Начало обучения в школе характеризует выход ребенка из-под тотального влияния семьи. Возникает много ситуаций, где поступки ребенка перестают контролироваться родителями. К тому же появляется другой взрослый – Учитель, – авторитет которого в начальной школе часто превосходит авторитет родителей.
Несмотря на это, семья для ребенка продолжает оставаться одним из самых важных факторов полноценного психосоциального развития. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Родители, старшие братья и сестры служат моделями поведения, а с другой – поощряют или наказывают детей.
Однако часть родителей с началом школьного обучения ребенка считают, что функцию воспитателя теперь должна взять на себя школа, а их роль
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СЕМЬЯ – ГЛАВНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ »
СЕМЬЯ – ГЛАВНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
Начало обучения в школе характеризует выход ребенка из-под тотального влияния семьи. Возникает много ситуаций, где поступки ребенка перестают контролироваться родителями. К тому же появляется другой взрослый – Учитель, – авторитет которого в начальной школе часто превосходит авторитет родителей.
Несмотря на это, семья для ребенка продолжает оставаться одним из самых важных факторов полноценного психосоциального развития. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Родители, старшие братья и сестры служат моделями поведения, а с другой – поощряют или наказывают детей.
Однако часть родителей с началом школьного обучения ребенка считают, что функцию воспитателя теперь должна взять на себя школа, а их роль в воспитании – помогать учителю или ничего не делать. Такое заблуждение исходит из смешения воспитательных функций школы и семьи. Воспитательный процесс в школе, как правило, касается широких социальных норм и культурных ценностей – социальное воспитание. Семья же передает ребенку более узкие – семейные традиции, роли, установки, т. е. личностное и индивидуальное воспитание.
Возраст 6–7 лет является периодом интенсивного становления личности, особенно таких ее главных составляющих, как самооценка и самоотношение. В новой для ребенка социальной ситуации – ситуации начальной школы, стиль семейного воспитания оказывает решающее влияние на формирование таких личностных особенностей, как самостоятельность, высокая самооценка, уверенность в себе, принятие себя и др.
Психологи и психиатры утверждают, что условия строгих, но противоречивых требований и запретов могут способствовать возникновению невроза навязчивых состояний. В то же время замечено, что у детей, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеются большие возможности для развития своей активности, самостоятельности. В такой семье ребенок может свободно проявлять не только свою радость, но может и поплакать, не боясь насмешек и унижения. Этим и создается чувство «полной защищенности».
Противоположная картина нередко наблюдается там, где ребенок не получал необходимого тепла, заботы, чувствовал пренебрежение к себе. Изучение неуверенных в себе учащихся начальных классов показывает, что причины этого лежат в детско-родительских отношениях. Как правило, родители неуверенных в себе детей стремятся изолировать своего ребенка от детского окружения, лишают его самостоятельности. Для них характерно постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, оскорбление, унижение, высмеивание, физические наказания ребенка за промахи и неудачи, внушение ребенку его неполноценности.
Вопросы для собеседования
1. Как вы понимаете высказывание А. С. Макаренко: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
2. Из чего, по вашему мнению, слагается авторитет родителей?
3. Проанализируйте мысли Л. Н. Толстого: «Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. В этом вся трудность и вся борьба с недостатками. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей, и теряют к ним уважение...
Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя... то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы воспитание себя!»
4. В. А. Сухомлинский рассматривал воспитание детей как «творение будущего и взгляд в будущее». Как вы понимаете это?
5. Автор книги «Знаете ли вы своего ребенка» Г. Филипчук пишет: «Современное воспитание основывается на ином характере отношений между взрослыми и детьми... Взрослый человек должен быть не «хозяином», не главою, который все знает и всегда прав, а товарищем, который вместе с ребенком ищет истину и отличается от ребенка только тем, что более зрел и опытен. Такое понимание взаимоотношений между ребенком и взрослым составляет основу действительно близкого контакта между ними, делает возможным обмен между ними мнениями, возникновение дискуссий». Что вы думаете по этому поводу?
6. Что вы считаете главным в налаживании педагогически правильных взаимоотношений между детьми и родителями? Поделитесь своим опытом.
Педагогические ситуации для обсуждения
1. Второклассник Дима стал свидетелем перебранки родителей: «Ты иждивенец в доме, – возбужденно сквозь слезы говорила мать, – ты не знаешь, где и как достаются продукты, за что ты приобретаешь вещи, не интересуешься учебой детей, ты чужой человек в этих стенах!» «Дура, – раздраженно отвечает отец, – я вас содержу. Что, ты не видишь, сколько у меня много работы? Я отдаю тебе всю зарплату. А ты сколько получаешь? Что ты приносишь в семью? На твой заработок хлеба и соли не купишь, на мой можно и домработницу нанять, и семью содержать!»
Наедине с отцом Дима робко сказал: «Вот вырасту, пойду работать и буду отдавать деньги маме, чтобы ты ее дурой не называл». «А ты не слышал, как твоя мамочка меня иждивенцем обозвала?! – возмутился отец. – Мал еще, чтобы мне указывать!»
Мальчик замолчал.
Как сказалась ссора родителей на отношении мальчика к ним?
Что бы вы ответили сыну на такой упрек, как бы повели себя в данной ситуации?
2. Третьеклассница Таня присутствовала при разговоре мамы с соседкой Еленой Ивановной, которая просила одолжить ей денег. Мать отказала. После ухода соседки Таня обратилась к матери: «Почему же ты не одолжила денег Елене Ивановне? Она же хорошая, и деньги у нас есть». «Твоя Елена Ивановна любит занимать, да не любит отдавать», – ответила мать. «А когда она не отдавала?» – допытывалась Таня. «Успокойся, – возмутилась мать. – Это дело взрослых, а ты еще мала давать мне совет!»
Какое влияние может оказать подобное поведение матери на формирование нравственных качеств дочери, на ее отношение к родителям?