kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы классного руководителя специального (коррекционного) класса viii вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и методы работы с неблагополучныыми семьями.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы классного руководителя специального (коррекционного) класса viii вида»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) КЛАССА VIII ВИДА



Классный руководитель:

Степаненко Светлана Николаевна

Эффективность   работы    с   родителями    во    многом    зависит   и    от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.


Средства:

1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

социальным окружением семьи.

3) заполнение социального паспорта, дневников наблюдений, карты сопровождения и т.д.

4) в начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды.     

2-й этап. Изучение семьи.

  • Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия 

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

Типы неблагополучных семей

  • Алкогольные, наркотические (психическая зависимость от алкоголя или наркотиков

  • Асоциально-аморальные
    (бродяжничество, попрошайничество, скитание родителей, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни)

  • Криминальные
    (семьи, в которых родители, другие члены семьи — братья, сестры и др. — отбывают либо отбыли наказание в местах лишения свободы)

  • Конфликтные
    (семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты, заканчивающиеся ссорами, скандалами, рукоприкладством

  • Семьи с психически больными родителями
    (семьи, в которых родители состоят на учете в психоневрологическом диспансере с психическими заболеваниями)

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:

  • -по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей;

  • -по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная;

  • - по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная;

  • -по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.

Основные проблемы:

в семье:

у ребёнка:


  • Пьющие родители;

  • Отсутствие одного из родителей;

  • Многодетные;

  • Не работают (малообеспеченные);

  • Отсутствие собственного жилья (или плохие условия);

  • Антисанитарные условия.


  • Отсутствие контроля со стороны взрослых: пропуски, склонность к бродяжничеству, плохая успеваемость;

  • Низкая социальная адаптация;

  • Неряшливый внешний вид, инфекционные заболевания (чесотка, педикулез и т.д

Основные направления работы:

1.Посещение семей.

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей:

                   - приглашение специалистов;

                   - демонстрация видеоматериалов, слайдов.

3. Дни открытых дверей

4.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству:

                   - экскурсии:  знакомство со школой и школьными службами;

- праздники в классе;

                   - встреча с администрацией школы и социально-психологической службой;

                   - родительские собрания;

                   - встреча родителей «Традиции класса, которым быть»;

                   - участие в родительских конференциях;

                   - круглые столы;

5. Диагностика.

6. Коррекционная работа.

7. Благоустройство классной комнаты.

8. Педагогические консультации: индивидуальные и групповые.

9. Тренинги и анкетирования.


Необходимо определить:

  • тип акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний), основные признаки;

  • положительные качества;

  • формы дезадаптации;

  • провоцирующие факторы;

  • рекомендации и психологические упражнения;



На основании различных классификаций выделяются следующие основные виды акцентуаций характера:


   1) циклоидный - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

   2) гипертимный - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца;

   3) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

   4) астенический - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии;

   5) сензитивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

   6) психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству;

   11) дистимный - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

   12) неустойчивый - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

   13) конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.


В отличие от смешанные формы акцентуаций   «чистых» типов значительно чаще встречаются характера - промежуточные (результат одновременного развития нескольких типических черт) и амальгамные (напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру) типы.

Учет акцентуаций характера необходим для индивидуального подхода к воспитанию детей и подростков,   осуществления профориентации, выбора подходящих форм индивидуальной и семейной психотерапии.



Методы работы с неблагополучными семьями:

  • Недостаточная информированность родителей о методах воспитании

Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

  • Жестокое обращение с ребёнком

Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Привлечение к занятиям в детско-родительской группе. Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости) Семья алкоголиков(оба родителя)

Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей-подростков).Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам.  Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости)

  • Семья в состоянии развода или после развода

Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.- Консультативная помощь психолога и психотерапевта- Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка.- Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.- Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).

  • Неполная семья



  • Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей.-

  • Привлечение   ближайших   родственников   к   воспитанию   ребёнка. -

  • Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. -

  • Наблюдения   и   консультации    психолога,    социального    педагога.-

  • Активная   деятельность   классного   руководителя   или   учителя   по

  • вовлечению    ребёнка    в    систему    дополнительного    образования.-

  • Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т. д.)-

  • Обучение   одного   из   родителей   навыкам   воспитания   детей   при

  • отсутствии второго родителя.- Постановка на учет в учреждения и

  • органы социальной защиты.- Привлечение общественных организаций

  • к воспитанию.



  • Отчуждённость родителей из-за занятости

- Сопровождение ребёнка социальным педагогом.- Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.- Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др

  • Полная семья, один из родителей пьёт

-        Наблюдения и консультация психолога.- Беседа психолога, социального
педагога, врача с непьющим родителем.-  Вовлечение ребенка в систему
дополнительного воспитания и образования.- Дополнительная помощь в
учёбе  со  стороны  учителей.- Привлечение  здорового  члена  семьи   и
ребёнка   к   занятиям   детско-родительской   группы.- Работа   классного
руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о
необходимости лечения от алкогольной зависимости.- Индивидуальная
работа социального педагога с  каждым из родителей по изменению
отношений в семье.- При асоциальном поведении ребенка (агрессивность,
депрессивность,   суицидальность   и   т.   п.)   обследование   у   детского
психиатра.- При     хроническом     неусвоении     школьной     программы
направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для
определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

  • Неполная семья, родитель алкоголик

Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. (одинокая мать-алкоголичка или отец)

-        Наблюдения     и    консультации     школьного     психолога.- Вовлечение
социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки,
секции, библиотеку.- Информирование органов опеки и попечительства о
детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-
алкоголика родительских прав.- Направление ребенка образовательным
учреждением    на    психолого-медико-педагогическую    комиссию    для
определения уровня его развития и программы обучения.-

  • Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически-несостоятельные

- Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы.- Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.- Индивидуальная работа психолога с ребенком.- Помощь учителей ребёнку в учебе.- Консультация психиатра.- Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.).- Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.- Консультация у невропатолога или психиатра.

Особое   внимание   обращается   на деятельность   психолога по   данной проблеме.

В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам. Одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми,является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе — и есть терапия.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и

побуждает к речевому контакту.Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных психотехнических игр, упражнений, а также рисование во многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка.

Эффективность терапии искусством с «трудными» детьми объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально приемлемой форме.

Цели игровой терапии — помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию», стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя. Телесно-ориентированная терапия дает нашим детям информацию об окружающем через телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать у воспитанников потребность в эмоциональном общении посредством сказки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Степаненко Светлана Николаевна

Дата: 04.05.2017

Номер свидетельства: 413206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
    ["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "116308"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412412838"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Тема: «Психолого-педагогические предпосылки   создания   благополучной   семьи». "
    ["seo_title"] => string(84) "tiema-psikhologho-piedaghoghichieskiie-priedposylki-sozdaniia-blaghopoluchnoi-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "139570"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417757669"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства