Статья о коммуникативных качествах современного педагога
Статья о коммуникативных качествах современного педагога
Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника. Овладение педагогом системой обозначенных компетентностей и решение поставленных задач на современном этапе развития образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья о коммуникативных качествах современного педагога»
Коммуникативная культурапедагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение. Позволяющий наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания.
1. Составляющие коммуникативной культуры это: - Качества - Умения - Способности
2.К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся: • Характеристика речи - Четкая дикция - Выразительность • Личностные особенности - Общительность - Открытость -Умение слушать и чувствовать людей
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:
Коммуникабельность- способность испытывать удовольствие от процесса общения; Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; Альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека. Коммуникативная культура педагога предполагает также овладение коммуникативными умениями. К коммуникативным умениям педагога можно отнести: 1.умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; 2.умения управлять своими эмоциями; 3.наблюдательность и переключаемость внимания; 4.социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам; 5.умение "подавать себя" в общении с учащимися; 6.речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. В своей совокупности такие умения составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога. Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы: 1.умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения; 2.умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения; 3.умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.); 4.умения обеспечивать обратную связь. Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него: экспрессивных умений и способностей: выразительность жестов, выразительность мимики, выразительность внешнего облика; перцептивных умений, среди них умение понять состояние ученика, умение установить с учеником контакт, умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д.
Еще одним компонентом коммуникативной культуры является Коммуникативные способности – это способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.Как можно заметить, важность и актуальность этих способностей трудно переоценить. От уровня развития этих способностей зависит успешность работы педагога и учащегося, легкость установления контактов преподавателя с учеником и другими преподавателями, а также функцию эмоционального заряжения, возбуждения интереса, побуждение к совместной деятельности. Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования, а само образования образование рассматривается как средство безопасности комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвитие личности. Отсюда – ключевая роль развитых коммуникативных и организаторских способностей в профессионально общение, в профессиональной деятельности педагога.