kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в образовательной организации психологическикомфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможноконструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа воспитания»











Рабочая программа воспитания

МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области






















1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» находится в Курской области Курском районе в д. Большое Шумаково на расстоянии 20 км от областного центра. Филиал расположен в с. Введенское Курского района Курской области.

Школа находится в центре деревни, что облегчает её взаимодействие, творческие связи с объектами культуры (сельской библиотекой, Домом культуры), позволяющими удовлетворять минимальные запросы и потребности педагогов и обучающихся, лучше осуществлять единство обучения, воспитания и развития детей.

В школе обучаются дети из д. Б.Шумаково, д. М. Шумаковка, с. Введенское, с. Колодное, с. Букреевка. Детей из близлежащих сёл подвозят в школу ежедневно на школьном автобусе.

Для социума характерна низкая миграция населения, поэтому многие выпускники приводят в школу своих детей, образуя многочисленные школьные «династии».

В последние годы в школу поступают первоклассники, получившие дошкольное образование в социально-педагогическом классе МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа». Кроме того, в д. Большое Шумаково в феврале 2015 года были открыты группы дошкольного образования МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа», что теперь позволяет начать процесс воспитания уже с трехлетнего возраста.

Конаревский филиал расположен на расстоянии 4-5 км от сельской библиотеки, Дома культуры и детского сада. Все это осложняет межведомственное взаимодействие.

Школа имеет богатую историю. Большое внимание уделяется воспитанию патриотизма и гражданственности, здорового образа жизни, любви к природе. Добрыми традициями на протяжении всех лет являются: тимуровская работа, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, линейки памяти, митинги, экскурсии, экологические акции, участие в районных и региональных мероприятиях и конкурсах.

В школе выстроена эффективная модель социального партнерства с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, правоохранительными органами. В целях расширения связи, развития педагогического мастерства, эффективного изучения и использования опыта коллег школа активно взаимодействует с образовательными организациями Курского района.

Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- в проведении общешкольных дел присутствует дух здорового дружеского соперничества между классами, максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;

- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов обучающихся в условиях школьных классов, групп дополнительного образования, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.


2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ


Современный национальный идеал личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на уровне основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы этот опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

3) вовлекать школьников в группы дополнительного образования, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал и воспитательные возможности;

4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;

5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

7) организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;

8) организовывать профориентационную работу со школьниками, формировать положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, поддерживать высокие социальные мотивы трудовой деятельности, используя опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

9) организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

11) организовать работу с семьями школьников, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

12) организовать работу по пропаганде здорового образа жизни и профилактике правонарушений, безнадзорности, коррупции, суицида и других негативных общественных явлений;

13) развивать модель эффективного социального партнерства в интересах всех субъектов партнерства.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.




3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Практическая реализация поставленных целей и задач воспитания осуществляется в рамках следующих основных сфер совместной деятельности школьников и педагогов. Каждая из них представлена в соответствующем модуле.


3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.

Для этого в МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

социальные проекты-акции «Чистый двор» и «Цветочная клумба» (экологическая, трудовая направленность), «Ветеран живет рядом» и «Вахта памяти» (патриотическая направленность), операция «Милосердие» и «Почта добра» (благотворительная направленность), «Синичкина мастерская» и «Покормите птиц зимой» (экологическая и эстетическая направленность) – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел, ориентированные на преобразование окружающего школу социума.

концертная программа «Любовью материнской мир прекрасен», проводимая для жителей д. Большое Шумаково и организуемая совместно с семьями обучающихся, сотрудниками сельской библиотеки и Шумаковского Дома культуры.

 благотворительная ярмарка – выставка-продажа кулинарных изделий, в которой принимают участие все семьи обучающихся, на вырученные средства приобретаются канцтовары, подарки детям из малообеспеченных семей, детям-инвалидам, ежегодно на последней неделе сентября.

литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный», посвященная празднованию Дня Победы – способствует формированию российской гражданской идентичности школьников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет. Проводится для жителей Шумаковского сельсовета и организуется совместно с семьями обучающихся, сотрудниками сельской библиотеки и Шумаковского Дома культуры.

Эти ключевые дела открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.

На школьном уровне:

общешкольный праздничный концерт «Славим тебя, учитель!», организуемый на основе принципов коллективной подготовки, коллективной реализации и коллективного анализа выступления класса;

 «Посвящение в первоклассники» и прием в детское объединение «Республика “Юные россияне”». Это ключевое дело символизирует приобретение школьниками нового социального статуса в школе и развивает школьную идентичность;

«Праздник прощания с начальной школой» для учеников 4 класса, связанный с переходом обучающихся на следующий уровень образования, ежегодно в последнюю пятницу мая

 торжественный прием в пионеры 19 мая (день молодежных и детских общественных организаций). Это ключевое дело символизирует приобретение школьниками нового социального статуса в школе и развивает школьную идентичность;

торжественное мероприятие «Праздник последнего звонка» - создает в школе атмосферу творчества и общения, способствует сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы;

церемония награждения школьников, родителей и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы на ежегодном общешкольном родительском собрании в мае.

На уровне классов:

выбор и делегирование представителей классов в общешкольный Совет обучающихся и актив детского объединения, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольного Совета обучающихся и актива детского объединения.

На индивидуальном уровне:

вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.


3.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

Работа с классом:

инициирование, поддержка и обеспечение участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

сплочение коллектива класса через:

- игры и тренинги на сплочение и командообразование;

- однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;

- празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;

- регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с обучающимися:

изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным педагогом-психологом.

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.

коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;

проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.


Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования. Экскурсии, экспедиции, походы»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в группах дополнительного образования, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в соответствии с направлениями, обозначенными в требованиях ФГОС общего образования (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное) в рамках выбранных школьниками видов деятельности. В данных направлениях используются следующие виды внеурочной деятельности: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые.

Формы внеурочной деятельности по направлениям, в соответствии с требованиями ФГОС ОО:

Спортивно-оздоровительное. Школьный спортивный клуб «Чемпион», курсы «Ритмика и танец», «По тропе здоровья», «Знатоки правил дорожного движения», «Стрейчинг», «Совершенствуй свой английский», «От простого к сложному. Отличник ЕГЭ». Эти курсы направленны на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Организация Дней Здоровья и других спортивных мероприятий. Проведение занятий по охране здоровья и формированию навыков здорового образа жизни

Общекультурное. Курсы «Город мастеров», «Страна Этикета», «Занимательная математика», «Умелые, смелые фантазеры», «Физика вокруг нас», «Безопасность на дороге», «Финансовая грамотность», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Занимательный английский», «Слагаемые выбора профиля обучения», «Шахматы». Данные курсы создают благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре, их общее духовно-нравственное развитие, профессиональную ориентацию. Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся. Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи. Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное. Курсы «Занимательная математика», «Химия. За страницами учебника», «За страницами учебника математики», «Физика вокруг нас», «Занимательная химия», «Решение задач по биологии», «Шахматы», «К тайнам слова. Культура речи». Эти курсы направленны на передачу школьникам социально значимых знаний, развивают их любознательность, позволяют привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Предметные недели, библиотечные уроки, конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые, проектная деятельность, участие в научно-исследовательских конференциях, разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное. Курсы «Юный эколог», «Работа с текстом», «Школа вежливых наук», «Дорогою добра», «Моя малая родина», «Эрудит», «Основы православной культуры», «Тайны текста», «В стране русского языка», «Финансовая грамотность», «Основы правовых знаний». Эти курсы направленны на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества. Выставки рисунков. Тематические классные часы, диспуты, круглые столы, экологические акции.

Социальное. Курсы «Финансовая грамотность», «Я – исследователь», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Знатоки правил дорожного движения», «Нравственные уроки современной литературы». Эти курсы направленны на развитие творческих способностей школьников, раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Организация и проведение флешмобов, дней комплексной безопасности.

Дополнительное образование в школе реализуется по направлениям: социально-гуманитарное, физкультурно-спортивное.

Социально-гуманитарная направленность. Программы социально-гуманитарной направленности «От слова к букве», «Математические ступеньки», «Зеленая тропинка», «Медиажурналистика» ориентированы на первостепенное значение общего развития ребенка, подготовку его к школе, использование закономерностей массовой коммуникации в рамках медиаобразования как актуальной области педагогической практики, которое развивается в рамках отечественной педагогики как одно из инновационных направлений, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-гуманитарного направления, которая актуальна, прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального и профессионального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению.

Физкультурно-спортивное. Программа физкультурно-спортивной направленности «Дзюдо» ориентирована на привлечение подростков к занятиям спортом, укрепление их здоровья, совершенствование физических способностей детей. В ходе реализации программы решаются задачи развития форм и функций организма ребенка; усвоения теоретических и методических основ борьбы, овладения двигательной культурой, навыками противоборства с противником, включая подготовку к соревнованиям и достижение высоких спортивных результатов; воспитания нравственных, волевых и физических качеств воспитанников. Данная программа позволяет максимально, в условиях школы, совместить спортивную направленность с учетом возрастных особенностей детей и сенситивных периодов их развития

Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

регулярные пешие прогулки, обзорные экскурсии, походы выходного дня или в каникулярный период, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк «Кванториум», на предприятия, на природу, в кино, театр, филармонию, цирк, планетарий, выставку;

литературные, исторические, биологические экспедиции и поездки, организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;

турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету.


3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


3.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.

На уровне школы:

через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

через деятельность Совета актива, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;

через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);

через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;

через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным педагогом-психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе.

На уровне классов:

через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров - старост, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой Совета обучающихся и классных руководителей;

через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (редколлегия, трудовой сектор, культмассовый сектор, учебный сектор, физкультурно-спортивный сектор и т.п.);

через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.

На индивидуальном уровне:

через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. (заместитель старосты, физорг, ответственный за дежурство, ответственный за питание, цветовод, санитар).


3.6. Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).

В школе работает детское объединение «Республика “Юные россияне”». Воспитание в детском объединении осуществляется через:

утверждение и последовательную реализацию в детском объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, школьной аллеей, благоустройство клумб);

договор, заключаемый между ребенком и детским объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем;

клубные встречи и сборы – формальные и неформальные встречи членов детского объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;

рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);

поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, ее атрибутов, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел).


3.7. Модуль «Волонтерство»

Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

В школе создано волонтерское движение «Волонтёры соловьиного края».

Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом

На внешкольном уровне:

участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий районного и областного уровня от лица школы (в работе курьерами, встречающими лицами, помогающими сориентироваться на территории проведения мероприятия, ответственными за техническое обеспечение мероприятия и т.п.);

участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе районного, областного характера);

посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, ветеранам ВОВ, труженикам тыла, ветеранам педагогического труда, проживающим в микрорайоне расположения МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа»;

привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (дошкольная ступень МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа», «Шумаковский дом культуры») в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений;

включение школьников в непосредственное общение и общение посредством электронных сетей с детьми с особыми образовательными потребностями или ОВЗ, находящимися на индивидуальном обучении на дому;

участие школьников (с согласия родителей (законных представителей)) в сборе помощи для нуждающихся;

участие в акции «Милосердие», «Ветеран живет рядом», «Вахта памяти».

На уровне школы:

участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы;

участие в работе с младшими ребятами: проведение для них Новогодних праздников;

участие школьников в работе на прилегающей к школе территории, организация субботников (работа в школьном саду, благоустройство клумб, посадка и побелка деревьев, уход за деревьями и кустарниками, уборка листвы, снега, бытового мусора, уход за малыми архитектурными формами).


3.8. Модуль «Профориентационная и трудовая деятельность»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя информационно-аналитическую деятельность: организационно-методическую работу; профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

циклы профориентационных часов общения «Мир профессий», направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

экскурсии на предприятия и организации деревни, города, района, области, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

посещение профориентационных выставок, ярмарок вакансий по договору с Центром занятости населения г. Курска, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах, где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями;

организация на базе пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием профориентационных дней, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;

совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков;

индивидуальные консультации педагога-психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.


3.9. Модуль «Школьные и социальные медиа»

Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через группу в социальной сети «ВКонтакте») наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, групп дополнительного образования, секций, деятельности органов ученического самоуправления;

школьный сектор «Информации и печати» – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек, который тесно сотрудничает с редакционным советом;

• школьная газета для старшеклассников, на страницах которой ими размещаются материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны школьникам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;

• школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;

школьная интернет-группа «Шумаковская СОШ» - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;

• участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа.


3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, холла, лестничных пролетов) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;

событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (эмблема школы, элементы школьного костюма), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;

акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

3.11. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями (законными представителями) школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи (семейной атмосферы, окружающей ученика). На этой основе составляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. Это помогает разработке стратегии взаимодействия школы и родителей, определяет направления индивидуального взаимодействия с семьями обучающихся. Важную роль играет участие семей в развитии школьных традиции и организации ключевых дел. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

общешкольный Совет родителей и Совет отцов, участвующие в управлении МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

дни открытых дверей для представителей родительской общественности, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе образовательной деятельности в школе;

общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

родительский лекторий, на котором родители получают ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

детско-родительские сетевые сообщества, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

участие родителей в работе ППК, Совете профилактики правонарушений, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

3.12. Модуль «Профилактическая работа»

Профилактика правонарушений, безнадзорности, наркомании, табакокурения, алкоголизма, профилактика суицидальных явлений, проявлений терроризма и экстремизма среди несовершеннолетних, как система психологических, социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также привитие им навыков безопасного и законопослушного поведения.

Руководствуясь Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (№ 120-ФЗ), профилактическая работа в школе включает в себя следующие направления:

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- формирование и пропаганда здорового образа жизни;

- профилактика ксенофобии и экстремизма среди несовершеннолетних;

- профилактика суицида;

- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;

- антикоррупционная работа.

К формам работы, направленным на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, относятся:

конкурс «Безопасное колесо», соревнования «Школа безопасности», деятельность отряда ЮИД;

пропаганда ЗОЖ через систему спортивных мероприятий и деятельность школьного спортивного клуба «Чемпион»;

правовое просвещение школьников (День правовой помощи детям, юридические консультации для детей и их законных представителей по вопросам гражданского права, лектории, акции «Правовое просвещение», декада правовых знаний, декада молодого избирателя);

волонтерская деятельность в рамках работы детского общественного объединения «Республика “Юные россияне”», отряда волонтеров «Волонтеры Курского края», работа в группах дополнительного образования, организация каникулярного отдыха (конкурсы рисунков, газет, плакатов, диспуты, тренинги, интерактивные уроки, дни детского телефона доверия, волонтерские акции, экскурсии).

3.13. Модуль «Социальное партнерство»

Взаимодействие с социальными партнерами в решении задач обеспечения воспитательного процесса. Социальное партнерство в нашей школе действует в соответствии с принципами взаимной заинтересованности сторон, добровольности принятия ими обязательств и ответственности за результат деятельности, и является неотъемлемой частью отношений образовательной организации и социума.

Формы совместной активности с разными типами организаций:

Образовательные учреждения (школы Курского района, педагогический колледж, КГУ, ЮЗГУ, Академия госслужбы) - проектная и исследовательская деятельность, чтение лекций, проведение конференций, проведение конкурсов, тьюторство;

Учреждения культуры, здравоохранения, социальной сферы (библиотека д. Б.Шумаково, ФАП д. Б.Шумаково, Шумаковский Дом культуры, благотворительный фонд «Ваш доктор», ОБУЗ «Курская ЦРБ», ГУСОНСОО "Щигровский межрайонный центр социальной помощи семье») - проведение конференций, чтение лекций по предметам, тренинги, экскурсии;

Бизнесструктуры, организации (предприятия и организации д.Б.Шумаково, правоохранительные органы, СМИ газета «Сельская новь») – тренинги, чтение лекций, экскурсии, освещение деятельности школы.


4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы»


Самоанализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами экспертов самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по решению администрации МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа») внешних экспертов. К числу экспертов относится заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, старший вожатый, классные руководители, кураторы детских общественных объединений, педагоги дополнительного образования. Основными инструментами самоанализа являются анкеты, опросники, мониторинговые карты, матрица SWOT-анализ и другие.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательного процесса в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями самоанализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

2. Воспитательная деятельность педагогов.

3. Управление воспитательным процессом в МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа».

4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа».

5. Удовлетворенность участников образовательных отношений воспитательной деятельностью.

Воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целью и задачами. По результатам проведенной диагностики воспитательного процесса результативность находится на уровне выше среднего. Результаты анкетирования показали, что высокий уровень воспитанности выявлен у 18% обучающихся школы, уровень воспитанности выше среднего выявлен у 40% обучающихся, средний уровень воспитанности у 38% обучающихся, у 4% обучающихся был выявлен сниженный уровень воспитанности. В целом наблюдается положительная динамика. Процент обучающихся с низким и ниже среднего уровнем не превышает 5%, в то же время процент школьников с высоким уровнем воспитанности увеличился на 6%. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достаточном уровне организации и эффективности воспитательного процесса в школе.

В последние годы наблюдаются устойчивые положительные тенденции в развитии воспитательной системы нашего образовательного учреждения: более эффективным стал процесс содействия развитию личности обучающихся, ее познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов; наблюдается ежегодный рост удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы; значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной; постепенно формируется особый уклад школьной жизни. Успешно осуществляется социально-досуговая работа, представляющая собой систему массовых и групповых событий по основным направлениям воспитания.

К числу сильных сторон воспитательного процесса школы следует отнести высокую теоретическую и методическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, достаточный уровень образовательных результатов выпускников школы.

Необходимо скорректировать систему профилактической работы среди обучающихся и их родителей, так как в школе еще есть обучающиеся состоящие на внутришкольном учете и учете в ПДН.

Большую роль в воспитательном процессе играет профессиональная компетентность педагогов, особенно классных руководителей. В методическом объединении классных руководителей, где происходит непосредственное общение заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей, обсуждаются проблемы школы и каждого класса, заслушивается информация по разным темам, подводятся итоги работы за период. Все это помогает лучше узнать индивидуальные возможности и личные качества учителей, родителей и обучающихся.

Педагоги знакомы с нормативно-методическими документами, регулирующими воспитательный процесс в школе, правами и должностными обязанностями, однако следует отметить, что над качеством нормативно-правового обеспечения воспитательной деятельности еще предстоит работать, многие локальные акты требуют доработки и обновления.

В школе сложилась система поощрения педагогов за хорошую воспитательную работу со школьниками по результатам ежемесячного мониторинга выплатами стимулирующего характера.

Поставленные задачи воспитательной работы на общешкольном уровне успешно выполнены. Наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива имеются недостатки:

- консервативная позиция педагогических работников с большим стажем работы по отношению к прогрессивным инновациям, новым воспитательным технологиям, актуальным формам работы с обучающимися;

- недостаточный уровень методической работы по обобщению и продвижению передового педагогического опыта на муниципальном и региональном уровнях;

- неготовность отдельных педагогов к работе на новом качественном уровне, отсутствие внутренней мотивации к развитию своих профессиональных и личностных качеств;

- недостаточная вовлеченность учителей-предметников в методическую работу в области воспитания;

- система работы с одаренными детьми требует переосмысления и обновления;

- по-прежнему одной из задач является внедрение в работу новых форм сотрудничества педагогов, родительской общественности;

- низкий уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах, что негативно влияет на поведение обучающихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом, нежелание развиваться творчески, физически, интеллектуально.

На решение вышеназванных проблем направлены следующие меры:

- реализация программы воспитания, объединяющей всех участников образовательных отношений на всех уровнях образования, с общими принципами и подходами к организации воспитательного процесса;

- разработка управленческих мероприятий, направленных на совершенствование работы с семьями обучающихся;

- внедрение вариативных форм развития профессиональной педагогической компетентности педагогов в области воспитания в системе методической работы школы;

- активное использование площадок муниципальных и региональных профессиональных конкурсов для профессионального роста педагогов, транслирования педагогами школы передового опыта работы в области воспитания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа воспитания

Автор: Лариса Юрьевна Талдыкина

Дата: 29.11.2021

Номер свидетельства: 593017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа воспитания"
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia_programma_vospitaniia_2"
    ["file_id"] => string(6) "603772"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1648652000"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа воспитания"
    ["seo_title"] => string(31) "rabochaia_programma_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "586800"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1631778014"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа воспитания"
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia_programma_vospitaniia_3"
    ["file_id"] => string(6) "645189"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1707199584"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Федеральные рабочие программы ФРП учебных предметов 2024-2025 ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "federalnye_rabochie_programmy_frp_uchebnykh_predmetov_2024_2025_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "651536"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1716821895"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (русский)» для обучающихся 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_rodnoi_iazyk_russkii_dlia_obuchaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "646891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1710013056"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства