kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние семейного неблагополучия на поведение несовершеннолетних

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о причинах семейного неблагополучия, о родительской некомпетентности, о влиянии воспитания в семье на поведение несовершеннолетних.

Просмотр содержимого документа
«Влияние семейного неблагополучия на поведение несовершеннолетних»

Влияние семейного неблагополучия на поведение несовершеннолетних


Главным в воспитании является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Это обусловлено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к девиации, потере смысла существования.

Девиантным (отклоняющимся) поведением принято называть поведение, которое не соответствует установленным в данном обществе нормам.

Результат девиации – нарушение равновесия в отношениях с окружающими, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:

- биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся: генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.

- психофизические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций и др.;

- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации;

- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями мало мотивированной “семейной жестокости” и насилия.

Падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей с трудными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов все это усугубляет неблагополучие в семье.

Также усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несистемность действий взрослых дезориентирует ребенка.

Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям создает в семье эффект суматохи, всеобщего возбуждения. Такие просчеты в воспитании встречаются в семьях социального риска.

Сегодня число неблагополучных семей не уменьшается, в том числе и девиантных семей. Это семьи, особенностью которой является отрицательная, антиобщественная направленность. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.

Ребенок по сути своей является хорошим. А своим поведением он всегда стремится обратить внимание взрослых на себя, свои проблемы, свою личность, свое существование. Родители, часто понимая свои педагогические ошибки, не готовы меняться, чем толкают собственных детей на девиантное поведение.

Семья как всякое объединение людей не является застывшим образованием, и претерпивает существенные изменения в процессе общественного развития. Современная семья озабочена прогрессирующей инфляцией, безработицей, недостаточным заработком. Мало кто из родителей задумывается о своей компетентности в воспитании детей.

Девиантное поведение детей всегда является результатом нарушения во взаимоотношениях внутри семьи, и при работе с детьми девиантного поведения индивидуальную психотерапию и психокоррекцию необходимо сочетать с психологической и социальной работой с семьёй в целом.



Литература:


Афанасьева Т.М. Семья. – М., 1998.

Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. М.: Профиздат, 1992.

Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994. № 2.

Социальная работа. “Феникс”. Ростов-на-Дону. 2000.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: 2001.

Психология семьи. Хрестоматия. Издательский дом “Бахрах-М”. Самара, 2002.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние семейного неблагополучия на поведение несовершеннолетних

Автор: Тлекова Римма Кубайдуллаевна

Дата: 17.04.2017

Номер свидетельства: 409674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "«Организация совместной работы социального педагога и органов системы профилактики » "
    ["seo_title"] => string(92) "orghanizatsiia-sovmiestnoi-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-i-orghanov-sistiemy-profilaktiki"
    ["file_id"] => string(6) "150691"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420543639"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства