Знакомство обучающихся со значением слова «МИР»; с символом мира. Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист». Воспитание патриотизма, ответственного отношения к сохранению мира на Земле. Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма. Вызвать отрицание терроризма как явления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Знакомство со значением слова «МИР»; с символом мира.
2.Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».
3.Воспитание патриотизма, ответственного отношения к сохранению мира на Земле.
4.Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма.
5.Вызвать отрицание терроризма как явления.
6.Привести к осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.
7.Научить пользовать памяткой по безопасности.
8.Развитие речи, логического мышления, внимания.
Оборудование: трафареты голубей, ножницы, проектор, компьютер, презентация, листы белой бумаги, бутылки с водой, цветы, свеча, табличка «Беслан» (создающие эффект памятника), листочки на столах учащихся, записанные слова на доске «террор», «терроризм», «террорист», видео-ролик,буклеты.
Ход занятия
1. Орг. момент, определение темы классного часа.
– Здравствуйте, ребята! Начнём наш классный час с пожелания добра и мира друг другу. Протяните руку любому из ребят со словами: «Мир во всем мире». Тот, кому протянули руку, должен взяться за неё и протянуть свободную руку другому, произнося эти же слова.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Как много положительных эмоций! Мирных эмоций!
С каким пожеланием вы обращались друг к другу? (ответы обучающихся)
Как вы считаете, какой теме будет посвящен наш классный час? (ответы обучающихся) Слайд 1
2. Определение значения слова «МИР». Беседа о мире.
– Скажите:
Что вы понимаете под словом «мир»? (ответы обучающихся)
Что надо делать, чтобы мир был добрее? (ответы обучающихся)
А что является противоположностью миру? (ответы обучающихся)
Какие испытания преодолевают люди во время войны? (ответы обучающихся)
Война уносит за собой миллионы жизней. Небо затянуто копотью и гарью от разрывающихся снарядов и бомб, пожаров, которые уничтожают дома мирных жителей. Слайды 2, 3
На войну отправляют совсем юных солдат, вчерашних школьников. Представьте, как переживают их родители! Многие жители вынуждены покинуть свои родные дома, уехать из своей страны, прячась от бомб и снарядов.
От чего же это происходит? (ответы обучающихся)
А можно ли избежать военных действий? (ответы обучающихся)
Как? Как сделать так, чтобы не было насилия, слёз, боли, отчаяния? (ответы обучающихся)
2. Работа в группах «Собери пословицы о мире и Родине».
– Тема мира, любви к Родине нашла отражение в творчестве нашего народа, в пословицах, поговорках.
Вспомним и составим пословицы о мире и Родине. Работать будем в группах. Я раздам карточки со словами известной русской пословицы, вы должны её вспомнить и собрать!
Мир строит, а война разрушает. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Одна у человека мать, одна и Родина. Где мир и лад, там не нужен и клад.
Дружно за мир стоять – войне не бывать. Кто сеет мир, пожинает счастье.
Свет победит тьму, а мир – войну. Худой мир лучше доброй ссоры.
Какие ещё пословицы о мире и Родине вы знаете? (ответы обучающихся)
3. Трагедия в Беслане 1-го сентября 2004 года. (рассказ, просмотр видео-ролика, обсуждение)
1ученик: Букеты были не для мёртвых,
Букеты были для живых, -
Как факел знаний, память лета,
Для всех для них, для них, для них!
…
И не излечит время раны,
Официоз пройдёт речей, -
А сирота всегда без мамы,
И не вернуть нам тех детей!..
2:- Это был сентябрь 2004 года.
Сентябрь 2004-го… Казалось бы, совсем недавно. Сегодня памятная дата, круглая дата: с 1 по 3 сентября 2014 года, исполнилось 10 лет с момента трагических событий в Беслане — захвата школы и гибели 334 человек, в том числе 186 детей. Пора вспомнить нам всем о событиях тех страшных дней, которые забывать нельзя, поскольку преступлений, подобных этому, история почти не знает.
Фильм – клип ( 5 минут)
3: - Бесла́н — город в России, административный центр Правобережного района Северной Осетии. Город расположен на высоте 484 метра над уровнем моря, на правом берегу реки Терек, 16 км севернее Владикавказа, и в 10 км от границы с Ингушетией. Беслан — важный железнодорожный узел, расположенный на ветке Ростов-на-Дону — Баку и являющийся начальным пунктом ветки, ведущей к Владикавказу.
Беслан является третьим по величине городом Северной Осетии после Владикавказа и Моздока. Основан в 1847 г. переселенцами из других районов Осетии и назван Бесланыкау — «селение Беслана» по имени местного феодала Беслана Тулатова. Но в официальном употреблении закрепляется название по его фамилии — Тулатово или Тулатовское. В основе застройки города — двухэтажные или трехэтажные дома конца 1940—1950-х гг.
В Беслане действуют такие предприятия как ООО «Исток», ОАО «Салют Златоглавая», ООО «Феникс», ООО «Фаюр-Союз» и др. Кроме того, в Беслане действует завод «АСО» по изготовлению автомобильного спецоборудования, ООО «Строймост», УГП «Грация», и многие другие предприятия и заводы, обеспечивающие развитие промышленности в г.Беслан.
4: - Но не эти, к сожалению, известен нам этот город.
1 сентября 2004 года. 9.00
День первый. В этот торжественный день никто не думал о плохом. Дети, родители и учителя с радостью встречались и радовались началу нового учебного года.
Кто-то подумал сначала, что на линейке стали пускать салют, кто-то ругался, приняв происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в масках, «поясах шахидов» и с оружием, уже били стекла первого этажа, чтобы упрятать в школе больше тысячи учеников, учителей и гостей праздника. Как они прошли? Группа захватчиков собралась перед налетом в лесу, села в ГАЗ–66 и двинулась в сторону Беслана. Они проехали заброшенные фермы, где нет ни одной живой души, и подошли к трассе «Кавказ». Здесь случайно увидели милиционера, который остановил свои «Жигули» и поднялся на горку, чтобы позвонить по мобильнику домой: так связь лучше. Захватили и его и двинулись в Беслан. Их никто не остановил: часть милиционеров была занята охраной школ, часть была на празднике. На этой машине они подъехали к школе, и начался кошмар.
5: 2 сентября 2004 года День второй. В случае штурма боевики угрожают взорвать школу. Их, тем временем, давно просят только об одном – передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в коробках, но террористы не пропускают. Любому переговорщику угрожают расправой, в том числе и доктору Рошалю, которого сами же и позвали. Террористы, переговорив с бывшим ингушским президентом Русланом Аушевым, отпустили 26 человек – женщин с грудными детьми. Наверное, это была первая и последняя хорошая новость с момента захвата школы.
Узнав об этом, все подумали – скоро все закончится. Они опомнятся. Все будет хорошо.
6: 3 сентября 2004 года День четвертый. Утро третьего дня для террористов стало последним, как и для многих заложников. Все произошло внезапно. Спасатели пошли в школу забирать тела убитых. В это время в спортзале что-то взорвалось. Когда дети убегали через дыру в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в спину. К уцелевшим, уже не обращая никакого внимания на пули, навстречу бежали родственники и военные. Заложников вели, подхватывали на руки.
7 : Участниками и жертвами террористических актов становятся не только мирные жители, но и воины-спецназовцы. Их цель – защитить мирное население от террористов, зачастую ценой своей жизни. По данным МВД Северной Осетии, более десяти бойцов спецподразделений погибли в ходе операции по освобождению заложников в школе номер 1 североосетинского города Беслан.
8 : Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, – это история, которая произошла две тысячи лет назад также в маленьком городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских младенцев.
Слезы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели. По официальным данным в результате террористического акта,10 лет назад, 1-3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения…
9: Почти все школьники были в майках и трусиках – в школе была страшная жара. Несмотря на шок, первое, что просили дети, - пить. Но в основном детей просто спасали. У одних – пулевые ранения, у других – просто слезала кожа от ожогов после взрыва. Что это был за взрыв, стало ясно позднее. Террористы растянули бомбы по спортивному залу и прикрепили к стене на скотче. Когда скотч оторвался, раздались несколько взрывов, десятки заложников выбежали во внутренний двор школы, и бандиты открыли по ним шквальный огонь.
10: Мне не забыть тех страшных дней: Потоком кровь с телеэкрана, Меж пуль свистящих и огней Мельканье лиц детей Беслана.
Мне не забыть плач матерей В объятьях траурного одеянья. Их лица выглядят старей С печатью горя и страданья.
Мне не забыть тех нелюдей Под маской дьявольского ухмыленья. Прикрывшись мерзостью идей Свои творивших преступленья.
11: Без слов – одна лишь боль, Убитых горем матерей рыданье. О, Господи, скажи доколь Назначил людям ты страданья?
От рук бездушных палачей Детей загубленных, безгрешных Теперь заменит свет свечей, Но не излечит безутешных.
Не раздается детский смех, Один лишь плач и боли стон Останется нам, как на грех – На память погребальный звон.
12: - Из Рассказа выжившей девочки
АНГЕЛЫ
Вечером второго сентября я ненадолго заснула. А проснувшись, увидела вокруг себя незнакомых детей... Какой-то мальчик, сидевший рядом со мной, рассказывал историю. И все слушали его как заколдованные.
Он рассказывал, что видел ангелов. Несколько дней назад вышел на балкон и увидел, как они медленно летят по сиреневому небу. Ангелы были в белых платьях, с розовыми и золотистыми шлейфами, они смеялись и играли на дудочках.
Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.
5. Минута молчания
6. Работа с буклетами. Буклеты «СТОП –ТЕРРОРИЗМУ»
7. Беседа о символе мира.
Ребята, а вы знаете, почему именно 21 сентября отмечают «Международный день мира»? (ответы обучающихся)
– Международный день мира отмечается 21 сентября с 2002 года. Был учреждён на 36-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (30 ноября 1981 года). Вначале праздник отмечался в третий вторник сентября – в день открытия ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Решение о праздновании Международного дня мира 21 сентября было принято на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (28 сентября 2001 года).
Генеральной Ассамблеей этот день провозглашён как день отказа от насилия и прекращения огня во всём мире. Всем странам было предложено воздерживаться от проведения военных действий в этот день (ru.wikipedia.org).
Послушайте стихотворение А. Барто
Люди на улице Подняли головы: Голуби, голуби, Белые голуби.
Шумом их крыльев Город наполнен, Людям о мире Голубь напомнил.
Чёрная птица – Откуда такая? Вьётся, прохожих К войне подстрекая.
Чёрная птица Клювом железным С голубем белым Бьётся над бездной.
Пусть он везде Победителем будет – Голубь отважный, Крылатый витязь!
Не убивайте друг друга, О люди! Остановитесь!
Как вы думаете, кто является символом Мира? Ответ можно сказать хором. (Символом мира является – белый голубь.) Слайд 4
А откуда он появился? (Сообщение ученика о возникновении эмблемы мира).
По библейскому сказанию, Ной выпустил голубя, чтобы узнать, сошла ли вода с Земли. Голубь полетал и вернулся, ему негде было отдохнуть. Прошло несколько дней. Ной вновь выпустил голубя. Голубь возвратился к нему с зелёной оливковой ветвью в клюве. Ной понял, что вода начала сходить с земли. Он в третий раз выпустил голубя, и голубь не возвратился. Ной понял, что земля очистилась от воды, и вышел из ковчега. С тех пор оливковая ветвь в клюве белого голубя стали символом мира, мудрости и благополучия. Оливковая ветвь была античным символом мира (bookz.ru)
8. Творческая работа. Изготовление символа Мира.
– На нашем занятии я предлагаю вам сделать символ Мира. Для этого Вам необходимо вырезать по трафаретам голубей. (Раздаю раздаточный материал) Затем вы на своих голубях запишите ваши мирные мысли, мирные пожелания жителям планеты Земля. (Включаю песню «Голубь мой бумажный» в исполнении студии «Волшебный микрофон»)
9. Подведение итогов.
– Наш классный час подходит к концу. Прошу ответить на мои вопросы.
Какое страшное событие произошло 1 сентября 2004 года?
О чем мы сегодня говорили на нашем занятии? (ответы учащихся)
Как вы понимаете слова: «мир, теракт, терроризм, трагедия» (ответы учащихся)
Какого числа отмечают праздник мира? (ответы учащихся)
Какой символ Мира мы сделали? (ответы учащихся)
Что олицетворят белый голубь? (ответы учащихся)
Послушайте стихотворение И. Кравченко
Нам нужен мир На голубой планете. Его хотят И взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете, Не вспоминать, Не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир Навеки! Навсегда!
А теперь несколько стихотворений в исполнении наших ребят:
1. Мамы, папы, все взрослые люди! Слушайте голос своих детей:
Ядерных взрывов вовек пусть не будет, Путь войне преградите скорей! Слайд 5
2. Завещано беречь нам этот мир – Такой неповторимый на рассвете,
Он с детства очень дорог нам и мил, За будущее мира мы в ответе. Слайд 6
3. Для дружбы, для улыбок и для встреч, В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь, И землю удивительную эту. Слайд 7
– Как хорошо жить под мирным небом, играть, радоваться, иметь друзей. Давайте вместе будем беречь этот мир!
Закончить наш классный час мне хочется песней «Солнечный круг» (звучит фонограмма) Слайд 8.