kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений у студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонационального российского общества особую актуальность. 

Просмотр содержимого документа
«Программа по воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений у студентов»











Программа по воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений у студентов

Предназначена для обучающихся колледжа 1-4 курсов

Срок реализации 3 года










Разработала: преподаватель

ГАПОУ КО «ККСД»

Густап С.Ф.











Калуга 2019 г

1.ВВЕДЕНИЕ

Программа «По воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений у студентов» ( далее «Программа») разработана в соответствии с межведомственной комплексной программой гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактики проявлений экстремизма в Калужской области на 2018-2022 годы.

Программа направлена на воспитание толерантного сознания у обучающихся колледжа.


2. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонационального российского общества особую актуальность.

Программа представляет собой комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания и профилактики экстремистских проявлений у обучающихся колледжа.

Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится, наряду с семьей, на образовательную среду, на педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.

В этом труднейшем, до сих пор неведомой остроты деле столь же остро необходимы, во первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях, во- вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях.

В третьих – толерантность необходима самому педагогу.

Множество источников стихийно влияет на формирование толерантности (влияние отдельных людей, читаемые книги, средства массовой информации и др.) – опыта действительного отношения человека к тем или иным явлениям жизни, который можно назвать опытом толерантности. Однако любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом и состоит суть и содержание воспитания толерантности-целенаправленной организации положительного (преодоления отрицательного) опыта толерантности

Толерантность - понятие многоаспектное. Она может рассматриваться не только как регулятор межличностных, международных и межконфессиональных отношений, как принцип гражданско-правового поведения, как социально-политический императив человеческого сообщества, но и как этико-философская категория, как культурная норма и моральная ценность. Можно выделить два аспекта толерантности:

  • внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

  • внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) — способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Толерантность – это социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в:

  • праве быть различными всех индивидов гражданского общества;

  • обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;

  • уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;

  • готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.


3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Целью Программы является формирование и внедрение в практику межличностного общения обучающихся колледжа норм толерантного поведения, призванных обеспечить устойчивость поведения в обществе как отдельных личностей, так и отдельных групп студентов в различных социальных ситуациях.

Задачи:

  • Привлечение внимания к заявленной в Программе проблематике структурных подразделений колледжа , занимающихся обучением и воспитанием обучающихся.

  • Обучение толерантности через систему образования.

  • Использование в процессе обучения и воспитания студентов интерактивных средств обучения, тренингов и игр.

  • Разработка и реализация комплекса внеучебных мероприятий по формированию у студентов толерантного поведения, по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в молодежной среде.

  • Разработка и внедрение механизмов мониторинга по выявлению деструктивных настроений в студенческой среде.

  • Использование доступных для студентов источников информации (стенная печать, многотиражная газета, сайт колледжа и др.) в целях раскрытия антиобщественной природы экстремизма в любых его проявлениях, снижения социальной напряженности в молодежной среде и формирования в массовом сознании позитивного отношения к толерантности как социальной норме.

  • Участие колледжа в различных международных программах и инициативах.

Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий согласно Приложению 1.


4. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Устойчивость личности студента (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей):

  • вежливость

  • терпение

  • социальная ответственность

  • самостоятельность

  • эмоциональная стабильность

  • доброжелательность

Эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека):

  • высокий уровень сопереживания

  • учтивость

  • экстравертность

  • способность к рефлексии

Дивергентность мышления (способность необычно решать обычные проблемы, задачи; ориентация на поиск нескольких вариантов решения):

  • отсутствие стереотипов, предрассудков

  • гибкость мышления

  • критичность мышления

Мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегий и тактик поведения и общения с учетом складывающихся обстоятельств):

  • коммуникабельность

  • умение найти выход из сложной ситуации

  • автономность поведения

  • прогностицизм

  • динамизм

  • отсутствие напряженности в поведении

  • отсутствие тревожности

Социальная активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе):

  • креативность

  • социальный оптимизм

  • инициативность

  • социальная самоидентификация

  • социальная адаптированность


Перечень обобщенных оценочных показателей реализации Программы приведены в Приложении 2

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

1. Включение в учебный цикл вопросов толерантности

2. Актуализация проблем воспитания толерантного сознания и профилактики экстремистских проявлений.

2.1. Периодические обсуждения хода выполнения Программы на заседаниях МО по воспитательной работе.

2.2. Ежегодный отчет о выполнении Программы на совете колледжа.

2.3. Регулярное размещение материалов профилактического характера в средствах массовой информации и на сайте колледжа.

2.4. Проведение мониторинговых исследований (анкетирование, социологические опросы) с учетом разновозрастных категорий студентов по выявлению деструктивных настроений и прогнозированию неадекватного поведения со стороны отдельных личностей или групп.

3. Реализация Программы «Формирование коммуникативной толерантности»

4. Проведение внеучебных мероприятий по формированию у студентов толерантного поведения, противодействию терроризму и снижению социально-психологической напряженности в молодежной среде.

4.1. Проведение творческих конкурсов, выставок и фестивалей.

4.2. Проведение круглых столов, психологических тренингов, форумов:

4.3. Участие в общественных акциях города и области.

4.4 Участие сотрудников ПТМЭСХ в конференциях, научно-практических семинарах, программах по повышению квалификации.


6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Главным исполнителем Программы является отдел по воспитательной и социально- психологической работе. Соисполнителями мероприятий Программы – Студенческий Совет, группы.


7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих в колледж на организацию культурно – массовой работы.

8. НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа разработана в соответствии со следующими правовыми актами:

  • Федеральным законом «Об образовании»;

  • Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»;

  • Федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»;

  • Решение Коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе по вопросу «О совершенствовании системы информационно-пропагандистской работы по профилактике проявлений экстремизма в Уральском федеральном округе» №3 от 23.07.2010.


9. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей

- готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе

- формирование толерантного сознания у обучающихся колледжа

- восстановление национальных традиций российской культуры




10.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов, А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А.Г. Асмолов // Мемориал. 2001, №24.

  2. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. М., 2000.

  3. Мириманова, М. С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. / М.С. Мириманова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4.Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений / Авт. – сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр ”Академия“, 2002. 5.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ-М”, 2001.

6. Родионов, В.П., Ступицкая, М.А., Кардашина, О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков / В.П. Родионов, М.А. Ступицкая, О.В. Кардашина. Ярославль, 2001.

7. Семина, Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия /Л.И. Семина // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

8.Степанов, П. Как воспитать толерантность? / П. Степанов / Народное образование, 2001, №  9; 2002, № 9.

9. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем./ К.Фопель, // - М.: Генезис, 1 2003.

10. Фопель, К. Технология ведения тренинга, теория и практика./К. Фопель, // Пер. с нем. - М.: Генезис, 2004.

11. Благодарности, сертификаты, свидетельства, грамоты.





Приложение №1

Мероприятия по реализации программы по воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений у обучающихся колледжа



Наименование мероприятий

Срок исполнения

Участники

Исполнители

В учебном процессе

Изучение нормативных и законодательных актов на классных часах

В соответствии с учебным планом

1-4 курсы

Кл. руководители

Кураторы групп

Зам.директора по УВР

Оформление стенда в библиотеке техникума «Урок толерантности»

16 ноября


Препод. Истории, библиотека


Изучение тем по предмету философии:

1.«Основопологающие категории человеческого бытия»

2. «Философия и религия»

3. «Философия и искусство»



ежегодно

1 семестр

3 курсы

Препод. философии

Изучение тем по предмету «Обществознание»:

  1. «Человек как творец и творение культуры»

  2. «Социальные отношения»

  3. «Этнические общности. Нации»


Ежегодно

В течение года

1 курсы

Преподаватель обществознания

Работа психолога по программе «Формирование коммуникативной толерантности»

  1. «Толерантность – что это?» (Учимся строить отношения)

  2. стратегия ведения беседы «Я и группа: толерантность к себе и глазами другого»

  3. Я и другие «Коммуникативная толерантность. Учимся понимать друг друга»

  4. Диагностика-

-Толерантность»

-«коммуникативная толерантность»


Ежегодно


1-3 курсы

психолог

Проведение цикла лекций для преподавателей по вопросам толерантности

  1. «Толерантное отношение к детям групп психологического риска»

  2. «Психологическая характеристика современного педагога»

  3. «Анализ ситуации в обществе и группе»

Ежегодно

На МО по воспит. работе


Зам.директора по УВР

психолог

Анкетирование участников образовательного процесса «Мое отношение к носителям различных культурных, религиозных, этнических традиций»

Ежегодно

Сентябрь- октябрь

1-4 курсы

Психолог

Кл. руководит.

Соц. педагог

Помощь психолога студентам в разрешении конфликтов с друзьями, родителями, преподавателями»

Ежегодно

В течение года

1-4 курсы

Психолог

Соц.педагог

Зам.директора по УВР

Проведение классных часов по воспитанию терпимости к чужим мнениям, верованиям, образу жизни

Лекции по предмету БЖД по экстремизму

Ежегодно

В течение года



Ежегодно


1-4 курсы




1-4 курсы

Кл. руковод.

Психолог

Соц. педагог


Преподаватель

Основ БЖД

Во внеучебное время

Участие в общеколледжных, областных, региональных , всероссийских научно- методических семинарах, конференциях по проблеме толерантности

Ежегодно, в течение года

1-4 курсы

Преподаватели истории, философии, обществознания

Зам.директора по УВР

Проведение творческих конкурсов, выставок по толерантности в колледже, общежитии, приуроченных к Дню толерантности

Ежегодно

16 ноября


1-4 куры

Кл.руковод., кураторы групп Психолог

Соц. педагог

Участие в общественных акциях города и области по толерантности

Ежегодно

По положению

1-4 курсы

Педагог-организатор Психолог

Соц. педагог

Проведение благотворительных акций и концертов

ежегодно

1-4 курсы

Педагог-организатор

Проведение индивидуальных и групповых бесед и семинаров по вопросам оценки студентами формирования личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп

Ежегодно

В течение года

1-4 курсы

Зам.директора по УВР

Психолог

Соц. педагог

Участие в городских, областных спартакиадах, спортивных играх и соревнованиях

Ежегодно

В течение года

1-4 курсы

Препод. Физ. воспитания



Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей.





Приложение 2

Перечень обобщенных оценочных показателей реализации программы

Нравственно- духовные параметры

параметры

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей





Адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека





Способность необычно решать обычные проблемы, задачи; ориентация на поиск нескольких вариантов решения





Готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе





Количественные параметры

Проведение научно-исследовательских работ по проблемам толерантного воспитания





Проведение выставок, студенческих работ толерантного направления





Проведение конкурсов, фестивалей по толерантности





Проведение спортивных игр





Освещенность проблемы в газете «БЭМ» и на сайте ПТМЭСХ





Проведение благотворительных акций и концертов





Студентов, участвующих в реализации Программы







Рассмотрено на ЦМК по воспитательной работе 10.09.2019 г.















Приложение № 1


Тренинг межкультурной коммуникации и компетентности

Тренинг межкультурной коммуникации и компетентности относится к культурно неспецифичным программам, то есть не предполагает развитие навыков коммуникации при взаимодействии с представителями какой-то конкретной культуры, а направлен на развитие у участников черт мультикультурной личности (этнокультурной сензитивности и толерантности, эмпатии, межкультурной компетентности), позволяющих человеку успешно контактировать с представителями любой культуры, отличающейся от его собственной.

Тренинг состоит из трех проблемных блоков:

1. Я и мой народ . Задачами данного блока являются: осознание и лучшее понимание особенностей своей культуры, своих корней и истоков; осознание многообразия внутри собственной этнокультурной группы, а также осознание этноцентризма, предрасположенности человека в пользу ценностей и особенностей своего народа.

2. Встреча с другой культурой. Занятия, вошедшие в этот блок, направлены на осознание стереотипов, предубеждений в отношении других культур и народов, осознание негативных чувств и поведенческих реакций, возникающих при столкновении с другой культурой, стимулирование интереса к изучению других культур, традиций и обычаев других народов, развитие представления о культурном многообразии мира, развитие стремления к изменению собственных негативных стереотипов и предубеждений.

3. Другая культура: возможно ли понимание? Задачами этого блока стали: развитие межкультурной компетентности путем приобретения знаний о традициях, обычаях, особенностях поведения в других культурах, невербальной и вербальной коммуникации; развитие сензитивности и социального внимания в ситуациях взаимодействия с представителями других культур; формирование позитивного отношения к межкультурным различиям; развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации; развитие этнокультурной толерантности, формирование толерантных установок по отношению к людям других культур, рас и национальностей; преодоление ксенофобии.


























Приложение № 2


Социально-психологическая игра "Планета толерантности"

Задачи игры:

•  ознакомление участников с темой толерантности;

• знакомство с социальными проявлениями толерантности и нетерпимости;

•  осознание роли толерантного поведения во взаимоотношениях людей;

•  развитие воображения и творческих способностей у участников;

•  формирование навыков и установок, необходимых для успешного взаимодействия с представителями иных культур и взглядов;

•  профилактика и преодоление ксенофобии.

Продолжительность игры от 4 часов до двух дней. В игре могут принимать участие 30 - 90 подростков в возрасте 12 - 17 лет. Возможны варианты проведения игры как с детьми - представителями одной культуры, так и с полиэтническими группами.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Густап Светлана Федоровна

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ» "
    ["seo_title"] => string(81) "formirovaniie-tolierantnosti-kak-odnogo-iz-uslovii-garmonichno-razvitoi-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "218101"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433652116"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства