kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе»

Рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ

в общеобразовательной школе


Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место. Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.

У многих детей с отклонениями в развитии, трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальными задачами инклюзивного образования, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка. Выполнение этих задач возможно лишь при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов.

Повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, применение заданий с уровневой дифференциацией, учитывающей актуальный уровень ЗУН, состояние ОУУН, уровень обучаемости, условия свободы выбора уровня сложности учебного материала. Повышение заинтересованности, осознанности характера деятельности и своих возможностей определяют эти ресурсы как приемы индивидуализации обучения, приближающие к переходу на личностно ориентированный образовательный процесс.


  • Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.

  • Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.

  • Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.

  • Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.

  • Желателен текст с иллюстрациями.

  • Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.

  • Разделять текст на небольшие смысловые части.

  • В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.

  • При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.

  • Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.

  • Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.

  • Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.

  • Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.

  • Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.

  • Уменьшать объем выполняемой учеником работы.

  • Предусмотреть работу в парах, в группах.

  • Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.

  • Предлагать четкие алгоритмы для работы.

  • Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.

  • Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.

  • Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.

  • Обязательное использование наглядных средств.

  • В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.

  • Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.

  • Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.

  • Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

  • Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.

  • Побуждение ребенка к повторению задания.

  • Задание можно формулировать в несколько этапов.

  • При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).

  • Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.

  • Давать ребенку возможность закончить начатое задание.

  • Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

  • Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

  • Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.

  • Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

  • Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).


Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.



Используемая литература:

  1. Белопольская Н.Л. «Некоторые вопросы консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии»//Дефектология. 1999.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии». – М., 1998.

  3. Е.Б.Аксенова, И.К. Йокубаускайте. Модель безотметочного оценивания как механизм управления качеством образования учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Ж. «Нижегородское образование»№3 2010 с.83-93

  4. Забрамная С.Д. «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе» - М.: «ПЕДАГОГИКА – ПРЕСС», 1993

  5. Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2009.- 143 с.: ил.

  6. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – М.: «Ось-89», 2001. – 96 с.

  7. Петров А.П., Серова Г.А. и др. «Волшебная страна сказок» /Программа «Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья» - «Российский детский фонд», 2007

  8. Шевченко С.Г., Тригер Р.Д. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Издательство «Школьная пресса», 2004, 2005










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Автор: Квасникова Наталья Юрьевна

Дата: 30.08.2023

Номер свидетельства: 636148

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "«Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы Казахстана» "
    ["seo_title"] => string(87) "vniedrieniie-inkliuzivnogho-obrazovaniia-v-obshchieobrazovatiel-nyie-shkoly-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "152833"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420908408"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Организация инклюзивного образования в ОУ Методическая рекомендация "
    ["seo_title"] => string(81) "orghanizatsiia-inkliuzivnogho-obrazovaniia-v-ou-mietodichieskaia-riekomiendatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "236834"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444157991"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства