд 11)
1 стадия – Вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа – выделение блоков идей) и т.д.
Эта стадия имеет две цели: первая- осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности. Во - первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он уже знает о данной тематике. Это заставляет обучаемого анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую они начнут разбирать во всех подробностях. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту деятельность учащийся определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть добавлены новые. Это очень важно. Знание становится прочным, если оно приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Таким образом, помогая учащимся реконструировать предыдущие знания и представления можно заложить самые широкие основы для того, чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации.
Это также помогает осветить неправильное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, которые никогда не проявились бы, если бы не состоялось активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений.
Вторая цель первой стадии- активизация обучаемого. Учение – активная, а не пассивная деятельность.
Слишком часто учащиеся пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, которые все время мыслят. Тогда как обучаемые просто сидят или думают о чем-то своем. Для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации. Они должны принимать активное участие в процессе учения.
(Слайд 12)
Задачами первой стадии являются:
. самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;
. самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
. на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: « Что это для меня? Зачем это мне нужно?»
( Слайд 13)
2стадия – Осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.
Эта стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений, выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой учитель оказывает наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельности активно участвовать в данной работе.
Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова – это первое.
Второе – это поддержание усилий учащихся по отслеживанию своего понимания, когда учащиеся отслеживают собственное мнение, соотносят новую информацию со своими устоявшими представлениями, сознательно увязывают новое с уже известным.
« Они строят мосты между старыми и новыми знаниями» для того, чтобы создать новое понимание.
( Слайд 14)
3 стадия – Рефлексия. Размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2х стадиях.
Задачи фазы рефлексии:
. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
. Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления.
На этой стадии запланировано несколько важных целей:
1)Учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Когда человек активно переформирует понимание с использованием своего словаря, то он создает личный осмысленный текст.
2) Живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.
Роль учителя в технологии развития КМ:
. Направляет усилия учеников в определенное русло.
. Сталкивает различные суждения.
. Создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.
. Дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы.
. Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
( Слайд15)
Формы и средства развития КМ:
•Сбор данных.
• Анализ текстов.
• Сопоставление альтернативных точек зрения.
• Коллективное обсуждение.
• Разные виды групповой и парной работы.
• Публикации письменных работ учащихся.
Используемые стратегии ( приемы) на уроках в начальной школе.
1 стадия( Слайд 16)
Прием « Покопаемся в памяти»
. Какая тема? (назовите ее)
. Что вы уже знаете об этом?
. Чего вы хотели узнать ( или испытали потребность узнать)?
. Почему вам это нужно знать?
( Слайд 17)
Прием « Ассоциации»
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
О чем может пойти речь на уроке?
Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «…..»?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель выносит на доску (или на лист бумаги)
( Слайд 18)
Прием « Перепутанные логические цепочки»
Учащиеся соотносят свои собственные идеи с идеями, изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новой теме.
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак «+» там, где они считают, что высказывание правильное, и « - » там, где по их мнению оно неверно.
(Слайд 19)
2 стадия – Осмысление.
Прием « Пометка на полях»
Учащиеся получают текст и делают пометки на полях.
«+» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.
« - » - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что
вы знали или думали, что это знаете.
« V »- поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым.
« ? » - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
( Слайд 20)
Чтение с остановками.
Это условное название методического приема по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов.
Данный прием учитывает следующее:
. текст не должен быть знаком учащимся( иначе теряется смысл и логика использования приема)
. текст заранее делится на части: помечается « первая остановка», « вторая остановка» и т.д. Части по объему могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Остановок не должно быть много, не более пяти.
Систематика вопросов , основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Б.Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности
( знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.
В ходе практической работы у российского педагога И.О.Загашева появилась своя модификация этой систематики:
. Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
. Уточняющие вопросы. Они обычно начинаются со слов: « То есть ты говоришь, что..», « Если я правильно понял, то…», « Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали…», « Ты действительно думаешь, что…»
. Интерпретационные ( объясняющие) вопросы. Эти вопросы начинаются со слова: « Почему?…»
. Творческие вопросы. « Что изменилось бы…»
. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
. Практические вопросы. « Где бы вы в обычной жизни можете наблюдать…», « Как бы поступили на месте героя рассказа?»
Опыт показывает, что учащиеся всех возрастов( начиная с1 класса)понимают значение всех типов вопросов, т.е. могут привести свои примеры.
( Слайд 21)
Прием « Выглядит, как … Звучит, как …»
Этот прием направлен на присвоение понятий и терминов. Это зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с данным словом или понятием.
4)Прием « Плюс - минус – интересно ( вопрос)»
«+»
«-»
Интересно( или вопрос)
Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией. Учащиеся отмечают положительные стороны явления, отрицательные стороны, а также информацию, которая для них стала интересной или непонятной.
( Слайд 22)
Прием « Тонкие и толстые вопросы»
« Тонкие» вопросы
« Толстые» вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Как звали…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…
( Слайд23)
Прием « Таблица - синтез»
Ключевые слова
Толкование
Почему эта цитата важна для меня
( мысли, рассуждения)
( Слайд24)
Прием «Таблица «З – Х – У»
Эта таблица « Знаю – хочу знать – узнал» разработана Д.Огл. Этот прием поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию.
З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
У – что мы узнали или что нам осталось узнать
(Слайд 25)
7)Синквейны.
Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение.
Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.
Каждому ученику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один., с которым оба будут согласны.
Правила написания синквейна:
. В первой строчке тема называется одним словом
( существительным).
. Вторая строчка – это описание темы в 2 словах( 2 прилагательных).
. Третья строка – описание действияв рамках темы тремя глаголами.
. Четвертая – это фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме.
. Пятая строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Ученики.
Любимые и разные.
Дерзают, думают, шалят.
Без них не хватает чего-то.
Судьба.
Учительница.
Теплая, усталая.
Встречает, ведет, выпускает.
Морщинки в уголках глаз.
Мама.
Япония.
Маленькая, агрессивная.
Воюет, сдается, делает харакири.
Япония- страна восходящего солнца.
Хиросима.
Война.
Страшная, кровавая.
Рушит, сражается, делает сиротами.
Война – грязное дело на Земле.
Смерть.
Ученик.
Ленивый, флегматичный.
Скучает. Глядит в окно, ждет.
Когда окончится пытка.
Бедолага.
Русь.
Могучая, славянская.
Стонет под игом, побеждает, сеет.
Русь – ты моя Родина.
Россия.
(Слайд 26)
Война.
Страшная, кровавая.
Рушит, сражается, делает сиротами.
Война – грязное дело на Земле.
Смерть.
Прием « Эссе»
Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем считается М.Монтель. Долгое время жанр не использовался в школьном обучении, теперь учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе на любом уроке. На уроке заранее обговаривается временные границы ее выполнения: 5, 10, 15 минут. Это время, отведенное на « свободное письмо». В любом случае эссе – художественная форма размышления.
Прием « Кластер» или « Грозди» .
Это графический прием систематизации материала.
Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
Далее учащиеся записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.
По мере того как возникают идеи, необходимо устанавливать связи между ними.
10)Прием « Инсерт».
Инсерт- это маркировка текста значками по мере его чтения.
Этот прием такой, как « Чтение с остановками»
11)Прием « 6 шляп критического мышления».
Суть приема( чаще на стадии рефлексии) состоит в следующем: класс делится на 6 групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается 6 точек зрения на одну и ту же проблему.
1.« Белая шляпа» - атистическая ( констатируются факты по проблеме, без их обсуждения).
3.«Черная шляпа» - негативная ( группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме).
« Синяя шляпа» - аналитическая (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?).
« Зеленая шляпа» - творческая (можно высказать любые идеи и предположения).
« Красная шляпа» - эмоциональная (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)
( Слайд 27)
Существуют еще многие стратегии (приемы) РКМ.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею. Но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с разных точек зрения, делать выводы относительно их точности и ценности. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умения получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего лицом к ребенку, к его индивидуальности.
( Слайд 28)
Литература:
Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинская.- 2-е издание., дораб.- М.:Просвещение, 2011.-223с.: ил.- ( Работаем по новым стандартам).
Выступление на ШМО
по теме
« Развитие критического мышления на уроке в начальной школе»