kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение инновационных технологий в воспитательной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе речь идет об инновационных технологиях в воспитательной работе колледжа, которые используются классными руководителями групп для нового качества воспитательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных технологий в воспитательной работе»

Инновационные технологии в воспитательной работе

Творчество есть необходимое условие существования,

и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена

хоть йота нового, обязано своим происхождением

творческому процессу человека…

Л.С.Выготский

Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей.

В связи с этим в системе образования наблюдается переход от колледжа, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к колледжу, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность обучащегося. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности студента и его личности в целом, так и индивидуальности и личности педагога. Необходимость инновационного характера развития воспитания в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении воспитательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня воспитания выпускников.

Понятие «инновация» в отечественной и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

  1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

  2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.


ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитываемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Эти технологии, являясь одним из средств воспитания, позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт обучающихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование

  • Целеполагание

  • Проектирование

  • Конструирование

  • Организационно – деятельностный компонент

  • Контрольно – управленческий компонент


Содержанием воспитательных технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования

  • Передача социального опыта

  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

  • Социализированная оценка ученика

  • Организация творческого дела

  • Создание ситуации успеха


Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему колледжа.


Инновационные воспитательные технологии:

  • создание развернутой системы дополнительного образования внутри колледжа;

  • создание студенческо-родительских объединений внутри колледжа;

  • телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);

  • коллективное творческое дело (КТД);

  • информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);

  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);

  • социальное проектирование;

  • организационно-деятельностные игры (ОДИ);

  • технология исследовательской деятельности;

  • технология социально-педагогического диагностирования ;

  • технология программирования;

  • технология реализации плана;

  • технология разноуровневой дифференциации;

  • модульная педагогическая технология;

  • технология проектов;

  • технология дидактической игры;

  • здоровьесберегающая технология;

  • личностно- ориентированная технология;

  • экологообразовательные;

  • кейс – технологии;

  • арт-технологии;

  • шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);

  • групповая проблемная работа (разработка проектов);

  • диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);

  • диалог «педагог- воспитанник»;

  • тренинг общения;

  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).

Начнем с уже знакомых технологий ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЙ, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности, семейные спортивные праздники и тд.).

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся;

  • это создание благоприятного психологического климата;

  • это охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД) рассматривают в контексте коммунарской педагогики, где КТД - жесткая организационная форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям. Но в практике эта направленность КТД исчезает и заменяется стремлением к общению, к познавательной деятельности. Результатом грамотного осуществления КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.



В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:

  • Совместное решение о проведении дела;

  • Коллективное планирование;

  • Коллективная подготовка;

  • Проведение дела;

  • Коллективный анализ;

  • Результат.

Технологические отличия личностно-ориентированного КТД:

на этапе целеполагания - поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?

на этапе планирования - подчеркнутое авторство идей, планирование индивидуальных проектов (можно работать не в группе, а индивидуально);

на этапе подготовки - добровольность принятия на себя поручений (если отсутствуют добровольцы - выполняет учитель), поручения подчеркнуто индивидуальные и т. д.;

на этапе проведения - выполняются индивидуальные задания, поручения; направленность общих дел на конкретных ребят;

на этапе анализа - что тебе дало участие в этом деле? Какие чувства вызвало? Помогло ли оно что-то понять в себе?

Технологический результат КТД - опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности - это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе.

Вот некоторые виды коллективных дел:

  • Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)

  • Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)

  • Художественные КТД (пример: художественно- эстетическое творчество)

  • Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).


Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке. Например, ИНТЕРАКТИВНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.

Интерактивные технологии и методы:

  • метод карусели;

  • эвристическая беседа;

  • дискуссии, дебаты;

  • конференции;

  • деловые игры;

  • технология полноценного сотрудничества;

  • технология моделирования, или метод проектов .


ГРУППОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ РАБОТА - это работа с вербальным (словесным) поведением студентовов в проблемной ситуации.

Цель технологии:

  • разработка,

  • принятие организационных решений,

  • прояснение,

  • обсуждение.

Проектная технология - организация исследовательской деятельности.

Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п.

Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.


СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение студентов в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих обучающихся.

Основные задачи социального проектирования: формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ предполагает:

описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа;

набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых ученику для самостоятельной работы.

Главной особенностью метода «кейс-стади» изучение прецедентов, то есть имевшихся в прошлом ситуаций из юридической, деловой или повседневной жизни гражданина. Особый упор делается на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривается и анализируется практический материал по поводу обсуждаемой проблемы.

Кейс – технология позволяет формировать следующие компетенции:

  • аналитические;

  • практические;

  • творческие;

  • коммуникативные;

  • социальные;

  • самоанализ.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ может использоваться и при изучении любого предмета, и в  воспитательной работе. Реальная ситуация не дает правильный либо неправильный ответ, она является учебным материалом, обучая обучающихся анализу, ораторскому искусству, искусству дебатов и нестандартному мышлению.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1.   Интеллектуальное развитие обучаемых.

2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6.   Развитие коммуникативных навыков.

Очень интересна ШОУ - ТЕХНОЛОГИЯ.

Различные шоу-программы сегодня демонстрируют телеканалы. «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», классический КВН - все эти программы хорошо знакомы зрителям. Что общего мы можем наблюдать в их проведении? По крайней мере, три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

Все три особенности - обязательные признаки. Поэтому к шоу-программ не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), коллективные творческие дела (нет «зала» и «сцены»; сценарий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела).

В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. В чем специфика шоу-технологии в каждом из этих блоков?

На этапе подготовки: решение принимается педагогом (учителями-организаторами) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций колледжа; планирование, проектирование осуществляется педагогом или активом ребят.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основаны на использовании элементов соревновательности, импровизации игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива ребят). Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.

Можно говорить о трех основных психологических механизмах шоу: эмоциональном заражении, соревновательности и импровизации. Эмоциональное заражение - передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном восприятии. Сила соревновательности имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Импровизация, когда сейчас, здесь надо что-то додумать, сделать, ответить, также важный механизм шоу. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.

Достоинства ТОК-ШОУ:

  • обсуждаются проблемы, волнующие студентов, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

  • аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

  • ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

  • в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

  • особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ

Тренинг – «тренировка», «натаскивание», многократное выполнение упражнений обучающимися.

Цель тренинга – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения.

Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:

  • повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со студентами;

  • развитие творческого, самостоятельного мышления студентов, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

  • развитие и формирование устойчивого познавательного интереса студентов к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности обучающихся

  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);

  • развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество с колледжами области, бывшими выпускниками).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Применение инновационных технологий в воспитательной работе

Автор: Мусина Гульзира Катрановна

Дата: 22.05.2020

Номер свидетельства: 550936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Применение инновационных технологий как способ повышения мотивации у обучающихся к урокам физической культуры "
    ["seo_title"] => string(130) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-kak-sposob-povyshieniia-motivatsii-u-obuchaiushchikhsia-k-urokam-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "164637"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422682013"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
    ["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "203813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429547237"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Методическая разработка с применением инновационных технологий. Тема: Общие сведения о сплавах "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii-tiema-obshchiie-sviedieniia-o-splavakh"
    ["file_id"] => string(6) "220356"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434608911"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства