kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Теория поколений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В формировании и индивидуальности личногсти  каждого индивида огромный вклад вносят разные факторы, среди которых семья, общество,окружающий мир.работа. 

Людей, родившихся в один временный период, связывают события, происходящие в это время.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Теория поколений»»



«Теория поколений»


Под понятием «теория поколений» подразумевается описание временных этапов в истории и характерных для них особенностей, а также мировоззрения людей, которые были рождены в определённые периоды. Тем, кто «подкован» в данной теории, намного проще найти общий язык с коллегами, родителями и молодёжью.

В формирование индивидуальности и личности каждого индивида огромный вклад вносят разные факторы, среди которых семья, общество, окружающий мир, работа.

Людей, родившихся в один временной период, связывают события, происходящие в то время. Хорошим примером являются те, кто родился до войны (1941 год): тогда все доедали пищу до конца, никогда не избавлялись от поломанных вещей, а старались их отремонтировать или приспособить под другие нужды, откладывали на «чёрный день» деньги и продукты. Такое поведение устанавливалось из-за тех условий, в которых жили люди: нехватка еды, тепла или полное отсутствие крыши над головой.

Выдвигаются разнообразные теории, однако до сих пор никто так и не смог чётко объяснить, почему люди с небольшой разницей в возрасте (10-20 лет) не могут сойтись во многих жизненных моментах и у них такие кардинально разные взгляды на мир.

У теории поколений есть авторы, и это американские исследователи Нейл Хоу и Уильям Штраус. Они создали в 1991 году концепцию, в основе которой лежит отличающаяся философия у людей разного возраста, и издали книгу «Generations» («Поколения»). В ней можно узнать об истории каждого поколения, которое было в разные временные промежутки в США, начиная с 1584 года.

В 1997 из-под их пера вышла новая книга – «The Fourth Turning» («Четвёртое превращение»). В ней есть детальное описание закономерностей теории: поколения, как правило, разделяются на 4 категории, сменяющие друг друга каждые 20 лет. Дальше модель поведения повторяется, то есть эти категории постоянно запускаются по новой.

Несмотря на широкую известность и признанность теории Хоу и Штрауса, в академической области к ней относятся неоднозначно: кто-то был в восторге от их уникального взгляда на данную проблему, а кому-то, наоборот, это казалось абсурдом. Вторые опирались на то, что временные промежутки в работах исследователей очень размыты, и считали, что авторы сильно утрировали отличия между людьми разных поколений.

Описание теории поколений Штрауса и Хоу

Штраус и Хоу, начиная с 1433 года, разделили европейско-американскую историю на периоды, которые длились по 20-30 лет. Они совпадали с конкретными эпохами, в которые происходили очень важные исторические события и явления. В этих периодах авторы выделили 4 цикла, сменяющие один другой.

  1. «Подъем». Время после кризиса, когда происходит особенно сильное сплочение людей, которые вместе смогли справиться с трудностями. За счёт этого происходит расцвет институционализма и упадок индивидуализма. Шраус и Хау считали, что последний исторический «подъём» был после войны – с середины 1940-х по 1960-й год.

  2. «Пробуждение». Временной этап, когда институты теряют свой авторитет и становятся объектами критики. Распространяются идеи личностной и духовной автономии, появляется большое количество молодых активистов, которым надоела строгая дисциплина. По мнению Шрауса и Хау последний такой период был в 1960-1980-е годы. Именно тогда в США появились хиппи, была вторая волна феминизма и прочие события.

  3. «Спад». В этот период институты имеют меньше всего влияния и больше ничего не значат для общества, в котором все стремятся к индивидуализации. Последний такой этап, как считали авторы, был с середины 1980-х по середину нулевых.

  4. «Кризис». Этот период характеризуется возникшими трудностями, которые появились из-за индивидуалистской разобщенности и отказа от институтов. Чтобы справиться с проблемами, власть заново завоёвывает авторитет и сплачивает народ. Пример прямо у нас за окном. Мы живём в период «кризиса»: в мире финансовая нестабильность, терроризм, экологические проблемы (глобальное потепление, потеря биоразнообразия), пандемия COVID-19.

В дальнейшем Шраус и Хау опирались на суть теории поколений, разработанной в 1928 году немецким социологом Карлом Маннгеймом. Она была признана в научном мире и прошла проверку временем. Идея его теории заключается в том, что на людей серьёзное влияние оказывает социально-историческая среда, в которой они были рождены.

В дальнейшем данный фактор сыграет немаловажную роль при создании новой среды с участием этих личностей. При расширении этой идеи Штраус и Хау сделали сопоставление архетипов эпох с архетипами поколений:

  • «Пророки» — люди, рождённые в период «Подъёма». Со временем определяют начало цикла «Пробуждения».

  • «Странники» рождаются в «Пробуждение». При взрослении приводят к началу «Спада».

  • «Герои» появляются на свет во время «Спада», взрослея определяют начало «Кризиса».

  • «Художники» рождаются в период «Кризиса» и с возрастом приводят к «Подъёму».

Общее количество поколений, описанных авторами, составляет 24 вида, каждый из которых имеет своё название: от «Артурианцев» («Герои», родившиеся в период «Спада»: 1430-х – 1450-х) до «Бэби-бумеров» («Пророки», которые родились в «Подъём»: 1940-х – 1950-х) и «Поколения X» («Странники» родились во время «Пробуждения»: 1960-х – 1970-х).

Со временем в списке появились ещё два поколения, названия которым дали по принципу очередности букв в алфавите: «Поколение Y» («Миллениалы» – «Герои», родившиеся в период «Спада»: в 1980-х – нулевых) и «Поколение Z» («Художники», которые появились на свет во время современного «Кризиса»).

Теория поколений применительно к России

В современной России теория поколений особенно интересна маркетологам, ведь благодаря ей они делают продвижение товаров под особенности целевой аудитории. Однако, не так давно родители и учителя тоже стали изучать теорию. Последние поколения в России делятся на следующие периоды:

Величайшее поколение

Люди, которые родились в 1900—1923 годы. К сожалению, мало кто из них до сих пор жив. Основные ценности этого поколения установились до середины 30-х годов ХХ века. Если обратиться к истории, то в этот период было много переворотов, Гражданская война, коллективизация, электрификация.

Люди того времени отличались своим трудолюбием, ответственностью, непоколебимой верой в лучшее будущее, преданностью идеям, семье и семейным традициям, категорическими суждениями.

Практически каждый из нас знал лично людей того поколения. Они действительно непреклонны в своих суждениях, и доказать им обратное практически невозможно. Люди тех времён, дожившие до 80-90 летнего возраста, частенько ходят по инстанциям, чтобы настаивать на своей правоте.

Денежные средства не несут для них никакой ценности. Скорее всего так сложилось потому, что деньги за всю их жизнь часто теряли свою ценность, превращались в куски бумаги, а люди оставались без всех своих сбережений.

Молчаливое поколение

Представителей этого поколения в России меньше всего (13,7 миллиона, 9,3 %). К нему относятся люди в возрасте от 70 лет и старше. Они появились в период кризиса (1924-1944 года), когда были сталинские репрессии, дефицит еды, потери и война, которые оставили очень глубокий след на этих людях.

Молчаливыми их назвали потому, что в то время было страшно сказать лишнюю информацию, была жёсткая цензура, доносы, мировая война. Так дети научились молчать и никак не проявлять себя.


Особенности этого поколения ­ терпение, следование законам, жизнь по правилам, осторожность и бережливость, любовь к труду и забота о своём здоровье.

Когда шла война, эти люди были ещё детьми, которые тоже хотели защищать свою родину, но могли лишь читать о геройствах. У них не было много друзей: чаще всего только один или два сверстника. Многие оставались со своей первой юношеской любовью на всю жизнь. Во взрослом возрасте всё поколение трудилось на благо страны: развивали науку, образование, творчество, литературу, помогали родине «залечить раны», оставленные войной.

В чём же молчаливое поколение реализовывало личный потенциал и ценности? Есть довольно много ярких примеров, среди которых первый в мире космонавт Гагарин и академик Сахаров, барды Окуждава и Высоцкий, режиссеры Рязанов, Данелия, Захаров. Благодаря им была сформирована уникальная среда, в которой родились люди следующего поколения – бэби-бумеры.

Бэби-бумеры

Это поколение составляет 1/5 часть населения России (29 млн). Бэби-бумеры были рождены и воспитывались во время подъёма (1944–1964 годах). Их родители смогли одержать победу в Великой Отечественной войне и сделали СССР мировой сверхдержавой. Период назвали бэби-бумом не просто так, ведь благодаря подъёму (социальному и экономическому) во много раз возросла рождаемость.

Население Земли начинает исследовать космическое пространство, люди смотрят в будущее с надеждой, они отдают все свои силы на благо общества, комсомольцы возводят города, заводы и делают дороги.

Этих людей отличало то, что они были (и есть сейчас) патриотами своей страны, которой гордились и верили в её светлое будущее. Исторические моменты их периода сделали бэби-бумеров оптимистами, способными работать в команде.

В 1960—1970-х годах это поколение смогло «расшевелить» даже устойчивую советскую экономику. В этот период были созданы сети специализированных магазинов «Свет», «Радио», «Охотник-рыболов» и прочие. Бэби-бумеры любили спорт, а предпочтение отдавали футболу и хоккею. Отдыхали они чаще всего на природе, ходили в походы. В окружающих ценили желание узнавать что-то новое.

Люди эпохи бэби-бумеров – это победители: они уверены в человеческой воли и возможностях, ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, доверяют окружающим, хорошо трудятся в коллективе, умеют воплощать в жизнь свои мечты. Данное поколение большое значение придаёт профессионализму и знаниям, любит свои семьи и детей.

В современном мире «бумеры» – довольно активные люди, они посещают фитнес-центры, бассейны, учатся пользоваться гаджетами, интернетом, путешествуют по миру.

Поколение X

Люди этого поколения родились в 1964–1984 годы, а их количество в России составляет 29,2 миллиона человек. Этих детей с раннего детства приучали к самостоятельности, они делали домашнюю работу без помощи родителей, разогревали обед на плите. По мнению их родителей («бумеров»), если ребёнка научить с раннего возраста справляться с трудностями самостоятельно, то во взрослой жизни им будет легче.

Опираясь на эту идею, взрослые не делали детство своих малышей проще, а иногда, наоборот, усложняли, чтобы чему-то научить. Поколение Х – дети с ключом на шее, который символизирует раннюю самостоятельность.

В детском и юном возрасте иксов мир переживал кризис Холодной войны, военные действия в Афганистане, упадок идеалов, Перестройку. В эпоху «Пробуждения» началось масштабное развитие информационных технологий, которые постепенно вторглись в советские реалии и разрушили их. В период иксов космополитизм вытесняет идейный патриотизм. Это поколение ни капельки не похоже на своих родителей.


В 80-е годы возник уникальный тип личностей, которые хотели показать свою индивидуальность, а не быть частицей целого. Они стремились к свободе, выбору и неординарности, вместо устаревших правил и идеалов. Государственные институты утратили свою власть над поколением Х, которое больше опиралось на собственные силы, критичность, реалистичный расчёт и багаж знаний.

Люди этого поколения приходят ко всем умозаключениям только на основании личного опыта, однако мнение близких людей всё равно берут в расчёт. В отличие от бэби-бумеров, иксы отдают предпочтение индивидуальным видам спорта: большой теннис, горные лыжи. Для них огромную ценность имеет время, поэтому они не стоят на месте. Благодаря поколению Х мир получил фастфуд и полуфабрикаты.

Поспособствовала этому прагматичность данного поколения. Иксы знали, что фастфуд не приносит пользы для здоровья, но его очень быстро готовить. Даже в вопросах, касающихся лечения, они отдадут предпочтение сильным препаратам, чтобы за короткий период времени убрать симптомы, несмотря на то, что такие лекарства могут вредить организму.

Поколение Х стремится построить карьеру и добиться стабильного заработка, но они стараются сохранять баланс между работой и личной жизнью, потому что по их мнению время и эмоции важнее денег.Поколение Y

Численность этого поколения в России больше всего (28,5 %). Поколение Y ещё называют игреки, миллениалы, поколение «некст», сетевое поколение и оно относится к 1984 – 2005 годам.

У них довольно много общего с людьми Величайшего поколения, рождёнными в начале ХХ века. Они также категоричны в своих суждениях. Во время детства и юности поколения Y был распад СССР, теракты, войны. Игреки способны выжить в самых тяжёлых условиях, они без лишних раздумий бросаются в «бой», отстаивая свои ценности, верят в лучшее и ищут его. Эти люди не зависят от других, уверенные в своих силах, активные и свободные.

Их юношеские и взрослые годы пришлись на переломное событие для России ­ распад старого общественно-политического строя, при этом нового ещё не было. На одной стороне медали отсутствие товаров в магазинах, безработица, упадок экономики, на другой же – появление заграничных вещей («Пепси», пейджеры, MTV и прочее), западной музыки, расширение информационных технологий. Поколение Y стали изучать компьютерные игры, интернет, мировую поп-культуру и искать своё место в этом большом мире.


Употребление наркотических средств, зависимость от сигарет и алкоголя становятся главными проблемами общества, решением которых занимались на межгосударственном уровне. Пришёл период публичности, ведь начали распространяться телевидение и интернет. Не менее важную роль сыграла глобализация, при которой стирались рамки, происходило нивелирование национальных отличий и традиций.

Из-за того, что обстановка вокруг людей во время становления их личности менялась очень быстро, поколение Y стало теми, кто хочет получать вознаграждение за свой труд незамедлительно, не верит в светлое будущее. Если человеку из этого периода скажут, что для достижения карьерных высот ему надо работать в одной фирме 10 лет, он ответит, что за такой большой промежуток времени и страна может поменяться.

Ещё одним важным отличием игреков от других поколений является их любовь к моде и брендам. Для них даже спорт – это всего лишь модное движение, но никак не забота о своём здоровье и поддержание формы. При выборе вида спорта поколение Y отдаст предпочтение тому, что выглядит красиво, но пользы от него мало. Эти люди ветреные, главное для них – реализовать себя в этой жизни, а семью они ставят на задний план.

В нынешних реалиях больше нет таких трудностей, однако люди тех лет всё равно живут по старым принципам, потому что иначе они уже не могут. Ключевые ценности со временем остались теми же. Их полное «укоренение» в сознании происходит в 20-25 лет, и они остаются с человеком до конца жизни. Это и есть основа личности каждого человека.

Нередко люди разных поколений не могут найти компромисс в некоторых вещах.

Мы можем ругаться с родителями или детьми как из-за чего-то несущественного, так и по более серьёзным вопросам. Уже довольно долго все психологи занимаются изучением данной проблемы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Теория поколений»

Автор: Вафина Любовь Николаевна

Дата: 22.01.2024

Номер свидетельства: 644435

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Поколение Z (классный час в 10 классе)"
    ["seo_title"] => string(34) "pokolieniiezklassnyichasv10klassie"
    ["file_id"] => string(6) "283152"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453799880"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Поколение Z (классный час)"
    ["seo_title"] => string(24) "pokolieniiezklassnyichas"
    ["file_id"] => string(6) "283168"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453800637"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Поколение next (z+)"
    ["seo_title"] => string(16) "pokolenie_next_z"
    ["file_id"] => string(6) "629611"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681471021"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа спецкурса  "Основы теории литературы". 5 класс. "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-spietskursa-osnovy-tieorii-litieratury-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120553"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413734700"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства