Программа по воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений у студентов
Программа по воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений у студентов
Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонационального российского общества особую актуальность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений у студентов»
Программа по воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений у студентов
Предназначена для обучающихся колледжа 1-4 курсов
Срок реализации 3 года
Разработала: преподаватель
ГАПОУ КО «ККСД»
Густап С.Ф.
Калуга 2019 г
1.ВВЕДЕНИЕ
Программа «По воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений у студентов» ( далее «Программа») разработана в соответствии с межведомственной комплексной программой гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактики проявлений экстремизма в Калужской области на 2018-2022 годы.
Программа направлена на воспитание толерантного сознания у обучающихся колледжа.
2. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонационального российского общества особую актуальность.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания и профилактики экстремистских проявлений у обучающихся колледжа.
Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится, наряду с семьей, на образовательную среду, на педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.
В этом труднейшем, до сих пор неведомой остроты деле столь же остро необходимы, во первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях, во- вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях.
В третьих – толерантность необходима самому педагогу.
Множество источников стихийно влияет на формирование толерантности (влияние отдельных людей, читаемые книги, средства массовой информации и др.) – опыта действительного отношения человека к тем или иным явлениям жизни, который можно назвать опытом толерантности. Однако любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом и состоит суть и содержание воспитания толерантности-целенаправленной организации положительного (преодоления отрицательного) опыта толерантности
Толерантность - понятие многоаспектное. Она может рассматриваться не только как регулятор межличностных, международных и межконфессиональных отношений, как принцип гражданско-правового поведения, как социально-политический императив человеческого сообщества, но и как этико-философская категория, как культурная норма и моральная ценность. Можно выделить два аспекта толерантности:
внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;
внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) — способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.
Толерантность – это социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в:
праве быть различными всех индивидов гражданского общества;
обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;
уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;
готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является формирование и внедрение в практику межличностного общения обучающихся колледжа норм толерантного поведения, призванных обеспечить устойчивость поведения в обществе как отдельных личностей, так и отдельных групп студентов в различных социальных ситуациях.
Задачи:
Привлечение внимания к заявленной в Программе проблематике структурных подразделений колледжа , занимающихся обучением и воспитанием обучающихся.
Обучение толерантности через систему образования.
Использование в процессе обучения и воспитания студентов интерактивных средств обучения, тренингов и игр.
Разработка и реализация комплекса внеучебных мероприятий по формированию у студентов толерантного поведения, по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в молодежной среде.
Разработка и внедрение механизмов мониторинга по выявлению деструктивных настроений в студенческой среде.
Использование доступных для студентов источников информации (стенная печать, многотиражная газета, сайт колледжа и др.) в целях раскрытия антиобщественной природы экстремизма в любых его проявлениях, снижения социальной напряженности в молодежной среде и формирования в массовом сознании позитивного отношения к толерантности как социальной норме.
Участие колледжа в различных международных программах и инициативах.
Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий согласно Приложению 1.
4. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Устойчивость личности студента (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей):
вежливость
терпение
социальная ответственность
самостоятельность
эмоциональная стабильность
доброжелательность
Эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека):
высокий уровень сопереживания
учтивость
экстравертность
способность к рефлексии
Дивергентность мышления (способность необычно решать обычные проблемы, задачи; ориентация на поиск нескольких вариантов решения):
отсутствие стереотипов, предрассудков
гибкость мышления
критичность мышления
Мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегий и тактик поведения и общения с учетом складывающихся обстоятельств):
коммуникабельность
умение найти выход из сложной ситуации
автономность поведения
прогностицизм
динамизм
отсутствие напряженности в поведении
отсутствие тревожности
Социальная активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе):
креативность
социальный оптимизм
инициативность
социальная самоидентификация
социальная адаптированность
Перечень обобщенных оценочных показателей реализации Программы приведены в Приложении 2
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1. Включение в учебный цикл вопросов толерантности
2. Актуализация проблем воспитания толерантного сознания и профилактики экстремистских проявлений.
2.1. Периодические обсуждения хода выполнения Программы на заседаниях МО по воспитательной работе.
2.2. Ежегодный отчет о выполнении Программы на совете колледжа.
2.3. Регулярное размещение материалов профилактического характера в средствах массовой информации и на сайте колледжа.
2.4. Проведение мониторинговых исследований (анкетирование, социологические опросы) с учетом разновозрастных категорий студентов по выявлению деструктивных настроений и прогнозированию неадекватного поведения со стороны отдельных личностей или групп.
3. Реализация Программы «Формирование коммуникативной толерантности»
4. Проведение внеучебных мероприятий по формированию у студентов толерантного поведения, противодействию терроризму и снижению социально-психологической напряженности в молодежной среде.
4.1. Проведение творческих конкурсов, выставок и фестивалей.
4.2. Проведение круглых столов, психологических тренингов, форумов:
4.3. Участие в общественных акциях города и области.
4.4 Участие сотрудников ПТМЭСХ в конференциях, научно-практических семинарах, программах по повышению квалификации.
6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Главным исполнителем Программы является отдел по воспитательной и социально- психологической работе. Соисполнителями мероприятий Программы – Студенческий Совет, группы.
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих в колледж на организацию культурно – массовой работы.
8. НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа разработана в соответствии со следующими правовыми актами:
Федеральным законом «Об образовании»;
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»;
Федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»;
Решение Коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе по вопросу «О совершенствовании системы информационно-пропагандистской работы по профилактике проявлений экстремизма в Уральском федеральном округе» №3 от 23.07.2010.
9. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей
- готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе
- формирование толерантного сознания у обучающихся колледжа
- восстановление национальных традиций российской культуры
10.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов, А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А.Г. Асмолов // Мемориал. 2001, №24.
Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. М., 2000.
Мириманова, М. С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. / М.С. Мириманова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4.Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений / Авт. – сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр ”Академия“, 2002. 5.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ-М”, 2001.
6. Родионов, В.П., Ступицкая, М.А., Кардашина, О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков / В.П. Родионов, М.А. Ступицкая, О.В. Кардашина. Ярославль, 2001.
7. Семина, Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия /Л.И. Семина // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
8.Степанов, П. Как воспитать толерантность? / П. Степанов / Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
9. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем./ К.Фопель, // - М.: Генезис, 1 2003.
10. Фопель, К. Технология ведения тренинга, теория и практика./К. Фопель, // Пер. с нем. - М.: Генезис, 2004.
Мероприятия по реализации программы по воспитанию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений у обучающихся колледжа
Наименование мероприятий
Срок исполнения
Участники
Исполнители
В учебном процессе
Изучение нормативных и законодательных актов на классных часах
В соответствии с учебным планом
1-4 курсы
Кл. руководители
Кураторы групп
Зам.директора по УВР
Оформление стенда в библиотеке техникума «Урок толерантности»
16 ноября
Препод. Истории, библиотека
Изучение тем по предмету философии:
1.«Основопологающие категории человеческого бытия»
2. «Философия и религия»
3. «Философия и искусство»
ежегодно
1 семестр
3 курсы
Препод. философии
Изучение тем по предмету «Обществознание»:
«Человек как творец и творение культуры»
«Социальные отношения»
«Этнические общности. Нации»
Ежегодно
В течение года
1 курсы
Преподаватель обществознания
Работа психолога по программе «Формирование коммуникативной толерантности»
«Толерантность – что это?» (Учимся строить отношения)
стратегия ведения беседы «Я и группа: толерантность к себе и глазами другого»
Я и другие «Коммуникативная толерантность. Учимся понимать друг друга»
Диагностика-
-Толерантность»
-«коммуникативная толерантность»
Ежегодно
1-3 курсы
психолог
Проведение цикла лекций для преподавателей по вопросам толерантности
«Толерантное отношение к детям групп психологического риска»
«Психологическая характеристика современного педагога»
«Анализ ситуации в обществе и группе»
Ежегодно
На МО по воспит. работе
Зам.директора по УВР
психолог
Анкетирование участников образовательного процесса «Мое отношение к носителям различных культурных, религиозных, этнических традиций»
Ежегодно
Сентябрь- октябрь
1-4 курсы
Психолог
Кл. руководит.
Соц. педагог
Помощь психолога студентам в разрешении конфликтов с друзьями, родителями, преподавателями»
Ежегодно
В течение года
1-4 курсы
Психолог
Соц.педагог
Зам.директора по УВР
Проведение классных часов по воспитанию терпимости к чужим мнениям, верованиям, образу жизни
Лекции по предмету БЖД по экстремизму
Ежегодно
В течение года
Ежегодно
1-4 курсы
1-4 курсы
Кл. руковод.
Психолог
Соц. педагог
Преподаватель
Основ БЖД
Во внеучебное время
Участие в общеколледжных, областных, региональных , всероссийских научно- методических семинарах, конференциях по проблеме толерантности
Ежегодно, в течение года
1-4 курсы
Преподаватели истории, философии, обществознания
Зам.директора по УВР
Проведение творческих конкурсов, выставок по толерантности в колледже, общежитии, приуроченных к Дню толерантности
Ежегодно
16 ноября
1-4 куры
Кл.руковод., кураторы групп Психолог
Соц. педагог
Участие в общественных акциях города и области по толерантности
Ежегодно
По положению
1-4 курсы
Педагог-организатор Психолог
Соц. педагог
Проведение благотворительных акций и концертов
ежегодно
1-4 курсы
Педагог-организатор
Проведение индивидуальных и групповых бесед и семинаров по вопросам оценки студентами формирования личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп
Ежегодно
В течение года
1-4 курсы
Зам.директора по УВР
Психолог
Соц. педагог
Участие в городских, областных спартакиадах, спортивных играх и соревнованиях
Ежегодно
В течение года
1-4 курсы
Препод. Физ. воспитания
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей.
Приложение 2
Перечень обобщенных оценочных показателей реализации программы
Нравственно- духовные параметры
параметры
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
Сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей
Адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека
Способность необычно решать обычные проблемы, задачи; ориентация на поиск нескольких вариантов решения
Готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе
Количественные параметры
Проведение научно-исследовательских работ по проблемам толерантного воспитания
Проведение выставок, студенческих работ толерантного направления
Проведение конкурсов, фестивалей по толерантности
Проведение спортивных игр
Освещенность проблемы в газете «БЭМ» и на сайте ПТМЭСХ
Проведение благотворительных акций и концертов
Студентов, участвующих в реализации Программы
Рассмотрено на ЦМК по воспитательной работе 10.09.2019 г.
Приложение № 1
Тренинг межкультурной коммуникации и компетентности
Тренинг межкультурной коммуникации и компетентности относится к культурно неспецифичным программам, то есть не предполагает развитие навыков коммуникации при взаимодействии с представителями какой-то конкретной культуры, а направлен на развитие у участников черт мультикультурной личности (этнокультурной сензитивности и толерантности, эмпатии, межкультурной компетентности), позволяющих человеку успешно контактировать с представителями любой культуры, отличающейся от его собственной.
Тренинг состоит из трех проблемных блоков:
1. Я и мой народ . Задачами данного блока являются: осознание и лучшее понимание особенностей своей культуры, своих корней и истоков; осознание многообразия внутри собственной этнокультурной группы, а также осознание этноцентризма, предрасположенности человека в пользу ценностей и особенностей своего народа.
2. Встреча с другой культурой. Занятия, вошедшие в этот блок, направлены на осознание стереотипов, предубеждений в отношении других культур и народов, осознание негативных чувств и поведенческих реакций, возникающих при столкновении с другой культурой, стимулирование интереса к изучению других культур, традиций и обычаев других народов, развитие представления о культурном многообразии мира, развитие стремления к изменению собственных негативных стереотипов и предубеждений.
3. Другая культура: возможно ли понимание? Задачами этого блока стали: развитие межкультурной компетентности путем приобретения знаний о традициях, обычаях, особенностях поведения в других культурах, невербальной и вербальной коммуникации; развитие сензитивности и социального внимания в ситуациях взаимодействия с представителями других культур; формирование позитивного отношения к межкультурным различиям; развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации; развитие этнокультурной толерантности, формирование толерантных установок по отношению к людям других культур, рас и национальностей; преодоление ксенофобии.
Приложение № 2
Социально-психологическая игра "Планета толерантности"
Задачи игры:
• ознакомление участников с темой толерантности;
• знакомство с социальными проявлениями толерантности и нетерпимости;
• осознание роли толерантного поведения во взаимоотношениях людей;
• развитие воображения и творческих способностей у участников;
• формирование навыков и установок, необходимых для успешного взаимодействия с представителями иных культур и взглядов;
• профилактика и преодоление ксенофобии.
Продолжительность игры от 4 часов до двух дней. В игре могут принимать участие 30 - 90 подростков в возрасте 12 - 17 лет. Возможны варианты проведения игры как с детьми - представителями одной культуры, так и с полиэтническими группами.