Просмотр содержимого документа
«Статья Защита прав и интересов несовершеннолетних детей и органы, ее осуществляющие.»
Защита прав и интересов несовершеннолетних детей и органы,
ее осуществляющие.
Дети и подростки, в силу своего возраста, не могут жить самостоятельно без помощи родителей и общества в целом. Это особая социально-демографическая группа со своими интересами, которая нуждается в особой заботе государства и общества. Это одна из самых уязвимых групп в мире. У каждого ребенка должны быть особые права, защищаемые государством и обществом в целом.
Именно дети, остались беззащитными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и этнические конфликты, инфляция, безработица, снижение уровня жизни и другие недостатки в первую очередь затронули семьи и детей. Бездомность, бедность, бегство детей из семей из-за насилия, лишение родительских прав и растущее число случаев социального сиротства - тревожные факты жизни в постсоветском российском государстве. Это подтверждается официальной статистикой: за последние несколько лет положение детей ухудшилось, а нарушения их прав, в том числе семейных, многократно участились [1, С. 57.].
Дети имеют право защищать свои права и законные интересы. Защиту законных прав и интересов ребенка осуществляют родители (лица, их заменяющие). Даже разлучение ребенка с семьёй не освобождает родителей от обязанности защищать права ребенка.
Задача защиты прав несовершеннолетних может быть возложена на опекунов (попечителей), усыновителя, администрацию детского образовательно-медицинского учреждения и учреждения социальной защиты (даже в случае временного пребывания ребенка в таком учреждении).
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и имеют право защищать их законные права и интересы в любых отношениях без специального разрешения.
Если несовершеннолетний получает право на получение помощи до достижения 18-летнего возраста (становится дееспособным), он имеет право не только самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе семейные, но и защищать себя.
Стать дееспособным несовершеннолетний может:
- при заключении брака до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ);
- по эмансипации, то есть в полной дееспособности, если, работая по трудовому договору, в том числе по договору, либо с согласия родителей, усыновителей или опекуна ведет хозяйственную деятельность (ст. 27 ГК РФ).
В случае нарушения прав и законных интересов ребенка, в том числе в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения родителями (одной из них) обязанностей по воспитанию ребенка или злоупотребления родительскими правами, ребенок имеет право требовать в порядке независимой опеки и попечительства, а достигнув 14-летнего возраста в суде.
Несовершеннолетние имеют право защищать свои законные права и интересы. Защита законных прав и интересов несовершеннолетнего осуществляется:
а) органами опеки и попечительства;
б) прокуратурой (помощник прокурора по защите прав несовершеннолетних);
в) инспекцией по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних.
Опека и попечительство над несовершеннолетними - сложный правовой институт, основной целью которого является обеспечение законных прав и интересов несовершеннолетних. Опека и попечительство над детьми позволяют реализовать права детей, обеспечить реализацию правовых гарантий государства, дать возможность полноценного развития детей в зависимости от различных жизненных обстоятельств.[2, С.20-25]
При осуществлении мероприятий по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции:
1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
2) выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком родительской опеки;
3) отбор, учет и обучение граждан, изъявивших желание стать опекуном или принять детей в свою семью для воспитания, в иных формах, установленных семейным законодательством;
4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, обучения, воспитания этих детей.
Для выполнения этих функций надзорные органы наделены набором полномочий, предусмотренных различными нормативными актами.
В административном порядке защитой прав детей занимаются правоохранительные органы. В их числе: прокуратура, органы внутренних дел. Для защиты прав детей прокуратура использует следующие методы:
А) Предъявление иска о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, об отмене усыновления ребенка;
б) Предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка;
в) Непосредственно участвовать в судебных процессах по защите прав детей;
г) Внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона;
д) Опротестование актов административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом.
Прокурор защищает права и законные интересы ребенка путем:
- надзора за их соблюдением компетентными органами;
- принимает непосредственное участие в вопросах, связанных с защитой прав детей.
Суд также защищает права несовершеннолетних при рассмотрении споров. Семейный кодекс предусматривает возможность самостоятельного обращения в суд несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста, в следующих случаях:
1.С иском о лишении родительских прав в случае злоупотребления родителями своими правами (п. 2 ст. 56, ст. 69 СК РФ). Нарушение родительских прав считается использованием этих прав в ущерб ребенку, что может нанести ребенку очевидный вред;
2. С иском об установлении отцовства в отношении детей (п. 3 ст. 62 СК РФ);
3. С иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ).
Органы внутренних дел занимаются исполнением решений, связанных с изъятием ребенка из семьи, а также розыском лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Управление внутренних дел также проводит индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права детей; с родителями, которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в раскрытии фактов нарушения прав детей в семье; при необходимости готовят дела о лишении и ограничении родительских прав.
Защита прав детей в семье также входит в компетенцию Комитета по делам несовершеннолетних. В обязанности этих комитетов входит:
а) обращение в суд с иском о лишении и ограничении родительских прав;
б) реализация мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих его безнадзорности, бездомности;
в) организация при необходимости контроля за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних детей;
г) Подготовка представленных в суд материалов по вопросам защиты прав детей в семье.
Ситуации, в которых дети становятся жертвами социальных явлений, грубого отношения и несправедливости, не редкость в современном мире. Ввиду важности проблемы ей уделяется особое внимание как в России, так и за рубежом. В России введена должность - Уполномоченный по правам ребенка (это детский омбудсмен) - это должность, которая с сентября 2009 года была закреплена на законодательном уровне указом президента «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». [3, С. 153-155]. Их деятельность связана с тем, чтобы помочь детям развиваться и расти в гармоничной и здоровой среде, не нарушая их достоинства и прав.
Таким образом, защита прав и интересов детей зависит от родителей или социальных служб, способных оказывать квалифицированную юридическую помощь.
Однако сегодня в обществе существует низкая юридическая культура. Большинство граждан - это не только дети, но и взрослые, которые не знают своих прав, методов и институтов защиты.
Решение этой проблемы может быть только системным: следует принять целый ряд профилактических и правоохранительных мер и улучшить правовую и психологическую подготовку россиян.
Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне, ребенок может быть защищен международными механизмами защиты, основанными на международных нормативных законах, входящих в юрисдикцию Российской Федерации.
Литература:
Государственный доклад «О положении детей и Российской Федерации, 2009. М., 2009. С. 57.
Поклонцев, К. В. Перспективы развития института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации / К. В. Поклонцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 153-155.
Ростовская И.В. Органы опеки и попечительства как субъекты, осуществляющие гражданско-правовую защиту имущественных прав несовершеннолетних// Актуальные проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних (материальные и процессуальные аспекты): сборник статей научно-практической конференции. М.: ИНФРА-М., 2015. С.20-25.