Просмотр содержимого документа
«Выбор профессии и социально -нравственное самоопределение. Разработка родительского собрания»
Подготовила: Хохлова Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания
МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ И СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Самоопределение и выбор жизненного пути.
Подготовка девятиклассников к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования.
Влияние семьи на выбор профессии и стремление подростка продолжить образование. Альтернативность получения среднего образования.
Форма проведения – консультативный пункт, встреча с методистами из центра профессиональной ориентации молодежи.
Поиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без этого нельзя сделать свою сегодняшнюю жизнь осмысленной. Исследования показывают, что у школьников, у которых нет четкого осознания смысла и цели своей жизни, как правило, нет и профессионального намерения.
Смысл жизни определяет и нравственный облик человека. Вопрос о смысле жизни возникает у людей неоднократно в течение их жизни. Фактически на каждом важном жизненном этапе человек задумывается о смысле жизни. Но у подростков вопрос этот возникает впервые в силу развития самосознания. И в этом особая трудность, ибо опыта ответа на него еще нет. Конечно, каждый человек приходит к пониманию смысла своей жизни по-своему. Общих рецептов нет. Но некоторые советы своим детям могут и должны дать родители:
– остановитесь, задумайтесь, всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, что вы хотите, не пора ли вам поразмыслить о смысле и цели своей жизни;
– оглянитесь, как живут ваши близкие, друзья, какие у них проблемы, чем вы можете им помочь;
– подумайте о своих родителях, учителях, сколько раз вы их обижали, в чем помогали, советовались с ними;
– подумайте о нашей Отчизне, как ей сейчас тяжело, чем вы можете ей помочь.
Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Конституции РФ. Профессиональное самоопределение включает в себя нравственную, психологическую и практическую подготовку к профессии, это длительный процесс, который завершается актом реализации профессионального намерения.
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека. Предлагаем для подростков ситуацию выбора профессии:
При выборе профессии необходимо учитывать:
– желания, интересы и склонности личности – «хочу»;
– человеческие возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «могу»;
– потребности рынка труда в кадрах – «надо».
П р а в и л а в ы б о р а п р о ф е с с и и:
1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
2. С помощью учителей и других специалистов изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка).
3. Избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
4. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.
5. Найти возможность практически попробовать свои силы в этой профессии.
6. Сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную профконсультацию.
7. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
8. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
9. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.
Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о избираемой профессии. (Источником таких знаний могут быть учебные экскурсии, занятия, беседы со специалистами, изучение литературы и т. д.). Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы. Профессиограмма – документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Профессиограмма позволяет быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.
Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к психическим свойствам человека, включенного в данную деятельность (мышление, внимание, восприятие и т. д.). С ними родители со своими детьми могут познакомиться в специальных службах профессиональной ориентации молодежи города или района.
Выбор жизненного пути во многом определяет интересы человека, его увлечения и склонности. Интересы и склонности являются побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии. Особую ценность при этом представляют устойчивые, содержательные, глубокие интересы, стимулирующие активный выбор трудового пути. Только в том случае, когда с интересами связаны жизненные и профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.
Интересы и склонности характеризуют личность со стороны ее устремленности в том или ином направлении, расположенности к какой-либо деятельности; качество же выполнения этой деятельности, ее успешность и уровень достижений зависят от того, как эта деятельность выполняется, т. е. способностей человека.
Способности человека не являются врожденными, их формирование происходит в процессе определенной деятельности на основе задатков; успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразных у каждого человека и характеризующих его как личность.
Предлагаем таблицу «Свойства специальных способностей» (по Е. А. Климову):
ЛИТЕРАТУРНЫЕ
Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем, критическое отношение к своим действиям и т. п.
ТЕХНИЧЕСКИЕ
Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах, станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ
Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем, критическое отношение к своим действиям и т. п.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность
Методические рекомендации
В качестве дополнительного материала и в качестве обсуждения можно использовать рекомендации по выбору профессии.
Ошибки при выборе профессии
Ваш выбор: могу + хочу + надо
Упражнение-разминка.
Называется профессия, все обдумывают, кому из товарищей она более всего подходит. По сигналу все показывают рукой на выбранного человека.
Итак, вашим детям предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну – свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих – нужна людям, обществу.
В таком выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
«Хочу» – это желания, интересы, склонности личности. «Могу» – это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
«Надо» – это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.
Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причём задачи со многими неизвестными, а иногда – приближёнными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьёзнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели.
Первое, что надо решить, – это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище, суворовское или нахимовское училище, курсы на производстве). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
– социальный заказ, положение на рынке труда;
– уровень материального обеспечения семьи;
– возможности получения помощи в обучении;
– условия оплаты труда в данной сфере;
– местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить её тип, класс, отдел («Я-хочу»). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
И третья часть выбора – учесть возможности ребенка («Я-могу»):
– интересы, склонности;
– успехи в учёбе и потенциальные способности;
– свои сильные и слабые стороны;
– состояние здоровья.
Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо». Рисунок иллюстрирует ситуацию: оптимальный выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов.
Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается :
– на знаниях о мире профессий;
– знаниях о выбираемой конкретной профессии;
– изучении своих интересов;
– изучении своих способностей;
– знании своих сильных и слабых качеств;
– состоянии своего здоровья;
– учёте материальных условий семьи;
– учёте ситуации на рынке труда.
Профессиональное самоопределение – сложный и длительныйпроцесс. Вашему профессиональному самоопределению помогают изучение основ наук, внеурочная деятельность, трудовое и производственное обучение. Но окончательное решение предстоит принять вам самим.
По окончании родительского собрания можно предложить родителям памятки или обсудить их в группах:
1. Рекомендации по выбору профессии:
– Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
– Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.
– Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
– Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
– Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
– Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
– Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
– Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
– Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
– Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
– Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
– Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
– Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
– Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.
Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают – в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.
2. Ошибки при выборе профессии:
– увлечение внешней или частной стороной профессии;
– незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
– неумение разбираться в своих способностях;
– неумение разбираться в мотивах выбора и т. д.;
– незнание пути получения профессии;
– неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
– перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
– отождествление школьного учебного предмета с профессией;
– устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.
Литература:
Васильева Е. В., Касаткина Н. А. Родительские собрания. 5-9 классы (компакт- диск) – издательство «Учитель», 2011.