kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок нравственности. Тема: «Основы искусства общения. Самовоспитание».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нравственности. Тема: «Основы искусства общения. Самовоспитание». Цель: развивать навыки самовоспитания, показать необходимость самовоспитания как одной из основ этикета и искусства общения между людьми;

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок нравственности. Тема: «Основы искусства общения. Самовоспитание».»

Урок нравственности.

Тема: «Основы искусства общения. Самовоспитание».

Цель: развивать навыки самовоспитания, показать необходимость самовоспитания как одной из основ этикета и искусства общения между людьми;

План урока:

  • Беседа «Познай себя самого».

  • Памятка по самовоспитанию.

  • Практикум «Определяем цель, составляем план самовоспитания».

Ход урока:

  1. Беседа: «Познай себя самого».

В Древней Греции, в Дельфинах, был построен храм в честь бога Аполлона. На стенах храма написано 7 кратких изречений:

  • Познай себя самого.

  • Ничего сверх меры.

  • Мера – важнее всего.

  • Всему своё время.

  • Главное в жизни – конец.

  • В многолюдстве нет добра.

  • Ручайся только за себя.

Согласно преданию, составили их 7 мудрецов, 7 политиков и законодателей того времени…

Это были: Фалес Милетский, Биант Приенский, Питтак Митиленский, Клеобул Линдский, Перпанд Коринфский, Хилон Спартанский, Солон Афинский.

Одно из этих дельфийских изречений любил повторять великий философ Сократ: «Познай себя самого». Он призывал каждого заботиться о своей душе, ибо душа человека есть руководящее начало в нём, и следует воспитывать в ней благородство. «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле, и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше.

Познать себя – значит понять, насколько твои поступки соответствуют общепринятым нормам нравственности. Вы спросите, где эти нормы? С чем себя сравнивать? – Это заповеди. Помните?

  • Возлюби отца твоего и мать твою.

  • Возлюби ближнего твоего.

  • Не лги. Не укради. Не убей.

  • Помни о сострадании и милосердии.

  • Не делай другому того, чего себе не желаешь.

Золотое правило жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Так, казалось бы, просто! А попробуйте хотя бы недельку прожить, строго соблюдая эти заповеди, и вы обнаружите в себе кое-что «не соответствующее». А если же оно часто повторяется, то может стать дурной привычкой, плохой стороной вашей личности – вы перестанете замечать свою грубость, будете прощать себе ложь, неблагодарность, безразличие к страданиям ближнего. Как вы будете воспитывать себя, не зная своих недостатков? Поэтому первым условием самовоспитания является желание ПОЗНАТЬ СЕБЯ.

«Как можно познать себя? – спрашивал немецкий поэт Гёте. – Не путём созерцания, но только путём деятельности. Попробуй исполнить свой долг – и ты узнаешь, что в тебе есть».

«…Если душа видит свои недостатки, которых прежде не замечал, это свидетельствует, что она обратилась к лучшему…», «Кто не знает за собой изъяна, тот не желает его исправлять – эти слова Эпикура Сенека называет «замечательными». И далее советует своему «подшефному» поэту Луцилию: «Сперва следует изобличить себя, потом исправляться… Поэтому, сколько можешь, см выводи себя н чистую воду, ищи против себя улики. Сначала выступи обвинителем, потом – судьёй, и только под конец – ходатаем! Иногда стоит самому себе быть обидчиком!».

Надо верить себе. Помните – недостатки имеют разную степень: у одних они не оскорбительны для окружающих, у других социально опасны (ложь, воровство, жестокосердие).

Подумайте и вспомните, за что на вас обижаются родители, дедушки и бабушки, братья и сёстры, соседи, чужие люди. А как насчёт «помни о сострадании и милосердии» (по отношению к людям и животным)? В одной газете писали о том, как мальчишки растерзали беззащитного котёнка. Они беззаботно смеялись над его предсмертными воплями. Всё это наблюдали люди – и никто не защитил котёнка, все только разводили руками: «Вот молодёжь пошла!».

Так спросите себя, не притаилось ли в вашей душе жестокосердие? Вспомните требования заповедей – «не лги, не кради, не завидуй» - не появились ли эти «сорняки» у вас? Дай им волю, так они заглушат всё положительное, что есть в вашей душе. А его у вас, наверное, немало. Вспомните, что хорошего в вашем поведении, поступках видят родители, близкие люди, учителя, ваши товарищи. И можете услышать: «Добрый, хороший друг, заботливый внук, галантный кавалер, аккуратный, верный слову, учится хорошо, всегда готов помочь, не обижает слабых…».

Это и есть ваш «нравственный капитал», который следует закреплять добрыми привычками. Не растерять бы его по легкомыслию, ведь недаром пословица предупреждает: «Береги честь смолоду». Познав себя, примемся наводить порядок в саду нашей души, будем ей заботливыми садовниками. И никто другой не сделает это за нас.

Психолог Владимир Леви советует составить оценочную «зебру» ваших достоинств и недостатков, ибо каждый человек «не чёрен и не бел, а в полосочку». Пишите в два столбика. Например:

Белый список. Чёрный список. Легко впадаю в уныние. Способен радоваться чужим успехам .Доверчив. Незлопамятен. Груб с близкими. Занимаюсь самовоспитанием. Труслив.

  1. Памятка по самовоспитанию.

Давайте воспользуемся памяткой по самовоспитанию (предлагает учитель), но вы можете дома составить и свою собственную и поделиться с другими.

  1. Надо установить чего мы хотим, добиваться желаемого с упорством. (Сенека, философ, 1 век).

  2. Не ограничивай себя сроками. Если трудно исправляться, начинай с лёгкого недостатка.

  3. Верь себе. Уважай себя. «Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки» (Лев Толстой).

  4. Просите – и дано будет вам. Ищите – и найдёте. Стучите – и отворят вам (Евангелия).

  5. Каждый вечер давай себе отчёт, как прошёл день, на что тебе следует обратить внимание. Ты памятью свой разум озари И, день минувший весь пересмотри: Всё ладно ль за день у тебя прошло? Что сделал за день ты – добро иль зло? Собой владел ли? Мудр и сдержан был Иль разума границы приступил? (Джами, 15 век).

  6. Веди счёт своим удачам, а не огорчениям.

  7. Придумай поощрение себе за успехи в самовоспитании (даже самые малые).

Давайте поработаем с правилом № 5. В течение 2 минут окидываем мысленным взором день минувший и отвечаем на вопросы мудрого Джами. Не ругайте себя за неудачи. Верьте в возможности своего нравственного совершенствования.

  1. Практикум. «Определяем цель, составляем план самовоспитания».

Цель: обучить самоконтролю за поведением дома.

План.

  1. Тон речи: не грубить, не пререкаться, проявлять доброжелательность.

  2. Внимание к близким: интересоваться их делами, заботами, здоровьем, настроением. Спрашивать: «Я могу чем-нибудь помочь?».

  3. Волшебные слова, выражающие просьбу и благодарность з столом, в общении.

  4. Поручения по дому.

  5. Самообслуживание: постель, обувь, носовые платки, собрать портфель, убирать после себя со стола, заправлять постель, убирать свои вещи…

  6. Вечером спросить себя, выполнил ли требования к самому себе, и чистосердечно оценить своё поведение за день.

Задание.

Пн

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Субб.

Воскр.

Самооценка за неделю.

Тон речи.









Внимание к близким.









Волшебные слова.









Поручения по дому.









Самообслуживание.











Желательно подводить итог и ставить себе оценку за прожитый день вместе с родителями.

Только не забывайте, что нельзя останавливаться на констатации своих моральных проблем. Их надо решать. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь», так говорил Н. Заболоцкий. Победа над своей расхлябанностью, может быть, хамством, жадностью, эгоизмом, дурными манерами – это самая трудная победа. И не когда-нибудь, не завтра будьте воспитанными, а сегодня, сейчас и всегда. Играйте роль человека воспитанного – привыкните и станете такими.

Помните правило: «Верь себе. Уважай себя. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки».

Спасибо за откровенный разговор.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок нравственности. Тема: «Основы искусства общения. Самовоспитание».

Автор: Асауляк Лилия Николаевна

Дата: 05.12.2020

Номер свидетельства: 565496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства