Эпиграф: «Ты не один, вокруг тебя люди, которые любят тебя и всегда готовы прийти к тебе на помощь. Ты не один, вокруг тебя люди, с интересами и желаниями которых ты должен считаться».
Цель: Показать родителям, что именно в семье у подростка рождается забота о людях.
План:
Рассмотрение и обсуждение ситуаций.
Праздник или знакомство с проблемами.
Эгоизм или беззаботность?
Отношение подростков к родителям – это воспитание заботы о людях.
Ход собрания
Классный руководитель. Невозможно воспитать человека с большой буквы, если ему незнакомо чувство заботы о близких людях. Если ребенок не имеет собственного опыта деятельной доброты, соучастия, если он в детстве не переживал чувство радости от того, что сделал хорошее для других, ребенок вырастает черствым и эгоистичным человеком.
Нередко от родителей слышишь такие слова: «Я все отдала своему сыну, а он…»
Почему же некоторые дети вырастают черствыми и эгоистичными? Я предлагаю рассмотреть такие ситуации.
Ситуация № 1. Бабушке недавно сделали операцию. Дочка просит родителей взять ее в больницу – навестить бабушку. Но родители решают, что не стоит девочку по больницам таскать, там не лучшая обстановка.
Ситуация № 2. «У меня сегодня горе,- жалуется бабушка. – Я поругала внучку за поздние возвращение из школы и услышала от нее ужасные слова: «Ты, бабка, всем надоела. Я сама слышала, как мама с папой говорили, что, когда ты умрешь, я буду жить в твоей комнате». Увидев слезы на моих глазах, внучка испугалась и стала ласкаться ко мне, просила не жаловаться маме».
Ситуация № 3. Мама была очень “внимательной” к друзьям сына: никто не внушал ей доверия. Очень мягко, без всяких конфликтов она устраняла всех его близких приятелей, то находя у них недостатки, то убеждая податливого сына в том, что они лишь отвлекают его от учебы. Сын вырос, выучился, женился, но стал удивительно холодным, равнодушным по отношению к матери, забывал поздравить ее с праздниками и днем рождения. Мать знала, что теперь у сына много друзей. У них общие увлечения. Однажды мать отчитала сына: “Взрослый человек, я тебя вырастила, а ты не заботишься обо мне”. Ответ сына поразил мать: “Я вырос у твоей юбки. Тебя всегда раздражали мои друзья, мои увлечения, если они уводили меня из дома.
Из-за тебя у меня не было друзей. Я был твоей вещью, а ты собственницей. Я боюсь тебя и не хочу, чтобы ты мне и дальше портила жизнь”.
(Идет обсуждение ситуаций)
Классный руководитель. Хорошо, если ребенок получает семье душевное тепло, но подросток должен учиться и отдавать его. Сердечность родителей и ребенка должна быть взаимной.
В доме внимательных родителей любая деятельность подростка становится выражением и воплощением его любви, внимания и уважения к людям, с которыми он общается.
Плохо, если ребенок представляет себе жизнь как сплошной праздник. Жизнь состоит не из одних только радостей – есть в ней и трудности.
Вопрос к родителям: “Знакомите ли вы своего ребенка с материальными проблемами семьи, с проблемами, возникающими у вас на работе, внутрисемейными конфликтами? Если нет, то почему? (Родители отвечают.)
Классный руководитель. Когда ребенка ограждают от проблем, его жизнь превращается в желание потребительских радостей. Став взрослым, он ищет новых и новых радостей, а если ему это не удается, становится озлобленным, неудовлетворенным жизнью.
А.С.Макаренко говорил: “Надо сделать радость ребенка не противоречащей его долгу”. Если в семье ребенок удовлетворяет свои потребности до границ, не противоречащих удовлетворению потребностей окружающих, его радость не противоречит и долгу по отношению к людям.
Эгоизм или беззаботность?
Подростки порою не эгоистичны, а беззаботны, а значит, безответственны. Не пришел в назначенное время не потому, что не любит родителей, а потому, что нет опыта заботы о них, умения войти в их положение, понять их тревогу. Родители часто считают, что стремление заботиться у подростка возникает само собой, в ответ на их заботы. Не доброта, внимание к людям не воспитываются сами по себе, не формируется они и в ответ на словесные призывы: человеку нужен опыт заботы о других. Как же воспитать заботу о людях у подростков? Необходимо создавать ситуации, в которых подросток мог бы проявить себя как благородный человек, подсказывать ему, что хорошего, доброго он может сделать для других. Он сам пока этого может просто не знать: у него есть стремление кому-то отдать свою доброту, свое душевное тепло, но как это сделать, он не знает.
Значит, надо ему подсказать.
Для становления подростка как личности важно, какие чувства связывают его с матерью, отцом, бабушкой. Его отношение к родителям – это начало его отношения к людям. Необходимо родителям разумно относиться к детям. Что это значит? Вот пример из повести Л.Н.Толстого “Детство”. Героя повести Николеньку беззаветно любит нянька его матери, а теперь экономка в доме Наталья Саввишна. Она заботилась о Николеньке, любила его беззаветно, но он так привык к этой заботе, что и не воображал, что может быть иначе. Мальчик признается себе, что “.нисколько не благодарен ей и никогда не задавал себя вопроса, а что, счастлива ли она? Довольна ли она?” А ведь Николенька способен на заботу и сердечное участие. Откуда же у него такая черствость по отношению к Наталье Саввишне? Дело в том, что Наталья Саввишна для него – человек без собственной жизни.
Она сама себе отказала в праве на какую-либо собственную жизнь, вложив все силы своей души в самопожерствование, и дети именно так ее и воспринимают. Она для них что-то вроде обслуживающего автомата, человека без собственных забот, страданий. Она хозяйственная, энергичная, держит в руках всех слуг в доме, а потому дети считают ее сильной и не нуждающейся в защите и поддержке. Она становится необходимым атрибутом жизни детей, но не рождает у них особых чувств – они к ней равнодушны.
Уважаемые родители! В такой самоотверженной любви кроется опасность. Сами то не ведая, родители наносят вред формированию характера своих детей, потому что общение с ними позволяет допустить мысль о том, что к человеку можно относиться потребительски: только бери от него, ничего не давая взамен.
Сегодняшние дети привыкли к мысли – мама сильная, она не нуждается ни в чьей поддержке, она сама поддержит, кого хочешь.
Родители часто хотят казаться детям сильными, даже в тех случаях, когда они нуждаются в поддержке, пусть не в деле, а духовно.
Ошибается те родители, которые не посвящают детей в свои взрослой жизни. Отношение к детям принимает деловой характер: “Ты поел? Выучил уроки? Как ты вел себя в школе? Жалоб на тебя нет?” А в душе остаются слова:”Войди же, наконец, в мое положение. Сделай так, чтобы я меньше страдала от твоей черственности”. Эти слова тоже надо произносить вслух. Не надо скрывать от подростка, что, будучи духовно сильной, мать в то же время остается духовно слабой. Рядом с такой матерью сын вырастает настоящим мужчиной. Женская мягкость, незащищенность матери способствует тому, чтобы сын учится проявлять участие, растет помощником, защитником.
Но это не значит, что надо постоянно жаловаться ребенку. Мама сильная. Мама много умеет. Это так. Но у мамы есть свои мечты, планы, свое дело в жизни. Необходимо посвящать сына или дочь в свои планы. Пусть дети радуются успеху родителей, переживают их, как свои. Пусть ребенок разделит с вами не только радость и беды, но и заботы обычного, будничного дня. Например, дочь знает, что мама будет выступать на конференции. Мать появляется на пороге дома, дочка подходит к ней и спрашивает: “Как прошла конференция? Все хорошо? Как ты выступила?”
Когда родители держат душу наглухо закрытой от детей, они сами не спешат распахнуть перед мамами и папами свой мир мыслей и чувств. И в результате родители не знают своих детей, дети не знают своих родителей. Получается, что дети не воспринимают родителей как людей со своими желаниями, стремлениями, тревогами, не учатся жалеть, сопереживать, сочувствовать. А если этого не было в детстве, из чего вырастет внимательное отношение к родителям у взрослого сына или дочери? Из чего вырастет внимательное отношение к людям?
Решение родительского собрания.
Заботу о людях необходимо воспитывать с детства.
Именно от родителей зависит, будут ли дети внимательны и заботливы во взрослой жизни.
Родителям необходимо делиться с детьми своими чувствами и переживаниями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Научить заботе о людях"»
Родительское собрание
«Научить заботе о людях»
Эпиграф: «Ты не один, вокруг тебя люди, которые любят тебя и всегда готовы прийти к тебе на помощь. Ты не один, вокруг тебя люди, с интересами и желаниями которых ты должен считаться».
Цель: Показать родителям, что именно в семье у подростка рождается
забота о людях.
План:
Рассмотрение и обсуждение ситуаций.
Праздник или знакомство с проблемами.
Эгоизм или беззаботность?
Отношение подростков к родителям – это воспитание заботы о людях.
Ход собрания
Классный руководитель. Невозможно воспитать человека с большой буквы, если ему незнакомо чувство заботы о близких людях. Если ребенок не имеет собственного опыта деятельной доброты, соучастия, если он в детстве не переживал чувство радости от того, что сделал хорошее для других, ребенок вырастает черствым и эгоистичным человеком.
Нередко от родителей слышишь такие слова: «Я все отдала своему сыну, а он…»
Почему же некоторые дети вырастают черствыми и эгоистичными? Я предлагаю рассмотреть такие ситуации.
Ситуация № 1. Бабушке недавно сделали операцию. Дочка просит родителей взять ее в больницу – навестить бабушку. Но родители решают, что не стоит девочку по больницам таскать, там не лучшая обстановка.
Ситуация № 2. «У меня сегодня горе,- жалуется бабушка. – Я поругала внучку за поздние возвращение из школы и услышала от нее ужасные слова: «Ты, бабка, всем надоела. Я сама слышала, как мама с папой говорили, что, когда ты умрешь, я буду жить в твоей комнате». Увидев слезы на моих глазах, внучка испугалась и стала ласкаться ко мне, просила не жаловаться маме».
Ситуация № 3. Мама была очень “внимательной” к друзьям сына: никто не внушал ей доверия. Очень мягко, без всяких конфликтов она устраняла всех его близких приятелей, то находя у них недостатки, то убеждая податливого сына в том, что они лишь отвлекают его от учебы. Сын вырос, выучился, женился, но стал удивительно холодным, равнодушным по отношению к матери, забывал поздравить ее с праздниками и днем рождения. Мать знала, что теперь у сына много друзей. У них общие увлечения. Однажды мать отчитала сына: “Взрослый человек, я тебя вырастила, а ты не заботишься обо мне”. Ответ сына поразил мать: “Я вырос у твоей юбки. Тебя всегда раздражали мои друзья, мои увлечения, если они уводили меня из дома.
Из-за тебя у меня не было друзей. Я был твоей вещью, а ты собственницей. Я боюсь тебя и не хочу, чтобы ты мне и дальше портила жизнь”.
(Идет обсуждение ситуаций)
Классный руководитель. Хорошо, если ребенок получает семье душевное тепло, но подросток должен учиться и отдавать его. Сердечность родителей и ребенка должна быть взаимной.
В доме внимательных родителей любая деятельность подростка становится выражением и воплощением его любви, внимания и уважения к людям, с которыми он общается.
Плохо , если ребенок представляет себе жизнь как сплошной праздник. Жизнь состоит не из одних только радостей – есть в ней и трудности.
Вопрос к родителям: “Знакомите ли вы своего ребенка с материальными проблемами семьи, с проблемами, возникающими у вас на работе, внутрисемейными конфликтами? Если нет, то почему? (Родители отвечают.)
Классный руководитель. Когда ребенкаограждают от проблем, его жизнь превращается в желание потребительских радостей. Став взрослым, он ищет новых и новых радостей, а если ему это не удается, становится озлобленным, неудовлетворенным жизнью.
А.С.Макаренко говорил: “Надо сделать радость ребенка не противоречащей его долгу”. Если в семье ребенок удовлетворяет свои потребности до границ, не противоречащих удовлетворению потребностей окружающих, его радость не противоречит и долгу по отношению к людям.
Эгоизм или беззаботность?
Подростки порою не эгоистичны, а беззаботны, а значит, безответственны. Не пришел в назначенное время не потому, что не любит родителей, а потому, что нет опыта заботы о них, умения войти в их положение, понять их тревогу. Родители часто считают, что стремление заботиться у подростка возникает само собой, в ответ на их заботы. Не доброта, внимание к людям не воспитываются сами по себе, не формируется они и в ответ на словесные призывы: человеку нужен опыт заботы о других. Как же воспитать заботу о людях у подростков? Необходимо создавать ситуации, в которых подросток мог бы проявить себя как благородный человек, подсказывать ему, что хорошего, доброго он может сделать для других. Он сам пока этого может просто не знать: у него есть стремление кому-то отдать свою доброту, свое душевное тепло, но как это сделать, он не знает.
Значит, надо ему подсказать.
Для становления подростка как личности важно, какие чувства связывают его с матерью, отцом, бабушкой. Его отношение к родителям – это начало его отношения к людям. Необходимо родителям разумно относиться к детям. Что это значит? Вот пример из повести Л.Н.Толстого “Детство”. Героя повести Николеньку беззаветно любит нянька его матери, а теперь экономка в доме Наталья Саввишна. Она заботилась о Николеньке, любила его беззаветно, но он так привык к этой заботе, что и не воображал, что может быть иначе. Мальчик признается себе, что “...нисколько не благодарен ей и никогда не задавал себя вопроса, а что, счастлива ли она? Довольна ли она?” А ведь Николенька способен на заботу и сердечное участие. Откуда же у него такая черствость по отношению к Наталье Саввишне? Дело в том, что Наталья Саввишна для него – человек без собственной жизни.
Она сама себе отказала в праве на какую-либо собственную жизнь, вложив все силы своей души в самопожерствование, и дети именно так ее и воспринимают. Она для них что-то вроде обслуживающего автомата, человека без собственных забот, страданий. Она хозяйственная, энергичная, держит в руках всех слуг в доме, а потому дети считают ее сильной и не нуждающейся в защите и поддержке. Она становится необходимым атрибутом жизни детей, но не рождает у них особых чувств – они к ней равнодушны.
Уважаемые родители! В такой самоотверженной любви кроется опасность. Сами то не ведая, родители наносят вред формированию характера своих детей, потому что общение с ними позволяет допустить мысль о том, что к человеку можно относиться потребительски: только бери от него, ничего не давая взамен.
Сегодняшние дети привыкли к мысли – мама сильная, она не нуждается ни в чьей поддержке, она сама поддержит, кого хочешь.
Родители часто хотят казаться детям сильными, даже в тех случаях, когда они нуждаются в поддержке, пусть не в деле, а духовно.
Ошибается те родители, которые не посвящают детей в свои взрослой жизни. Отношение к детям принимает деловой характер: “Ты поел? Выучил уроки? Как ты вел себя в школе? Жалоб на тебя нет?” А в душе остаются слова:”Войди же, наконец, в мое положение. Сделай так, чтобы я меньше страдала от твоей черственности”. Эти слова тоже надо произносить вслух. Не надо скрывать от подростка, что, будучи духовно сильной, мать в то же время остается духовно слабой. Рядом с такой матерью сын вырастает настоящим мужчиной. Женская мягкость, незащищенность матери способствует тому, чтобы сын учится проявлять участие, растет помощником, защитником.
Но это не значит, что надо постоянно жаловаться ребенку. Мама сильная. Мама много умеет. Это так. Но у мамы есть свои мечты, планы, свое дело в жизни. Необходимо посвящать сына или дочь в свои планы. Пусть дети радуются успеху родителей, переживают их, как свои. Пусть ребенок разделит с вами не только радость и беды, но и заботы обычного, будничного дня. Например, дочь знает, что мама будет выступать на конференции. Мать появляется на пороге дома, дочка подходит к ней и спрашивает: “Как прошла конференция? Все хорошо? Как ты выступила?”
Когда родители держат душу наглухо закрытой от детей, они сами не спешат распахнуть перед мамами и папами свой мир мыслей и чувств. И в результате родители не знают своих детей, дети не знают своих родителей. Получается, что дети не воспринимают родителей как людей со своими желаниями, стремлениями, тревогами, не учатся жалеть, сопереживать, сочувствовать. А если этого не было в детстве, из чего вырастет внимательное отношение к родителям у взрослого сына или дочери? Из чего вырастет внимательное отношение к людям?
Решение родительского собрания.
Заботу о людях необходимо воспитывать с детства.
Именно от родителей зависит, будут ли дети внимательны и заботливы во взрослой жизни.
Родителям необходимо делиться с детьми своими чувствами и переживаниями.