kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СТАТЬЯ "ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педаго­гика, - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экологические вредности, неблагоприятные социальные условия, алкоголизм. Сегодня для нашей школы добавилась новая: появление детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,  являющихся воспитанниками закрытого социального учреждения – детского дома-интерната для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Учить ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходи­мо начинать уже в подготовительный к школе период. В закрытом учреждении этому уделено недостаточное количество времени. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ "ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА " »

Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев.


В.А. Сухомлинский


Одна из проблем, с которой сталкивается современная педаго­гика, - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экологические вредности, неблагоприятные социальные условия, алкоголизм. Сегодня для нашей школы добавилась новая: появление детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, являющихся воспитанниками закрытого социального учреждения – детского дома-интерната для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Учить ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходи­мо начинать уже в подготовительный к школе период. В закрытом учреждении этому уделено недостаточное количество времени.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могли выполнять целенаправленные действия руками, испытывали затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечалось недостаточность мышечной силы.

Дети плохо ориентировались в пространстве и на плоскости. Большинство из них путались в различении правой и левой сторон тела. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывало у леворуких детей. Умение различать правую и ле­вую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.

Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.



По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.

Чем ярче выражен интеллектуальный дефект (а дети в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью), тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.

Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.

Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь.

Неготовность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма.

Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Поэтому в подготовительный и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы по­степенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

  • Простой и эффективный способ подготовки руки к пись­му — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.

  • Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

  • Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

  • Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев от­щипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

  • Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

  • Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам письма является пальчиковая гимнастика.

Целью данной гимнастики является разви­тие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий голов­ного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.

При проведения пальчиковой гимнастики я использовала следующие методы:

  • массаж рук;

  • упражнения с резиновыми мячами небольшого размера;

  • игры с пальчиками.


МАССАЖ РУК (простейший метод)


Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местно­го, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее дей­ствие на мышечную систему, повышая то­нус, эластичность и сократительную способ­ность мышц.

Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

По­ложительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность свя­зочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый паль­чик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж.

Вначале дети выполняли упражнения мол­ча, совместно с педагогом. Затем, по мере форми­рования правильного, четкого звукопроизношения, стимулировала проговаривание с педагогом доступных детям слов, как правило, тех, что завершают стихо­творную строку. По мере своих возможностей ребята при выполнении упражнений произно­сили некоторые несложные тексты вместе с педагогом, а в конце первого года обучения некоторые уже могли это делать самостоятельно.

Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вмес­те. Указания ребенку должны быть спокойными, доброже­лательными и четкими.

Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассив­ные движения.

Обучала детей всем приемам само­массажа. Учитывая, что дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, у которых слабо развито конкретно-образное мышление и речь, я постаралась найти стихотворные тексты, содержание и ритм которых были бы максимально приближены к характеру самого движения, что­бы в воображении ребенка возникал кон­кретный образ.


Самомассаж проводился на уроках в виде небольших комплексов, включавших 5 — 6 упражнений. Начинался и заканчивался он расслаблением кистей рук, поглаживанием.

На основе рекомендаций А.А.Бирюкова специалистами были разработаны три комплекса упражнений самомассажа, которые мною были использованы:

  • самомассаж тыльной стороны кистей рук,

  • самомассаж ладоней,

  • само­массаж пальцев рук.


УПРАЖНЕНИЯ С РЕЗИНОВЫМИ МЯЧАМИ НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА


Хорошую результативность показывает исполь­зование игровых упражнений с резиновыми мячами малень­кого размера, т.к. формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (И.М. Сеченов), «мышление в действии» (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на овладение навыками письма.

Известно, что онтогенетически развитие руки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая предметы, манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом, что важно для овладения навыками письма.


Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми, благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им.

В связи с этим у детей повышается мотивация к таким знаниям, начинает появляться осмысленность при выполнении заданий. Иными словами, упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.

После овладением самомассажем (по мере возможностей каждого ребенка) я предложила ребятам игровые упражнения с использованием резиновых мячей малень­кого размера.

Мною были взяты игровые упражнения, разработанные специалистами по рекомендациям А.А.Бирюкова


ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ


Развитие тонкой моторики кистей рук у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью было продолжено "пальчиковыми играми", это вид упражнений, широко распространенный в ло­гопедической практике. Я использовала опыт таких авторов, как М.В. Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный (1995).

Поначалу обучала детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, по­степенно усложняя их (каждое положение рук имело свое игровое название), затем бы­ли добавлены упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями паль­цев и, наконец, с одновременно производи­мыми движениями. "Игры с пальчиками" ак­тивно использовались мною на уроках при подготовке руки к письму и при проведении физминуток, т.к. при пись­ме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражне­ния «Игры с пальчиками» давали им необходимый отдых.

Мною были использованы игровые упражнения О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой


При подведении итога моего выступления хотелось бы еще раз отметить что пальчиковая гимнастика помогла детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к концу первого года обучения овладеть навыками письма. Дети пишут буквы, слоги, слова в тетрадях в косую линию, стараются соблюдать каллиграфические требования к написанию букв, а в дальнейшем, считаю, что пальчиковая гимнастика поможет поставить детям правильный почерк.

Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают паль­цам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, готовят к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыками письма, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное напряжение.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчи­ковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ла­донях есть «активные точки», массаж которых положи­тельно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия с использованием пальчиковой гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

Учитель, разумеется, сам решит, как ему использовать в своей работе пальчиковую гимнастику, но необходимо помнить, что:

1) после каждого упражнения необхо­димо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);

2) пальцы лучше нагружать равномерно;

3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воз­действие, она может быть использована не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, чтения, труда и физкультуры.

На уроках математики и чтения фокус внимания следует перенести с разминки пальцев и ладоней на их массаж, т. е. здесь лучше выбирать упражнения на различные растирания и на статическое напряжение. Хотя, конечно, не стоит пренебрегать и остальными упражнениями.

На уро­ках труда пальцы нуждаются в отдыхе и развитии лов­кости не меньше, чем на уроках письма.

Что касается физкультуры, то гимнастика для пальцев вполне мо­жет войти в состав общей гимнастики.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СТАТЬЯ "ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА "

Автор: Гаршина Светлана Александровна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233134

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Пальчиковая гимнастика" "
    ["seo_title"] => string(25) "pal-chikovaia-ghimnastika"
    ["file_id"] => string(6) "189414"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426880217"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Статья "Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольника""
    ["seo_title"] => string(77) "stat_ia_pal_chikovaia_ghimnastika_kak_sriedstvo_razvitiia_riechi_doshkol_nika"
    ["file_id"] => string(6) "453892"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517411048"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(58) "statiarazvitiiemielkoimotorikiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "311012"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459146255"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья  "Современные здоровьесберегающие технологии в образовании" "
    ["seo_title"] => string(79) "stat-ia-sovriemiennyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "169449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423409486"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья: "Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики". "
    ["seo_title"] => string(57) "stat-ia-vzaimosviaz-gholovnogho-mozgha-i-mielkoi-motoriki"
    ["file_id"] => string(6) "195518"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427911205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства