Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе»
Рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ
в общеобразовательной школе
Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место. Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.
У многих детей с отклонениями в развитии, трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальными задачами инклюзивного образования, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка. Выполнение этих задач возможно лишь при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов.
Повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, применение заданий с уровневой дифференциацией, учитывающей актуальный уровень ЗУН, состояние ОУУН, уровень обучаемости, условия свободы выбора уровня сложности учебного материала. Повышение заинтересованности, осознанности характера деятельности и своих возможностей определяют эти ресурсы как приемы индивидуализации обучения, приближающие к переходу на личностно ориентированный образовательный процесс.
Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.
Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.
Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.
Желателен текст с иллюстрациями.
Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.
Разделять текст на небольшие смысловые части.
В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.
При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.
Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.
Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
Предусмотреть работу в парах, в группах.
Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.
Предлагать четкие алгоритмы для работы.
Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.
Обязательное использование наглядных средств.
В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.
Побуждение ребенка к повторению задания.
Задание можно формулировать в несколько этапов.
При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).
Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.
Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.
Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.
Используемая литература:
Белопольская Н.Л. «Некоторые вопросы консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии»//Дефектология. 1999.
Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии». – М., 1998.
Е.Б.Аксенова, И.К. Йокубаускайте. Модель безотметочного оценивания как механизм управления качеством образования учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Ж. «Нижегородское образование»№3 2010 с.83-93
Забрамная С.Д. «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе» - М.: «ПЕДАГОГИКА – ПРЕСС», 1993
Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2009.- 143 с.: ил.
Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – М.: «Ось-89», 2001. – 96 с.
Петров А.П., Серова Г.А. и др. «Волшебная страна сказок» /Программа «Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья» - «Российский детский фонд», 2007
Шевченко С.Г., Тригер Р.Д. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Издательство «Школьная пресса», 2004, 2005