kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы компьютерной зависимости. Выявление и способы преодоления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена классным руководителям и родителям для раннего выявления проблем компьютерной зависимости, этапов и рекомендаций для их преодоления. Осуществляя психологическое сопровождение детей я заметила, что почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний: нежелание учиться – зависимость от лени, инфантилизм – зависимость от доминантной мамы, о компьютерной зависимости и говорить нечего – здесь все ясно. И о ней хотелось бы сегодня подробнее поговорить. Современному  человеку все менее свойственно здоровое чувство внутренней свободы. Свободы, которую контролирует совесть и которая неизбежно сопряжена с ответственностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы компьютерной зависимости. Выявление и способы преодоления.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лицей №2» г. о. Нальчик













Информационный психолого-педагогический семинар для педагогов

на тему:

«Проблемы компьютерной зависимости»





Подготовила:

Педагог-психолог

I кв. категории

Камергоева З. М.






Нальчик, 2014 г.


Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о проблеме зависимостей. Что стало очень актуальным в нашем современном мире.

Осуществляя психологическое сопровождение детей я заметила, что почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний: нежелание учиться – зависимость от лени, инфантилизм – зависимость от доминантной мамы, о компьютерной зависимости и говорить нечего – здесь все ясно. И о ней хотелось бы сегодня подробнее поговорить. Современному человеку все менее свойственно здоровое чувство внутренней свободы. Свободы, которую контролирует совесть и которая неизбежно сопряжена с ответственностью.

И уже на протяжении многих лет существует проблема телевизионной и компьютерной зависимости. За эти годы сложилась определенная схема сопровождения и решения проблемы. Но все же наиболее результативной является профилактика. И по данной проблеме в работе с детьми, необходимо сориентировать ребенка в философском принципе «Все – яд, и все – лекарство», здесь важно отношение и самоконтроль. Незнание не спасает человека от ошибок. Значит, задача взрослых – информировать.

Итак можно выделить несколько степеней компьютерной зависимости:


Степени зависимости


1-я степень – увлеченность на стадии освоения.

Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход на вторую степень.


2-я степень – состояние возможной зависимости.

Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужения круга общения, иногда нарушение сна и пр.




3-я степень – выраженная зависимость.

Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно - снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию, если человек не получает помощи в течении длительного времени, так как пребывание за компьютером у таких детей доходит до 16-18 часов в сутки.


4-я степень – клиническая зависимость.

На данной стадии зависимости ребенку необходима помощь психиатра, психолог выполняет функцию диспетчера. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость изоляции и лечении, как при шизофрении.


Родители не всегда формулируют запрос о компьютерной зависимости, чаще всего жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Анализ ситуации выводит на нарушение психогигиенических норм поведения с компьютером, в частности, нарушение временного режима пребывания за компьютером. Родителям не хватает осведомленности в вопросах психогигиены. И мне бы хотелось предложить вам простейший тест на проверку степени зависимости.




Тест

« К ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. И для ориентировки в степени «застревания» ребенка в компьютере необходимо пройти уровни обращения:

1-й уровень – просьба формулируется просто, например: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть стол».


Способы реагирования:

А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2-3-й степени.

2-й уровень – в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть стол. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно сделать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

Почему я в примерах чаще использовала фразу «Сынок»? Потому что, чаще зависимыми становятся мальчики. Это, случайность или закономерность? Что в девочке есть такое, что предохраняет ее от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости, если можно говорить о предрасположенности?

Гендерная психология дает богатый материал для родителей и педагогов, но вот знакомы с ней сегодня далеко не все, поэтому приоритетность женского влияния на формирование мужских качеств продолжает существовать. Доминантная мама, доминантная учительница, а в результате этой доминантности – зависимый подросток. Схема продолжает работать, закладывая основы шаблонного реагирования на внешнее давление – реакцию уступки, так как не вырабатывается устойчивость по отношению к мнению референтной группы, самостоятельность мышления – тоже, с внутренней свободой такой ребенок тем более не знаком.

Мальчики в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, словесная эмоциональность также далеко не всегда экспрессивна, поэтому эмоциональной поддержки поощрения со стороны значимых взрослых таким мальчикам может не хватать. Этот дефицит рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности, ребенок может стать более замкнутым, уйти в себя. Тогда потребность в личностной успешности начинает удовлетворяться в игре. По крайней мере, здесь никто не допускает негативной оценки, нет переживания неуспеха, сравнения нет в твою пользу, и вообще можно забыться и уйти от проблем.

Девочки более включены в деятельность и домашний труд, их интересы и увлечения и шире, как и эмоциональные связи. Зрелость саморегулятивных процессов опережает, как и все психическое развитие, психологическую зрелость мальчиков, что тоже позволяет им плавно переживать кризисные возрастные периоды.

К данным выводам, в частности, приводят результаты методики «Робинзон» (Абраменкова В.В. Игры и игрушки детей: пагуба или забава? // М.:Даниловский благовестник, 20011), представляющий собой игровую ситуацию, в результате которой ребенок, воображая себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, может заказать себе по рации что-либо из следующего списка:

сладости, мороженое;

книги, журналы, газеты;

игры, игрушки;

радиоприемник;

телевизор;

компьютер;

видеомагнитофон с кассетами;

сверстника (друга, подругу);

маму;

папу.

Инструкция заканчивается обращением: «По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз – через год, ты сможешь заказать из списка все, что ты хочешь, но только что-то одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доставили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?».

Неоднократно проводимая в разных возрастных группах методика неизменно выдает главное различие: девочки не выбирают компьютер в первую и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков он востребован среди первых, иногда даже раньше родителей. У девочек более популярен телевизор. Их эмоциональная природа требует сопереживания.


Издержки воспитания и зависимость

В процессе консультирования по проблеме компьютерной зависимости сложилась определенная причинно-следственная связь между издержками воспитания и наличием зависимости: авторитарный стиль, материнская доминантность, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера в семье, разобщенность членов семьи, телевизионная семья и другие причины, приводящие к уязвимости системы эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, импульсивности, непереносимости напряжения, болезненной восприимчивости, неспособности контролировать свои чувства, слабоволию, несамостоятельности, лености, безответственности, социальной дезадаптированности.

Соответственно, наличие5 таких результатов воспитания должно насторожить родителей, так как в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.















Причины возникновения компьютерной зависимости


  1. Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, органичивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.

  2. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.

  3. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять ее. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

  4. Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит, слушать и самое главное – слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребенка - непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.

  5. Незнание взрослым правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.

  6. Поскольку покупка дорогостоящей игрушки – компьютера – связана часто с нежеланием родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности, то ребенок, лишенный родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.

  7. Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребенок попросту уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участвовать в странном и страшном мире взрослых.

  8. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя и не передает эмоций и чувств.

  9. Задумывались ли родители, есть ли у их ребенка способность преодолевать жизненные трудности?

Умеет ли он справляться с простотой жизненной задачей? Как устанавливает контакты для общения? Как они обучают его решать жизненные задачи? Вместе с ним ? Или он воспитывается на готовых рецептах?

  1. Сегодня много говорят о счастье. Подростки точно знают: они хотят быть счастливыми. Но жизнь предлагает разное: и минуты радости, и испытания. Человек создан для счастья, бесспорно. Только если он не находит удовольствия и радости в обычной жизни, то придумывает «свой мир», в котором на достижение «счастья» не надо тратить душевные силы. И вот для людей, ставящих наслаждение превыше всего, объявился еще один укромный уголок, где можно спрятаться от лишних проблем и хлопот, - компьютерные игры.

  2. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.

  3. Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяет стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия.

  4. Ребенку в семье некомфортно, так как комната - его личное пространство - устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения. Дом для него - это гостиница, он всегда был здесь гостем, а не хозяином.

  5. Мама - сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, считающая себя лучше (умнее) его, больше зарабатывающая, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка.

  6. Не уверенный в себе ребенок, с низкой самооценкой, нецелеустремленный, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе.

  7. Замкнутый, малообщительный ребенок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками.

  8. Развод родителей в трудный возрастной период.

  9. Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.

  10. Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.

  11. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.







Этапы попадания в зависимость от компьютерных игр


  1. Сначала ребенок понимает, что получает огромное удовольствие без серьезных душевных затрат (которые нужны, например, от просмотра серьезного фильма). Потом, вместо того чтобы ходить в школу, ребенок идет в компьютерный салон, где сидит круглые сутки или дома за компьютером. Это приводит к болезни, переутомлению, снижению успеваемости.

  2. На втором этапе ребенок избегает любой деятельности и любого общения, кроме компьютера.

  3. Затем наступает полная деградация. Этот этап проходит не так явно, как при алкоголизме и наркомании, поскольку обычно начинают принимать активные меры администрация школы, учителя, родители и другие заинтересованные лица. Но успешность помощи в данном случае аналогична лечению любого запущенного хронического заболевания.


Последствия неограниченного пребывания за компьютером


  1. Общение с компьютером (вместо живого общения, в процессе которого примеряются различные роли, вырабатывается модель поведения) учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение, так как машина безропотно выполняет команды человека. Личность ребенка при этом не развивается. Создается иллюзия общения.

  2. Человек в Интернете просматривает, например, электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает – так формируется поверхностное отношение к познавательной информации. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет.

  3. Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в компьютерные игры, сайты, Интернет, ребенок не учится никаким способам решения проблем – так формируется эмоциональная зависимость от компьютера и инфантильный стиль отношения к проблемам.

  4. Сидение за компьютером «сажает» зрение. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность и со временем отказываются работать с прежним успехом. Изначально человеческий глаз привык воспринимать преломленный свет: читая с листа, мы видим отраженные буквы. Однако работая за монитором, мы смотрим на сам источник света, а не на его отражение. К тому же изображение на дисплее дрожащее и мелькающее, что создает дополнительную нагрузку на органы зрения. Долгое нахождение у экрана сильно напрягает глаза, так как они расслабляются только тогда, когда мы смотрим вдаль.

  5. Из-за неудобного стула и стола работающий на компьютере со временем может заработать сколиоз. От долгого сидения нарушается кровообращение в области таза, что может привести к геморрою и ожирению.

  6. При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник.

  7. Нагрузка приходится также на ноги: сидячая работа ведет к застою крови. Поэтому гимнастику нужно делать стоя, включив обязательно упражнения для ног – ходьбу на месте, приседания, встряхивания ногами.

  8. Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками и наркоманами. При попытках преодолеть игровую зависимость они относительно легко приходят к замене ее на другие формы. И наоборот, зачастую быстрой и легкой «реабилитацией» юного токсикомана становится перенос его жизни в салон компьютерных игр.


Правила техники безопасности при работе за компьютером.


  • Глазам работающего за компьютером помогут очки с перфорацией – это своего рода тренажер для глаз. Их надо надевать несколько раз в день (каждый час) на 5-7 минут. Отсидев 1-1,5 часа перед компьютером (телевизором), необходимо делать гимнастику для глаз.

  • Надо научиться держать «мышку» правильно: не зажимая, не сдавливая ее руками, так как это может вызвать запястный синдром (сильную боль, тяжесть в руках, дрожание, онемение пальцев). Полезны раздельная клавиатура и широкий стол, позволяющий рукам располагаться на нем, а не свешиваться, что вызывает усталость и напряжение в мышцах.

  • Регулярная влажная уборка – не капризы чересчур аккуратной домохозяйки, а острая необходимость, обусловленная спецификой компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает высыхание кажи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.

  • Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения.

  • Работающий за компьютером должен знать, что существует необъяснимое огромное желание часто перекусывать во время работы за компьютером, а поскольку удобнее всего в этом случае обходиться бутербродами, то компьютероманы подвергаются серьезной опасности ожирения.

  • Монитор должен находиться в 60-70 см. от пользователя и чуть выше уровня глаз.

  • Ребенку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же особо продвинутым родителям очень хочется приобщить к нему своего малыша, то по крайней мере не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше 20 минут в день и чаще, чем один раз в два дня.

  • Для детей 7-12 лет компьютерная норма – 30 минут в день, но не ежедневно!

  • 12-14 летние могут проводить за компьютером 1 час в день.

  • От 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.

  • Взрослым нежелательно работать за компьютером больше 5 часов.

  • Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда он за компьютер не садится.


Цензура компьютерных игр

Цензурирование взрослыми компьютерных игр – вещь необходимая, причем не надейтесь, что кто-то сделает это за вас. Каждая игра, попадающая в руки ребенка, вначале должна просматриваться кем-то из взрослых. Вникните в ее содержание. Задайтесь вопросами: что даст эта игра моему ребенку? Какие качества личности будет развивать в нем? Не даст ли толчок развитию слабых сторон личности? Не будет ли формировать агрессивный стиль поведения? Не даст ли какую – то опасную информацию?

В игре не должно быть ни одного «минуса». Она должна:

  • не содержать бранных слов и выражений;

  • не формировать циничное отношение к происходящему;

  • не содержать агрессивной информации;

  • не вызывать привыкания к боли, драматичным ситуациям;

  • не учить противозаконным вещам;

  • не искажать (уродовать) внешний облик человека;

  • не содержать сексуальной тематики (рисунков подобного типа).

Оптимальный вариант, когда вашему ребенку остается очень мало времени на компьютерные игры, так как он занимается в спортивной секции, ходит в музыкальную школу, кружки и т.д.

Аналогичной цензуре должны подвергаться и фильмы, которые смотрят дети, так как агрессия, негативная информация, чувство страха от просмотра фильмов – ужасов также вредны для детской психики.


Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым

от компьютера


  1. Познакомить его с временными нормами.

  2. Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие интересы).

  3. Приобщайте к домашним обязанностям.

  4. Культивируйте семейное чтение.

  5. Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.

  6. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенком в дом.

  7. Знайте место, где ребенок проводит свободное время.

  8. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.

  9. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.

  10. Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.

  11. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

  12. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.

  13. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывается устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

  14. Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно).

  15. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.


Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?


  1. Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству, его попыткам, уходу из дома и пр.).

  2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

  3. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей вашего ребенка.

  4. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.

  5. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.

  6. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.

  7. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.

  8. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала - к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.

  9. Если психолог порекомендует обратиться к психиатру, значит, зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность ребенка, частично изменив его сознание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемы компьютерной зависимости. Выявление и способы преодоления.

Автор: Камергоева Залина Мухарбиевна

Дата: 22.12.2015

Номер свидетельства: 269204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рефлексивно-деловая игра "Мой профессиональный выбор""
    ["seo_title"] => string(57) "rieflieksivno_dielovaia_ighra_moi_profiessional_nyi_vybor"
    ["file_id"] => string(6) "424053"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1500013288"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151064"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420629278"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад  «Формирование универсальных учебных действий  на уроках физической культур» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tur"
    ["file_id"] => string(6) "158765"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421781521"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Материал к педсовету "Формирование универсальных учебных действий" "
    ["seo_title"] => string(74) "matierial-k-piedsovietu-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "172224"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423768870"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Анализ работы РМО  школьных и дошкольных учителей – логопедов  за  учебный год"
    ["seo_title"] => string(85) "analiz-raboty-rmo-shkol-nykh-i-doshkol-nykh-uchitieliei-loghopiedov-za-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "305129"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457876166"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства