Данная работа проведена параллельно программному материалу по литературному чтению "УМК Гармония" в 1 классе. Изучая, например, букву Дд, мы отыскивали добрые и вежливые слова (добрый, душевный, доброжелательный и т.д.), объясняли их смысловое значение, учились жить по их правилам. Создали красочные альбомы. Тщательно подготовили защиту проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Азбука доброты и вежливости" »
Проект «Азбука доброты».
Пятый этап.
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ кадетской школы
имени Героя Российской Федерации
С.А.Солнечникова
г. Волжский Волгоградской области
Серкина Людмила Евгеньевна
23.04 2014 г.
Цель проекта в целом: - развитие интеллектуальнонравственной культуры учащихся;
- расширение познавательной активности на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
- развитие творческих, литературных способностей школьников;
- расширение кругозора;
- суметь активизировать внутреннюю и внешнюю речь, представить речь и её средства объектом осознания учениками;
- научить владеть общеучебными умениями: соблюдать правила речево-
го общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми и т.д.;
-вызвать у ребёнка положительное отношение к учению.
I. Песня «Барбарики — Что Такое Доброта».
1. Исп. Аскерова А. 5б
Вед. Слайд 2
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать Вас на нашем празднике «Азбука доброты и вежливости».
Сегодня мы подводим итог огромной работы детей и родителей нашего класса.
Почти 7 месяцев мы искали, запоминали, объясняли вежливые и добрые слова, использовали их в речи, старались жить по их правилам. А родители помогли нам оформить эти замечательные копилки слов. (Альбомы)
Доброта. Добрый. слайд 3
Как тепло и ласково звучит это слово. Кого называют добрым?
( Затем посмотреть точное объяснение на экране.)
1.Слово это серьёзное, главное, важное. слайд 4 То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, тепло и любовь, В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живёт И о боли других позабыть не даёт.
2.Вед. Класс! Внимание!
Приготовиться к параду слов !
По порядку алфавита выступай!
А - аккуратный, активный,
Б – благородный, благодарный, бескорыстный
В - вежливый, воспитанный, великодушный
верный, выдержанный
Г – гуманный, галантный, геройский
Д - душевный, деликатный, добрый.
Ж – жизнерадостный, жалостливый,
З - заботливый, защитник , здравствуйте
И – идеальный, извините, интеллигентный
К – культурный, классный, коллективный
Л – ласковый, лучший, любознательный
М - милосердный, многоуважаемый, мудрый
Н – наблюдательный, надёжный, находчивый
О – обаятельный, отважный, отзывчивый
П –простите, пожалуйста, приятный
Р – разумный, С – спасибо, спокойной ночи,
справедливый, скромный, сдержанный
Т - тактичный, терпеливый,
трудолюбивый, талантливый
У – умный, упорный, успешный
Ч – чистосердечный, честный, человечный,
чуткий, человеколюбивый
Щ – щедрый,
.Вед. Этих замечательных добрых и вежливых слов очень много. Хотела я эти слова разделить на две группы, но у меня ничего не получилось. Добрые и вежливые слова всегда идут рядом и крепко дружат. Убедитесь в этом.
Чтобы что-то попросить, слайд 5 ( золотое правило) Нужно вежливыми быть. Мы «пожалуйста» добавим – Будут все довольны нами.
Встречу, новый разговор Мы со «Здравствуйте» начнем. Друг пришел вдруг на обед – Скажем мы ему «Привет».
Если вы на именины Друга Петю пригласили, Он принес цветок красивый – Скажем мы ему «Спасибо».
«Добрый вечер», «Добрый день» Говорить нам всем не лень! «Утро доброе» мы скажем, Поутру проснувшись, маме.
«Приятного аппетита!» - Блюдо первое налито. Супчик скушали мы с вами, Скажем все «Спасибо» маме.
Если ты сломал игрушку Друга или вдруг подружки, Ты скажи им «Извини» И свою им предложи.
Угостил вдруг кто конфетой Или что-то подарил, «Спасибо» говори за это, Чтобы вежливым ты был.
«Спокойной ночи» говорим, В кроватке глазки закрывая, И поцелуй нам подарив, Обнимет мама нас родная.
Просишь маму поиграть? Слайд 6 (правила добрых поступков) Вежливым ты должен стать. Ей «пожалуйста» скажи, Будете играть с ней вы.
Мишка зайчику - сосед, Скажет он ему «Привет». Пригласит зайчонка в гости - Не опаздывать попросит.
Если друг чихнуть готов, Вспомни фразу «Будь здоров!».
«Добро пожаловать» гостям, Говорят и тут, и там. Домой гости уезжают «Доброго пути!» желаем.
Кошечка чихнула снова, Скажем мы ей: «Будь здорова. Выздоравливай скорей. Больше, киска, не болей!».
Если попугайчик Гоша В джунглях даст концерт хороший, Аплодировать все будут, Сказать «Браво!» не забудут!
Если испечем печенье, Всем друзьям на угощенье, Скажем мы им: «Не стесняйтесь, На здоровье угощайтесь!».
Вед. Вот какая замечательная АЗБУКА! Давайте об этом и песенку споём.
Песня «Азбука» Слова: Зоя Петрова Музыка: Аркадий Островский
Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться.
Припев: Азбука, азбука Каждому нужна. Нам поможет книжки Прочитать она!
Надо буквы нам писать Аккуратно в строчку, Надо их запоминать Без ошибок, точно.
Книжки могут рассказать Обо всем на свете. Очень любят их читать Взрослые и дети.
(Дети выходят, взявшись за руки)
1 чтец. Слова: до свидания, спасибо, простите,
2 пожалуйста, здравствуйте!
Щедро дарите. (хором)
3,4 Дарите прохожим, друзьям и знакомым
В троллейбусе, в парке, в школе и дома.
5,6 Слова эти очень и очень важны,
Они человеку как воздух нужны.
7 Без них невозможно на свете прожить,
Слова эти надо с улыбкой дарить. (хором)
В. Кудлачёв
8чтец, Слово спасибо родилось в 16 веке из
словосочетания «Спаси Бог».
9 чт. Ребята, а откуда спасибо берётся?
Оно в магазине не продаётся.
Не говорится оно по приказу.
И многим оно не досталось ни разу.
10. А Павлик сегодня на улицу вышел
И сразу 4 спасибо услышал.
Косточку Павлик Барбосу принёс - слайд 7
- Спасибо!- пролаял счастливый Барбос.
11. Павлик 2 домика сделал для птиц-
Спасибо ему от скворцов и синиц. слайд 8
12.Потом поливал он тяжёлою лейкой
Цветы, что росли за садовой скамейкой.
- Спасибо!- ему прошептали цветы. слайд 9
- От жажды мы высохли, если б не ты!
13. Мама с работы вернулась домой.
Полы подметать ей не нужно самой.
Мама устала, Павлик помог.
Мама сказала:» Спасибо, сынок!» слайд 10
Вед. Дети, а какое слово из нашей копилки можно подобрать к поступкам Павлика?
(он добрый) слайд 11
Исполняется песня «Если добрый ты»
Дождик по земле босиком прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо!
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты – это хорошо,
А когда наоборот – трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
(Садятся на стульчики)
2.Будьте добры,-
Это я говорю по секрету.
Будьте добры,-
И не ждите за это конфету.
Будьте добры,-
Без игры и во время игры.
Если сумеете,
Будьте почаще добры!
Практическая часть. Игровая программа.
Вед. Дети, слова имеют свой характер. Какой характер у слова «ДОБРОТА»? На что
похож? (на волшебный цветок, на яркий огонёк, на солнышко и т. д. (На доске - солнышко, а его лучи – пословицы.)
Пусть символом сегодняшнего праздника у нас будет СОЛНЫШКО.
Оно прислало для нас 3 интересных задания.
Давайте приглядимся к его лучам, они не простые. Вот вам и первое задание.
Объясните смысл некоторых пословиц.
! «Без добрых дел нет доброго имени»
! «Жизнь дана на добрые дела»
«Доброе семя – добрый всход»
«Не одежда красит человека, а его добрые дела»
«Добрые слова дороже богатства»
«Не ищи красоты, а ищи доброты»
Вед. Доброта имеет не только характер, но и своё лицо. Вот вам и второе задание.
Давайте выберем маску, которая подходит к слову доброта.
Пусть эта добрая маска будет рядом с добрым солнышком. А другие маски
мы снимем, им на нашем утреннике не место.
На экране – солнышко (анимация)
Звучит голос: «Земляне! Взрослые и дети!
Грустно мне! Вижу, не хватает на Земле доброты!
Помогайте исправлять это! Только доброта спасёт мир!
Вед. А вот и третье задание.
(дерево )
ИГРА: «УКРАСЬТЕ ДЕРЕВО ДОБРА». (слайд) Игра «Превращение слов»
терпение
скромность
совесть
любовь
грубость
трусость
дружба
жестокостьь
ложь
забота
жадность
помощь
вежливость
Вед. Почему остались слова ложь, жестокость, жадность, трусость?
Давайте превратим их в добрые слова?!
Вед. Молодцы! У нас всё получилось! Теперь мы знаем, как избавиться от плохих слов. Добрых слов много. Пусть их будет больше!
Они - замечательные: вежливые, нежные, надёжные, добрые.
4.Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, врачу, ткачу
»С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!»- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!»- так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
Как без весеннего тепла, Не могут жить цветы, Так человек не может жить, Мой друг, без доброты. От доброты, от доброты, Становится светлей. Всем, кто в беде, не пожалей Тепла души своей.
Вед: Ребята, это, конечно же игра, но она учит нас быть добрыми.
А это очень важно!
Давайте отдохнём и споём шуточную песню, которая называется тоже «Игра».
С букварём уселись куклы на лугу, на траве,
Дружно куклы учат буквы: АБВ, АБВ.
Ты нам, ветер, не мешай
И страницы не листай,
Ты буквы не прочтёшь,
Только нас собьёшь!
А потом пришёл утёнок, подошёл: КРЯ-КРЯ-КРЯ!
И давай щипать бумажный корешок букваря.
Ты, утёнок, не мешай, кукол с толку не сбивай,
Не КРЯ-КРЯ. - А как?
АБВ – вот так!
Подошла, стуча копытцем, к нам коза. Что тебе?
Я – коза пришла учиться: МЕ-МЕ-МЕ! МЕ-МЕ-МЕ!
Ты, коза , нам не мешай, кукол с толку не сбивай!
Не МЕ-МЕ. - А как?
АБВ – вот так!
А потом пришёл телёнок, замычал: Му-Му-Му!
Я телёнок несмышлёный, ничего не пойму!
Ты, телёнок, не мешай, кукол с толку не сбивай,
Не Му-Му. – А как?
АБВ – вот так!
Слайды «Добрые дела 1б класса»….
Вед. А какие добрые дела вы делаете? (Слайды «Дневник добрых дел 1б класса».)
Родители мне предоставили подтверждающий материал (фото) о ваших добрых делах. Давайте их посмотрим.
Вед. Мы провели с вами большую работу. Как иногда получалось? Об этом рассказывается в следующем сюжете. Посмотрим его.
Журнал «Ералаш» (материал с урока)
Пятница. Звенит звонок на урок.
В классе идёт генеральная уборка. Девочки одеты в фартучки, косыночки или колпаки. Моют парты, мальчики – доску, цветы и т.д.
Участники: девочки - хозяюшки, Яковлев И., Любимов В., Емельяновы (наводят порядок на доске).
- Да, надо чтобы было в классе чисто.
- Конечно, парты должны быть чистыми.
- И доска тоже.
- А доска так обязательно!
- А разве цветы – не обязательно?
- Очень обязательно!
- Они ведь нам кислород выделяют!
- А мы им дышим.
- Поэтому надо убирать пыль с листочков. (протирают, брызгают)
Замечают, что Илья ничего не делает, а только ходит около доски.
- А ты, Илюша, почему ничего не делаешь?
- Я решаю проблему.
- Какую ещё проблему?
- Ищу смысловое значение слова честный.
- Нашёл?
- Да, нашёл, честный человек – это человек, который отдаёт честь! ( вытягивается, стоит по струнке, отдаёт честь)
Камера - на удивлённых детей. Особенно на Любимова В. ( округляет глаза, вращает, и т.д.), близнецов (они чешут затылок одновременно), Ангелина хихикает и т.д.
Доживём до понедельника. ( последний слайд)
Учит. Чему так удивлены ребята? (а затем взять точное определение слова честный со стенда)
Вед. Вас пришли поздравить ваши старшие товарищи, кадеты 5б класса.
Входят ученики 5б класса. Поздравляют первоклассников.( в руках- шары и удостоверения) слайд ,где девочка смеётся
Командир: Рота, равняйсь! Смирно!
Здравствуйте, уважаемые гости!
Кадет 1: Дорогие ребята! Поздравляем вас с завершением большой и важной работы – проекта «Азбука доброты!
2.Мы желаем, чтобы с вами 5б
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
3.Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы –
Люди будут к вам добры
Песня (на мотив песни)«Крутится, вертится шар голубой»
Крутится, вертится шарик земной,
Годы как птицы летят чередой.
С праздником мы вас поздравить пришли,
С собой в подарок шары принесли.
В красных шарах выраженье любви, дети 1б кл. встают и присоединяются
Мы их с собою сейчас принесли.
Дружбы, любви это пламенный знак,
Мы принесли его в наших сердцах.
В синих шарах - голубые мечты, вступают первоклассники
Чтобы мечтали по-прежнему вы,
Чтобы сбывались мечты все у вас –
Этого мы вам желаем сейчас.
В шаре зелёном надежда живёт
В то, что счастливым окажется год,
В то, что на свете не будет войны,
Будут леса зелены и чисты.
Чёрный же шар мы с собой не несли
Не потому, что его не нашли,
А потому, что в сердцах у детей
Лишь пожелание солнечных дней.
Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой.
Желаем хороших друзей и подруг,
Отметок отличных и знаний сундук.
Крутится, вертится шар голубой
Крутится, вертится над головой.
Тепло, доброту вы умейте дарить,
Без них невозможно на свете прожить.
Шары выпускаются из рук. Вручают удостоверения первоклассникам.
Поздравляем! (хором, 1 раз).
Вед. Дети! А ещё мы дарим вам эти замечательные слова памятки на каждый день.
Памятка детям на каждый день «С добрым утром!»
А. Костецкий слайд слова памятки
Встань, как только солнце встанет.
И тихонечко к окошку.
Руку луч тебе протянет –
Ты подставь ему ладошку.
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
Всё прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!»
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к людям, к травам, к птицам!
И весёлым, интересным
День твой должен получиться!
3.Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
Орбитой любви и добра
Пусть будет наша страна! ( хором)
Песня «У моей России» - презентация о России.
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня Россия ты похожа очень.
Припев. Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей!
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже,
До чего ж на маму ты мою похожа!
Ты моя Россия всех теплом согреешь,
Ты моя Россия песни петь умеешь,
Ты моя Россия неразлучна с нами:
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
УДОСТОВЕРЕНИЕ
Настоящее удостоверение выдано___________________________________________
в том , что он (она) с 1 сентября 2013г. по___ марта 2014г.изучал(а) «Азбуку» в МБОУ кадетской школе в 1б классе и участвовал(а) в проекте «Азбука доброты».
Изучил(а)33 буквы русского алфавита, научился(ась) складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, то есть ЧИТАТЬ!!! Научился (ась)объяснять смысловое значение слов, может находить вежливые и добрые слова, использовать их в речи и старается жить по их правилам.
Учитель: Серкина Л.Е.
10 апреля 2014г.
Г. Волжский
ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ (на стенде)
Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.
Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.
Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.
Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.
Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.