Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание для родителей, будущих первоклассников.»
Родительское собрание для родителей, будущих первоклассников.
Тема «Скоро в школу».
Вам известно состояние ожидания, когда кончается важная часть, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но ещё неопределённое. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение неизвестности…, всё так перепутано, трудно…
То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот болит, то голова, то плакать хочется, то на месте не усидеть, всё из рук валится… Вам знакомо это состояния? Тогда вы легче поймёте ребёнка, находящегося на важном перепутье своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством.
Выступление учителя:
Я очень рада видеть всех вас на нашем первом родительском собрании в нашем учебном заведение. Искренне надеемся на то, что ваша родительская дорога будет лёгкой, и вы не устанете в пути. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления.
Уже совсем скоро наступит первый для вашего ребёнка учебный год. С замиранием сердца вы проводите таких уже взрослых, но таких ещё маленьких и беззащитных малышей в школу и наши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко. Что их ждёт впереди? Как помочь детям преодолеть трудности на этом пути.
Волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности. взрослеть и учиться.
Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.
Первый и чаще всего возникающий вопрос у родителей - что такое готовность детей к школе? Давайте и мы обсудим этот вопрос?
Почему в школу принимают детей 6,5-7 лет? Ребенок 6-ти лет действительно способен усваивать учебный материал, но при этом еще остро сохраняется потребность играть.
Большинство родителей думают, что они подготовили ребенка к школе, если научили его, например, читать. С этой целью еще в раннем дошкольном возрасте у ребенка в распорядке дня появляются учебные занятия. Парадокс заключается в том, что можно не уметь читать и писать к началу учебного года, а быть готовому к школе и успешно обучаться. И наоборот, можно владеть определенными учебными навыками до школы. А в дальнейшем не усваивать школьную программу, и отставать, отставать, отставать.
Часто бывает, что приходя в школу, ребенок неплохо читает, иногда больше нормы по технике чтения. И в начале первого класса, когда все дети начинают изучать первые буквы алфавита, он старается показать свои знания, ребёнок тянет руку, просит почитать вслух, когда весь класс изучает классификацию звуков, учатся анализировать их, чертить схемы слов, мальчик демонстративно не принимает участия в уроке, теряет интерес к обучению и откровенно скучает. Почему так происходит? Да потому что, ребенок может читать и считать, но у не сформированы навыки поведения на уроке (произвольность поведения), положительное эмоциональное отношение к учёбе. Умение общаться, выражать свои мысли вслух, не развита тонкая координация моторики рук (взаимодействие движения рук со зрением), тогда вся учёба пойдёт наперекосяк. На что же надо обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?
Физическая подготовка - посильные физические упражнения, подвижные игры, где развивается координация движений, ориентация в пространстве, развиваются волевые качества, внимание, умение выполнять правила. Чтобы высидеть 3-4 урока, требуется определенная физ. подготовки. Разная высота букв, описки, неровности - это результат недостаточного развития мышц рук.
Педагогическаяподготовка – багаж ЗУН, которыми обладает ребенок (словарный запас, счет, знания об окружающем мире, о себе, семье )
Психологическая подготовка - познавательные психические процессы: зрительная и слуховая память, мышление, воображение. Насколько хорошо они развиты будет зависеть успешность интеллектуальной готовности обучению. Человеческий ум требует постоянной нагрузки. Развитие и обучение должно быть постоянным и стабильным.
Мотивация - это желание учиться. Если родители придают большое значение образованию, прививают любовь к чтению, положительно отзываются об образовании, развивают мотивы к учебе, то у ребенка появляется желание учиться.
Коммуникативная - умение общаться со взрослыми и сверстниками. Ведь процесс обучения -это общение между учителем и учеником.
Эмоционально-волевая - управление своими эмоциями, настроениями, контроль над желаниями.
Хочу и надо должно преобладать.
ФГОС
Самое важное - заниматься выработкой поведения ребенка, т. е. способностью воли управлять собой и своим поведением. Наблюдая за детьми в первые дни в школе, можно увидеть, что у детей произвольности еще нет. Например, учитель просит детей успокоиться, послушать тему урока, но есть такие дети, которые встают, ходят, трогают или рассматривают учебные вещи на партах у других детей. Родители могут формировать произвольность у своих детей в домашних условиях. Принцип формирования произвольности очень прост: надо помочь ребенку довести начатое дело до конца, поддерживать его морально и эмоционально. Сейчас в магазинах очень много научной литературы по подготовке к школе, но нужно помнить, что шестилеткам трудно удерживать внимание больше 10 минут, поэтому занятия должны быть не более 30 минут и за это время необходимо сменить, как минимум три формы работы. На первом этапе рекомендуется выполнять задания вместе с ребёнком. Второй этап предполагает частичную помощь, наводящие вопросы, одобрение. На третьем этапе ребёнок уже сам выполняет задания и получает от этого удовольствие. Если ребенок выполняет задания только в присутствии взрослого, значит, оставьте все свои дела и садитесь рядом с ребёнком, самое главное, чтобы начатое дело было доведено до конца. И не забывайте читать детям сказки. Сказки – это умение слышать и слушать! Дети очень любят чтение сказок на ночь, они их успокаивают.
Как вы поняли, что не принципиально, на самом деле, умеет ли ребенок читать или считать до школы.
Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?
Фонематический слух
Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Различение звонких и глухих, например, « г»-«к» - непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук «т» звучит по-разному (мягко и твердо)
Звукопроизношение
Речь ребенка далеко не всегда бывает правильной от природы.
Ребенок к пяти годам должен выговаривать все звуки. Несмотря на наличие логопедических групп в ДОУ, в общеобразовательные школы поступает большое количество детей с недоразвитием речи.
Память
Проверить уровень развития механической памяти нетрудно. Предложите малышу поиграть. Пусть он представит себя, скажем, ведущим детской телевизионной передачи. Для этого нужно хорошо запомнить сказку, чтобы рассказать ее маленьким зрителям. Дайте ребенку установку: "Слушай очень внимательно и постарайся пересказать то, что я тебе прочту, слово в слово. Не волнуйся, если с первого раза не получится, еще раз прочитаю, ты обязательно запомнишь".
Текст должен быть примерно таким:
Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика.
Если для того, чтобы точно воспроизвести текст, малышу потребуется прослушать его не более 3 раз, беспокоиться не о чем. Если и после 5 -6 повторения ребенок с задачей не справляется, него механическая память развита недостаточно.
Ориентация в пространстве
Проверяем, как сформированы пространственные представления.
Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Забор: справа грушевые деревья, слева яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы и т. д…
И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Важно, насколько точно он это сделал.
Личностная готовность
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Бывает так, что ребенок подготовлен к школе интеллектуально, но в беседе выясняется, что он не хочет туда идти. Попытайтесь выяснить, почему это происходит. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат вашего влияния. Проанализируйте, что и как вы говорите о школе, учителях.
Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе. Практика показывает, что это чаще всего бывает в трёх случаях.
Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.
Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»
И, наконец, в-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Качество детского рисунка.
Одним из основных показателей готовности к овладению процессом письма является качество детского рисунка. Рисование не пустая забава, а один из важнейших этапов развития. Рисование развивает интеллект, зрительно- моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, совершенствует эмоциональный мир малыша, формирует у него представления о прекрасном. Поэтому стоит обратить внимание на то, что и как он рисует. Если вы заметили, что ребенок равнодушен к рисованию, и на ваше предложение нарисовать что-нибудь обычно отказывается: «Не хочу…, не умею…, не знаю, что рисовать» - это серьезный повод для беспокойства. Всего 10-15 минут в день работы с книжкой- раскраской - и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс! Важно, чтобы ребенок работал в спокойной обстановке. Можно включить музыку, которая помогает расслабиться, создаст спокойное, умиротворенное настроение.
По какой системе будут учиться наши дети?
Наша школа работает по программе Школа России. Эта система позволяет полнее раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создает условия для их развития. Система направлена на то, чтобы дети приобретали умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания.
Что должно лежать в ранце у первоклассника?
Учебники!!!
Организационные вопросы
Нужна ли форма первокласснику?
Да, нужна. Форма дисциплинирует детей, является необходимым атрибутом школьной жизни, отличающим дошкольника от школьника. А именно об этом мечтают дошкольники при поступлении в школу, ведь они становятся первоклассниками.
Есть ли домашнее задание в 1 классе?
Нет, домашнего задания в I классе нет, но если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки чтения, письма и счета, то не отказывайтесь от тех тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.
Можно ли носить в школу сотовый телефон?
Почему в классе не ставят отметок?
B I классе обучение действительно безоценочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника. В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
Что делают дети на переменах?
Отдыхают. Причем отдых должен быть активным, ведь после урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребенку необходима разрядка. На переменах допускаются подвижные и настольные игры (дети играют стоя). Главное, чтобы во время игры соблюдались правила безопасного поведения ребят, и школьники случайно не поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных фильмов.
Можно ли носить в школу игрушки?
Игровая деятельность ещё значимая для ребенка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.
10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника,
Начинайте забывать, что Ваш маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей, Сделайте это мягко: "Какой ты у нас уже большой, мы доверяем тебе помыть посуду» (пол, вытереть пыль, вынести ведро и т. д.)
Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).
Приобщайте ребенка и проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье.
Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искрение интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете правильно сформировать у него правильную жизненную позицию.
Постоянно говорите с ребенком.
Развитие речи - залог хорошей учебы. Пусть рассказывает, что ему больше нравится, запомнилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам действительно интересно.
Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес не иссякнет.
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого - основа для взаимопонимания.
Чаще хвалите, восхищайтесь Вашим малышом.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: « Получится обязательно, только нужно еще раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрением, как покупка новой игрушки или сладостей.
Не стройте ваши отношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясните причины, доводы Ваших требований, если возможно предложите альтернативу.