kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы классного руководителя специального (коррекционного) класса viii вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и методы работы с неблагополучныыми семьями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы классного руководителя специального (коррекционного) класса viii вида»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) КЛАССА VIII ВИДА



Классный руководитель:

Степаненко Светлана Николаевна

Эффективность   работы    с   родителями    во    многом    зависит   и    от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.


Средства:

1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

социальным окружением семьи.

3) заполнение социального паспорта, дневников наблюдений, карты сопровождения и т.д.

4) в начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды.     

2-й этап. Изучение семьи.

  • Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия 

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

Типы неблагополучных семей

  • Алкогольные, наркотические (психическая зависимость от алкоголя или наркотиков

  • Асоциально-аморальные
    (бродяжничество, попрошайничество, скитание родителей, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни)

  • Криминальные
    (семьи, в которых родители, другие члены семьи — братья, сестры и др. — отбывают либо отбыли наказание в местах лишения свободы)

  • Конфликтные
    (семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты, заканчивающиеся ссорами, скандалами, рукоприкладством

  • Семьи с психически больными родителями
    (семьи, в которых родители состоят на учете в психоневрологическом диспансере с психическими заболеваниями)

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:

  • -по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей;

  • -по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная;

  • - по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная;

  • -по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.

Основные проблемы:

в семье:

у ребёнка:


  • Пьющие родители;

  • Отсутствие одного из родителей;

  • Многодетные;

  • Не работают (малообеспеченные);

  • Отсутствие собственного жилья (или плохие условия);

  • Антисанитарные условия.


  • Отсутствие контроля со стороны взрослых: пропуски, склонность к бродяжничеству, плохая успеваемость;

  • Низкая социальная адаптация;

  • Неряшливый внешний вид, инфекционные заболевания (чесотка, педикулез и т.д

Основные направления работы:

1.Посещение семей.

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей:

                   - приглашение специалистов;

                   - демонстрация видеоматериалов, слайдов.

3. Дни открытых дверей

4.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству:

                   - экскурсии:  знакомство со школой и школьными службами;

- праздники в классе;

                   - встреча с администрацией школы и социально-психологической службой;

                   - родительские собрания;

                   - встреча родителей «Традиции класса, которым быть»;

                   - участие в родительских конференциях;

                   - круглые столы;

5. Диагностика.

6. Коррекционная работа.

7. Благоустройство классной комнаты.

8. Педагогические консультации: индивидуальные и групповые.

9. Тренинги и анкетирования.


Необходимо определить:

  • тип акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний), основные признаки;

  • положительные качества;

  • формы дезадаптации;

  • провоцирующие факторы;

  • рекомендации и психологические упражнения;



На основании различных классификаций выделяются следующие основные виды акцентуаций характера:


   1) циклоидный - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

   2) гипертимный - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца;

   3) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

   4) астенический - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии;

   5) сензитивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

   6) психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству;

   11) дистимный - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

   12) неустойчивый - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

   13) конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.


В отличие от смешанные формы акцентуаций   «чистых» типов значительно чаще встречаются характера - промежуточные (результат одновременного развития нескольких типических черт) и амальгамные (напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру) типы.

Учет акцентуаций характера необходим для индивидуального подхода к воспитанию детей и подростков,   осуществления профориентации, выбора подходящих форм индивидуальной и семейной психотерапии.



Методы работы с неблагополучными семьями:

  • Недостаточная информированность родителей о методах воспитании

Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

  • Жестокое обращение с ребёнком

Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Привлечение к занятиям в детско-родительской группе. Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости) Семья алкоголиков(оба родителя)

Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей-подростков).Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам.  Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости)

  • Семья в состоянии развода или после развода

Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.- Консультативная помощь психолога и психотерапевта- Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка.- Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.- Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).

  • Неполная семья



  • Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей.-

  • Привлечение   ближайших   родственников   к   воспитанию   ребёнка. -

  • Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. -

  • Наблюдения   и   консультации    психолога,    социального    педагога.-

  • Активная   деятельность   классного   руководителя   или   учителя   по

  • вовлечению    ребёнка    в    систему    дополнительного    образования.-

  • Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т. д.)-

  • Обучение   одного   из   родителей   навыкам   воспитания   детей   при

  • отсутствии второго родителя.- Постановка на учет в учреждения и

  • органы социальной защиты.- Привлечение общественных организаций

  • к воспитанию.



  • Отчуждённость родителей из-за занятости

- Сопровождение ребёнка социальным педагогом.- Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.- Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др

  • Полная семья, один из родителей пьёт

-        Наблюдения и консультация психолога.- Беседа психолога, социального
педагога, врача с непьющим родителем.-  Вовлечение ребенка в систему
дополнительного воспитания и образования.- Дополнительная помощь в
учёбе  со  стороны  учителей.- Привлечение  здорового  члена  семьи   и
ребёнка   к   занятиям   детско-родительской   группы.- Работа   классного
руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о
необходимости лечения от алкогольной зависимости.- Индивидуальная
работа социального педагога с  каждым из родителей по изменению
отношений в семье.- При асоциальном поведении ребенка (агрессивность,
депрессивность,   суицидальность   и   т.   п.)   обследование   у   детского
психиатра.- При     хроническом     неусвоении     школьной     программы
направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для
определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

  • Неполная семья, родитель алкоголик

Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. (одинокая мать-алкоголичка или отец)

-        Наблюдения     и    консультации     школьного     психолога.- Вовлечение
социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки,
секции, библиотеку.- Информирование органов опеки и попечительства о
детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-
алкоголика родительских прав.- Направление ребенка образовательным
учреждением    на    психолого-медико-педагогическую    комиссию    для
определения уровня его развития и программы обучения.-

  • Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически-несостоятельные

- Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы.- Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.- Индивидуальная работа психолога с ребенком.- Помощь учителей ребёнку в учебе.- Консультация психиатра.- Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.).- Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.- Консультация у невропатолога или психиатра.

Особое   внимание   обращается   на деятельность   психолога по   данной проблеме.

В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам. Одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми,является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе — и есть терапия.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и

побуждает к речевому контакту.Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных психотехнических игр, упражнений, а также рисование во многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка.

Эффективность терапии искусством с «трудными» детьми объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально приемлемой форме.

Цели игровой терапии — помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию», стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя. Телесно-ориентированная терапия дает нашим детям информацию об окружающем через телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать у воспитанников потребность в эмоциональном общении посредством сказки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Степаненко Светлана Николаевна

Дата: 04.05.2017

Номер свидетельства: 413206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
    ["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "116308"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412412838"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Тема: «Психолого-педагогические предпосылки   создания   благополучной   семьи». "
    ["seo_title"] => string(84) "tiema-psikhologho-piedaghoghichieskiie-priedposylki-sozdaniia-blaghopoluchnoi-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "139570"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417757669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства