Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Преемственность в инклюзивном образовании"»
Хамидуллина М.Л.
МБОУ СОШ №7 г. Бирска
Преемственность в инклюзивном образовании
Апробация Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) – важный этап преемственности деятельности начальной школы и школы среднего звена.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуаций показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования инклюзии в будущем.
Проблема социальной адаптации инклюзивного образования чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением ребенком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения.
Переход обучающегося из начального звена в среднее звено – переломный момент жизни школьника. Важным итогом психического развития в период начальной школы является готовность к обучению основному общему образованию. В первые дни пятиклассника в среднем звене меняется привычный уклад жизни, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится с новыми учителями, предметами, кабинетной системой, ему трудно осмыслить свое новое положение.
В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между начальным и средним звеном. И это не потому, что нет работы между начальной школой и школой среднего звена. Не научив детей в начальной школе важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в основной школе, даже применяя передовые технологии. Подготовка начального звена к основной школе – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни обучающегося. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы обучающийся умел самостоятельно их добывать и применять в деятельности. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание. Ведущей целью подготовки к основному общему образованию должно быть формирование у обучающегося качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого самовыражения ребенка.
Между тем, надо помнить, что преемственность между начальным и основным общим образованием не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение ценности школьного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки, необходимые для благополучной адаптации к взрослой жизни. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – начального и основного общего образования.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в сотрудничестве начального и основного общего образования, которое отражало эту связь, согласованность и перспективность.
Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия обучающихся и педагогов. Специалисты психолого-педагогических комиссий, занимающиеся изучением причин возникновения и путей устранения трудностей в обучении школьников среднего звена, доказали, что основной причиной неуспеваемости обучающихся является их недостаточная готовность к сложному процессу основного общего образования.
Таким образом, быть готовым к основной школе – значит быть готовым многому научиться.