kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Труженики тыла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С каждым годом всё дальше и дальше в прошлое уходит от нас Великая Отечественная война . Всё меньше остаётся свидетелей тех страшных событий. На сегодняшний день в нашем селе не осталось ни одного ветерана войны. Но о них мы знаем и помним: проводим мероприятия, посвящённые Дню Победы, митинги, Уроки Мужества...

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Труженики тыла»


9Районный научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее - 2014»

















Труженики тыла









Автор: Дорошенко Виталий Иванович,

Ученик 9 класса, филиала МАОУ «Новозаимская СОШ

им. Героя Советского Союза В. М. Важенина»

Сосновская ООШ,

Россия, Тюменская область,

Заводоуковский район,

село Сосновка

Руководитель: Зорина Нина Николаевна,

Учитель начальных классов, филиала МАОУ «Новозаимская СОШ»

Сосновская ООШ,

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район,

село Сосновка









Содержание

  1. Краткая аннотация……………………………………………………………..2

  2. Аннотация………………………………………………………………………2

  3. Цель и задачи исследования…………………………………………………...3

  4. План исследований…………………………………………………………….4

  5. Научная статья……………………………………………………………….....6

  6. Труженики тыла………………………………………………………………..9

  7. Дети – труженики тыла………………………………………………………10

  8. Война против своего народа…………………………………………………11

  9. Женская тракторная бригада…………………………………………………12

  10. Заключение……………………………………………………………………13

































ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

Краткая аннотация

С каждым годом все дальше и дальше в прошлое от нас уходит Великая Отечественная война, все меньше остается свидетелей тех страшных событий. На сегодняшний день в моем родном селе не осталось ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них мы знаем и помним: ежегодно проводим мероприятия, посвящённые Дню Победы, митинги, говорим на Уроках мужества. Но победа ковалась не только на фронте. Важную роль в её достижении сыграл тыл. На плечи тружеников сел и деревень легла главная тяжесть снабжения страны и фронта сельскохозяйственными продуктами. Посильный вклад в выполнение этой задачи внесли и мои земляки – сосновцы. Я считаю, что о них мы тоже должны знать и помнить.

Аннотация

Война - тяжелое испытание для любого народа. Наша страна не раз защищала свои земли от нападений врагов. Одной из самых страшных войн XX столетия была Великая Отечественная. Много боли и страданий вынес русский человек за эти 4 года, за 1418 дней и ночей. Она началась 22 июня 1941 года. На нашу страну, которая тогда называлась СССР, напала фашистская Германия. Силы были не равными.

На Германию работала вся оккупированная Европа. Когда сегодня говорят о роли советского народа в Победе над германским фашизмом, вспоминают солдатский героизм на полях сражений, неимоверные страдания жителей оккупированных фашистами территорий, огромный вклад в борьбу с врагом партизанских отрядов. Но как жилось тем, кто остался в тылу? Матери и жены, невесты и сёстры умели ждать. Ждать, надеяться,

ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

любить. И вселять надежду в того, кто на фронте, на передовой, кто на войне. Но просто ждать и надеяться они не могли, они должны были заменить в работе ушедших на фронт. Матери, жены, сестры, невесты - все, кто не на фронте - это есть тыл. Тыл должен работать на фронт: ведь победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Без тыла не было бы ратных подвигов, успехов Победы. Они, взявшие на свои неокрепшие плечи непосильный груз военных работ и забот - самая достойная часть российского народа. Они - часть народа-победителя.

Цель исследования: составить целостную картину о вкладе тружеников тыла моего села в дело победы в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. изучить научно-историческую литературу, документы;

2. познакомиться с воспоминаниями земляков;

3. систематизировать собранный материал;

4. оформить исследовательскую работу, сделать презентацию;

5. познакомить с результатами работы моих друзей, одноклассников, сверстников.

Объект исследования: труженики тыла села Сосновка

Предмет исследования: вклад моих земляков в работу трудового фронта страны



ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

Новизна исследования заключается в том, что впервые эта тема рассматривается применительно к жителям села Сосновка. С началом войны в селе начинается новая эра — эра стариков, женщин и детей. В этой эре главенствующую роль играет женщина.

Эта работа имеет практический характер:

• материалы могут быть использованы на уроках истории, краеведения, во внеклассной работе;

• опубликованы в школьной газете «Школьные новости»

• востребованы Советом ветеранов села, школьной краеведческой комнатой.

План исследований

Проблема исследовательской работы:

Тема женщины в тылу является одной из самых малоисследованных. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги на поле боя считались основной темой Великой Отечественной войны. Испокон веков на войну уходили мужчины. Оставляли дома жен, матерей, сестер растить детей, беречь домашний очаг и – ждать их. Но уходят из жизни те, кто может рассказать нам о том, что происходило во время войны в нашем селе, с нашими земляками, с людьми, жившими и живущими на нашей малой родине. Особенно важным становится собирание по крупицам всего, что хранит о войне и о военном времени живая человеческая память.



ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

Гипотеза

Самоотверженный труд тружеников тыла – прекрасный пример для молодежи нашего поколения.

Основная задача:

Привлечь внимание общественности к людям, на чью долю выпало испытание – Великая Отечественная война.

Основные методы и приёмы: 1. Сбор и систематизация материала.

2. Конспектирование, составление библиографического списка.

3.Беседа.

4 . Осмысление собранного материала: анализ, обобщение

Для того, чтобы понять актуальна ли наша проблема, был проведен социологический опрос среди учащихся 5-9 классов и жителей села.

Вопросы, на которые ребята отвечали, были такими:

1. Знаете ли вы женщин – тружениц тыла во время Великой Отечественной войны?

2. Как вы к ним относитесь?

3. Коснулась ли война ваших родственников? (кто участвовал в войне, кто трудился на трудовом фронте, у кого детство прошло в военные годы)

ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

4. Знаете ли вы , как ковалась победа в тылу врага

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. На нашу страну напала фашистская Германия. Как узнали мои односельчане о начале войны? Об этом я хочу рассказать первым пунктом моего плана.

Советские женщины совершили беспримерный трудовой подвиг во имя Родины. В тылу трудилось 15 миллионов женщин. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом. Среди них были мои односельчанки – труженицы тыла. О том, как ковалась победа в тылу врага, мой второй пункт плана.

Много людей с неповторимыми судьбами живут у нас в селе Сосновка. Я хочу рассказать об интересных, уважаемых людях, которые трудились в тылу не жалея и не щадя себя, не беря ничего взамен. А только отдавая. Как их хватало на всё! Вот они наши труженицы! [Приложение I]. О судьбах женщин – тружениц, умеющих ждать, третий пункт исследовательской работы.

Основными информационными источниками для исследования послужили:

  1. Воспоминания жителей села (тружениц тыла)

  2. Архивные материалы школьной краеведческой комнаты





ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

Научная статья

Труженики тыла

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

Советские женщины совершили беспримерный трудовой подвиг во имя Родины. В тылу трудилось 15 миллионов женщин. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом.

Для тружеников сельского хозяйства война явилась суровым испытанием. Труд в деревне был поистине героическим. Стояла задача: обеспечить сырьем и продовольствием более чем 11 миллионную армию защитников и свыше 80 миллионов человек гражданского населения. Решать эти задачи в условиях, когда сократились посевные площади и пастбищные угодья, сократилось количество техники, уменьшилось поголовье скота, сократилась численность рабочей силы, было очень трудно.

С нача­лом войны в селе Сосновка начинается новая эра — эра стариков, женщин и де­тей. Защищать Родину уходили целыми семействами. Уже в 1941 году из 717 оставшихся в Сосновском и Федосовском колхозах работников мужчин было 27 человек. Поэтому в этой эре главенствующую роль играет женщина. Они даже сочинили себе гимн-песню: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». С началом войны появились в Сосновке и забытые женские зва­ния: солдатка и вдова. Причём, если первое звание присваивалось женщине с уходом мужа на войну, то второе доставляли в конверте на четвертушке казенной бумаги.



ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

Именно на женщин легло выполнение колхозом «Ударник» (село Сосновка), имени Ворошилова (деревня Федосово) и имени В. И. Ленина (деревня Кошелево) плана поставки сельхозпродукции. Необходимо было работать с полной отдачей сил, не считаясь со временем. Денег колхозники не получали. Работали за трудодни, которые едва – едва удовлетворяли самые необходимые нужды. Испытывали недостаток в обуви , в одежде. Все работы производились вручную: жали серпами, вязали снопы, затем обмолачивали цепами.[Приложение II]

Весной выходили в поле и пахали на коровах. А когда те, истощённые за зиму, падали, сами впрягались в плуг, работали для Победы. Здесь, что ни жизнь, то подвиг. У многих женщин оставались дети мал – мала меньше. У Бердюгиной Ефросиньи Афанасьевны – четверо, у Забоевой Фёклы Тимофеевны – трое, у Благининой Прасковьи Ананьевны – пятеро, у Забоевой Ефросиньи Терентьевны – двое детей : Леониду – 4 года, Геннадию – 1 год. У многих из них мужья не вернулись с фронта. Нелёгкая тяжесть легла на её плечи.

Жители села , как и в других местах , делали добровольный взнос в фонд обороны, поддерживали инициативу о сборе средств на строительство танков, сдавали облигации, подписывались на военные займы, собирали тёплые вещи для армии и продукты (сушили варёный картофель в русской печи, пекли лепёшки, сушили сухари и всё сносили на приёмный пункт для отправки на фронт. Они поддержали инициативу утяшевских колхозников имени Маркса о сборе средств на строительство колонны «Тюменский комсомолец».

Из воспоминаний Забоевой Фёклы Тимофеевны [Приложение III]: «Начавшаяся 22 июня война изменила ход привычной жизни. Было очень трудно. Откуда только силы брались. А я ведь с детства привычна к самой непосильной работе, привыкла и впроголодь жить и ночами не спать. Рано осталась сиротой. Привезли меня одиннадцатилетнюю девчонку в няньки из Омутинского района в Сосновку. Не обижали меня хозяева. Но сами посудите: сама ребёнок. А нянчиться с чужими ребятишками приходилось. Потом выросла, вышла замуж. Жили дружно. Родилось трое детей. Кажется, жить бы да радоваться. А вот война. Забрали наших мужиков на фронт. В начале думали ненадолго, на фронт провожали с

ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

песнями да плясками. С сенокосом справимся, дров заготовим, хлеб уберём, а к зиме наши защитники и вернуться. Да не по - нашему вышло.

Война наложила тяжёлый отпечаток на общее состояние сельского хозяйства. Созданная в тридцатые годы материально — техническая база сельского хозяйства оказалась серьёзно подорванной. В колхозах сократилось количество техники. Вся тяжесть забот о производстве и снабжении фронта продовольствием, сырьём легла на плечи женщин и подростков.

Трудно было: есть нечего, надеть нечего. Да сами – то мы привычные. За ребятишек душа болела. Как накормить, во что одеть? А как заболеют, так душа плачет, сердце рвётся.

Работали почти круглые сутки. Так как не хватало техники , пахали поле на коровах, быках. Затем вручную сеяли зерно. Выросший урожай косили косами, связывали в снопы. Молотили цепами. И весь урожай, до последнего зернышка, отправляли на фронт. За работу рабочим давали отходы и то чуть – чуть. Голодали все: ели и лебеду, и мерзлую гнилую картошку, и рыбу ловили.

Кроме колхозной работы была ещё и домашняя. Никогда колхозную технику не использовали в личных целях: ни сена для своей Бурёнки накосить, ни огород вспахать, ни дрова из леса привезти. Всё делалось после длинного трудового дня и кто как мог. Конечно, соседей, родственников никто не оставлял в беде. Война, лишения сплотили жителей села. Одно горе было на всех».











ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

Дети – труженики тыла

Война обрушилась на детей так же, как и на взрослых, - голодом, холодом, разлуками. Наравне со взрослыми работали и дети . Они помогали взрослым и в поле , и на ферме. Каждое лето заготовляли корм для скота. Неделями жили на полевом стане. Запрягали в сенокосилки быков и целый день, с коротким перерывом на обед, косили. Во время войны  каждый год в сентябре  школьники ходили на поля собирать колоски ржи, пшеницы. Ни один колосок не должен был остаться  в поле.

Радости не было предела у тех, кому доверили трактор . Ведь именно о самостоятельной работе всегда мечтали юноши. Они не останавливались на достигнутом и всегда рвались вперед. Их трудолюбие, упорство присутствовало и в мирное время. Так

с 1943 года начали работать на тракторе Скориков Иван Сергеевич [Приложение IV] , будущий депутат Верховного Совета СССР шестого созыва; будущий председатель колхоза имени В.И. Ленина Крутиков Георгий Дмитриевич [Приложение V] (20 лет он правил колхозом с (1970 по 1991) – миллионером!); Скориков Василий Андреевич, лучший механизатор колхоза и на многие годы бригадир тракторной бригады №3, заслуженный колхозник[Приложение VI]; Скориков Иван Николаевич…

[Приложение VII]

Из воспоминаний Крутикова Георгия Дмитриевича : «В войну мне было тринадцать лет. В годы войны учился в школе. С утра в школу. А после школы спешил на работу в колхоз «Ударник». Тяжело было: не было еды, одежды, освещения. Но помогало выжить и работать строгость, дисциплина, стойкость, ответственность. А когда доверили трактор, радости не было предела. Мы жили надеждой на будущее и победу в этой жестокой войне. Война разрушила нашу семью. На войне погиб отец».

Вспоминать, как это было, труженикам тыла, порой это были такие же дети как мы, очень сложно, говорить больно. Поэтому в своих воспоминаниях они не многословны. Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности.

ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

Война против своего народа

С началом войны связано появление немцев Поволжья в нашем селе. Жертвой того страшного времени стали люди, единственная вина которых состояла в том, что они жили в то время в своей собственной республике и были немцами. Большинство не знали русского языка. Ко всему прочему им необходимо было отмечаться в спецкомендатуре, не смотря на погодные условия, возраст и здоровье. В Сосновке оказалась 31 семья – 143 человека. По воспоминаниям Гинтер Давыда (ему тогда было 12 – 13 лет)

[ПриложениеVIII] : «Я в незнакомом селе остался совершенно один. Мать прямо из Сосновки забрали в трудармию и она оттуда так и не вернулась. Я умер бы, если бы в семью не взяли Бердюгины Василий Прокпьевич и Анна Васильевна. Приходилось работать наравне со взрослыми, терпеть обиды и унижения. К немцам жители села относились по – разному».

Из воспоминаний Мостовщиковой Лидии Давыдовны[Приложение IX] : «Жила в Сталинградской области, Добринском районе, селе Гольштейн. 1 сентября 1941 года нас выслали в Сибирь. Семья наша была из 10 человек. Не было еды, одежды. То, что привезли , поменяли на продукты. Вот и подумай, легко ли нам было? Мне в то время было 14 лет. Мы пошли работать в колхоз, на склад, в колхозный огород. На второй год нас отправили в бригаду работать наравне со взрослыми. Мы ездили на покос, а осенью работали на молотилке. Там нам было тяжело. У нас с двенадцатилетней сестрой не хватало сил поднять снопы на стог. Мы с сестрой поднимали вдвоём один сноп на стог. На нас кричали, чтобы мы поднимали снопы по отдельности. Мы молотили, а когда молотилка ломалась, нас заставляли скирдовать конями целыми днями так, что спали мы по 2 – 3 часа в сутки. После этого нас заставили пасти телят пешком. Их в стаде было 140 голов. Потом стала работать дояркой. Подоишь коров, идёшь за косилкой вязать снопы или закладывать сенаж в яму для зимнего корма коровам».







ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

Женская тракторная бригада

Подробнее я хочу рассказать о женщинах трактористках. Как и в других местах , женщинам пришлось овладевать мужскими профессиями. На селе это были трактористы и комбайнёры. Трактористы – мужчины осенью 1941 года после уборки были призваны в армию. Вместо них на трактора сели женщины. Это были Семёнова Нина Ивановна, Скорикова Фионья Николаевна, Шипунова Лукерья Николаевна. Бригадиром у них работала Семёнова Нина Ивановна[ПриложениеX] . Женщины в 1941 году закончили курсы трактористов в Новозаимской МТС (машинно – тракторная станция) А после их окончания курсов они сели за руль тракторов, которые в прямом смысле называли железными конями: СТЗ, ХТЗ, У - 2. [Приложение XI]

Эти трактора в управлении требовали недюжинной силы, не имели кабины и удобного рабочего места. А во время пахоты надо было терпеть пронизывающий ветер, пыль и поломки, которые нужно было ликвидировать в короткое время. Ведь пахоту нельзя откладывать. Армии нужен был хлеб. И этот хлеб выращивал женщины – хлеборобы. «Самым трудным было завести трактор. Нужно было со всей силы крутить рукоятку. А сила там нужна была мужская. Когда ломался трактор, сами же его ремонтировали. Фар у трактора не было. Сзади стоял помощник, который фонарём освещал трактору путь. Этот же помощник следил за заправкой семенами ёмкости. Обедали прямо на поле. Посевная длилась больше месяца и не потому, что мы не хотели и не могли работать. Главной причиной был недос­таток тракторов, кроме этого час­тые их простои по причинам поло-мок и отсутствия запасных частей. Если из имеющихся тракторов ежедневно работали половина, то это еще хорошо.

А зимой приходилось ещё сложнее: ремонтировать трактора приходилось практически под открытым небом, при лютой стуже. Чтобы установить в разобранном трак­торе какую-нибудь деталь, то и дело снимали рукавицы или шерстяные варежки, и тогда пальцы прикипали к седому от мороза металлу. Те­перь-то женщины наловчились: присосется палец к подшипнику ли, к клапанам ли, к заводной рукоятке, они подышат на него, отогреют и вызволят таким образом из ледяного плена. А первое время вгорячах испуганно отдернут руку, и на железяках оставят клочок кожи. Обо­жжет сильно острая

ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

боль, поднимет с земли трактористку и заставит долго прыгать вокруг разобранной машины, трясти по-ребячьи по­страдавшей рукой в воздухе, либо дуть на пальцы. Умывшись слезами, женщина вновь принимается за дело, что-то ковыряет то ключом, то отвёрткой в тракторных внутренностях, а опыта-то никакого. Сделает, да не так. И всё начинается сначала. По четырнадцать — шестнадцать часов работали женщины, а придя с работы, надо было позаботиться о себе и о детях». (Из воспоминаний женщин – трактористок).

Эти женщины умели самоотверженно трудиться, заботиться о своих детях , забывая при этом о самих себе и оставались просто достойными людьми. Они приняли на себя тяжёлую мужскую работу, ответственность за то, что без крепкого и прочного тыла невозможно завоевать победу и ту боль, и страдания, принесённые той страшной войной

***

Высокую оценку труда тружеников тыла дал Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин, заявив: «Навсегда войдут в историю беспримерные трудовые подвиги советских женщин, славной молодёжи, вынесших на своих плечах основную тяжесть труда…в колхозах и совхозах».

Медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» в 1946 – 1947 годах получили 76 человек. А в 1992 – 2001 годах награды нашли ещё 42 героя трудового фронта. [ Приложение XII]












ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Дорошенко Виталий Иванович

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Сосновская ООШ, 9 класс

Заключение

Я горжусь, что мои земляки – сосновцы делали все, что могли для победы в тылу и на фронте. Несмотря на суровые условия, жители села Сосновка внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом. [Приложение XIII]

В результате своей работы я пришёл к следующим выводам:

1. Труженики тыла – это героические люди, внесли огромный вклад в великую Победу. Тыл и фронт – были едины – это один из главных источников Победы.

2. Бóльшая часть тружеников тыла – это женщины, дети, старики. Мужественные, сильные, героические – без них не было бы Победы. Они достойны глубокого уважения и великой любви.

3. Самоотверженный труд тружеников тыла – прекрасный пример для нас, для молодежи. Нам есть, у кого учиться. Не будем Иванами, не помнящими родства.

4. Цена Победы – велика. Нам есть что беречь, охранять и помнить.
























































Я узнал, что урожай 1941 г. в нашем районе был убран в сложных условиях. Вторая половина лета и осень выдались дождливыми. Это, естественно, не позволили хлеборобам вовремя и без потерь убрать урожай первого военного года. Кроме того, в 1941 г. еще только начинался процесс перестройки сельского хозяйства на военный лад.          

   А  1943 год оказался самым засушливым из всех лет войны. Засуха и суховеи плохо отразились на посевах всей области. Осенние работы 1943 года больше были похожи не на уборку в обычном представлении, а на чрезвычайную компанию по спасению всего, что имелось - до каждого колоска. Но в этот сложный по погодным условиям год Красная Армия воодушевила народ на трудовые подвиги. В жестоких схватках с врагом были освобождены города нашей родины: Орёл, Белград, Харьков и другие города. Ежедневно продвигалась наша армия на запад, освобождая сотни населённых пунктов, тысячи советских граждан из – под немецкого ига и рабства.













13


Просмотр содержимого презентации
«Труженики тыла»

Труженики тыла Автор работы: ученик 9 класса  Дорошенко Виталий

Труженики тыла

Автор работы: ученик 9 класса

Дорошенко Виталий

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Цель: составить целостную картину о вкладе тружеников тыла моего села в дело победы в годы Великой Отечественной войны. Задачи: 1 . изучить научно-историческую литературу, документы; 2. познакомиться с воспоминаниями земляков; 3. систематизировать собранный материал; 4. оформить исследовательскую работу, сделать презентацию; 5. познакомить с результатами работы моих друзей, одноклассников, сверстников.

Цель: составить целостную картину о вкладе тружеников тыла моего села в дело победы в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: 1 . изучить научно-историческую литературу, документы;

2. познакомиться с воспоминаниями земляков;

3. систематизировать собранный материал;

4. оформить исследовательскую работу, сделать презентацию;

5. познакомить с результатами работы моих друзей, одноклассников, сверстников.

Труженики тыла 8. Плоскова Екатерина Михайловна д. Кошелево 9. Харитонова Елизавета Стратовна д. Кошелево 10. Ершова Анна Петровна д. Кошелево 11. Сапожникова Капитолина Ивановна д. Кошелево 12. Степанова Александра Ивановна д. Кошелево

Труженики тыла

8. Плоскова Екатерина Михайловна д. Кошелево

9. Харитонова Елизавета Стратовна д. Кошелево

10. Ершова Анна Петровна д. Кошелево

11. Сапожникова Капитолина Ивановна д. Кошелево

12. Степанова Александра Ивановна д. Кошелево

  • Семёнова Валентина Леонтьевна
  • Глупс Ева Гольтфридовна
  • Гиндер Лидия Ивановна
  • Шипунова Галина Михайловна
  • Загарских Валентина Яковлевна
  • Колмакова Анна Михайловна
  • Узингер Мина Григорьевна
Работа женщин на току

Работа женщин на току

Забоева Фёкла Тимофеевна

Забоева Фёкла Тимофеевна

Скориков Иван Сергеевич

Скориков Иван Сергеевич

Крутиков Георгий Дмитриевич (слева)

Крутиков Георгий Дмитриевич (слева)

Скориков Василий Андреевич

Скориков Василий Андреевич

Скориков Иван Николаевич

Скориков Иван Николаевич

Гиндер Давыд Богданович

Гиндер Давыд Богданович

На таких тракторах работали в войну женщины и подростки

На таких тракторах работали в войну женщины и подростки

Медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» в 1946 – 1947 годах получили 76 человек. А в 1992 – 2001 годах награды нашли ещё 42 героя трудового фронта.

Медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» в 1946 – 1947 годах получили 76 человек.

А в 1992 – 2001 годах награды нашли ещё 42 героя трудового фронта.

Спасибо Вам за наши жизни!!!

Спасибо Вам за наши жизни!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Труженики тыла"

Автор: Дорошенко Виталий Иванович

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125612

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация " Труженики тыла села Холтосон""
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiiatruzhienikitylasielakholtoson"
    ["file_id"] => string(6) "330201"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1464153608"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа Труженики тыла деревни Ерепкино Нурлатского района Республики Татарстан "
    ["seo_title"] => string(107) "issliedovatiel-skaia-rabota-truzhieniki-tyla-dierievni-ieriepkino-nurlatskogho-raiona-riespubliki-tatarstan"
    ["file_id"] => string(6) "163436"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422472943"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Труженики тыла-вклад в Победу"
    ["seo_title"] => string(32) "truzhieniki-tyla-vklad-v-pobiedu"
    ["file_id"] => string(6) "266343"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450128103"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Незаметные труженики тыла."
    ["seo_title"] => string(30) "niezamietnyie-truzhieniki-tyla"
    ["file_id"] => string(6) "341623"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1472577821"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследовательская работа  "Труженики тыла Кош-Агачского района" "
    ["seo_title"] => string(69) "issliedovatiel-skaia-rabota-truzhieniki-tyla-kosh-aghachskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "158397"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421741983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства