Просмотр содержимого документа
«Особенности работы классного руководителя специального (коррекционного) класса viii вида»
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) КЛАССА VIII ВИДА
Классный руководитель:
Степаненко Светлана Николаевна
Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.
Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:
1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
Средства:
1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);
2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим
социальным окружением семьи.
3) заполнение социального паспорта, дневников наблюдений, карты сопровождения и т.д.
4) в начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды.
2-й этап. Изучение семьи.
Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия
4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.
5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.
Типы неблагополучных семей
Алкогольные, наркотические (психическая зависимость от алкоголя или наркотиков
Асоциально-аморальные (бродяжничество, попрошайничество, скитание родителей, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни)
Криминальные (семьи, в которых родители, другие члены семьи — братья, сестры и др. — отбывают либо отбыли наказание в местах лишения свободы)
Конфликтные (семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты, заканчивающиеся ссорами, скандалами, рукоприкладством
Семьи с психически больными родителями (семьи, в которых родители состоят на учете в психоневрологическом диспансере с психическими заболеваниями)
Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:
-по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей;
-по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная;
- по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная;
-по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.
Основные проблемы:
в семье:
у ребёнка:
Пьющие родители;
Отсутствие одного из родителей;
Многодетные;
Не работают (малообеспеченные);
Отсутствие собственного жилья (или плохие условия);
Антисанитарные условия.
Отсутствие контроля со стороны взрослых: пропуски, склонность к бродяжничеству, плохая успеваемость;
Низкая социальная адаптация;
Неряшливый внешний вид, инфекционные заболевания (чесотка, педикулез и т.д
Основные направления работы:
1.Посещение семей.
2.Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- приглашение специалистов;
- демонстрация видеоматериалов, слайдов.
3. Дни открытых дверей
4.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству:
- экскурсии: знакомство со школой и школьными службами;
- праздники в классе;
- встреча с администрацией школы и социально-психологической службой;
- родительские собрания;
- встреча родителей «Традиции класса, которым быть»;
- участие в родительских конференциях;
- круглые столы;
5. Диагностика.
6. Коррекционная работа.
7. Благоустройство классной комнаты.
8. Педагогические консультации: индивидуальные и групповые.
9. Тренинги и анкетирования.
Необходимо определить:
тип акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний), основные признаки;
положительные качества;
формы дезадаптации;
провоцирующие факторы;
рекомендации и психологические упражнения;
На основании различных классификаций выделяются следующие основные виды акцентуаций характера:
1) циклоидный - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;
2) гипертимный - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца;
3) лабильный- резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
4) астенический - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии;
5) сензитивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;
6) психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству;
11) дистимный - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;
12) неустойчивый - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;
13) конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.
В отличие от смешанные формы акцентуаций «чистых» типов значительно чаще встречаются характера - промежуточные (результат одновременного развития нескольких типических черт) и амальгамные (напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру) типы.
Учет акцентуаций характера необходим для индивидуального подхода к воспитанию детей и подростков, осуществления профориентации, выбора подходящих форм индивидуальной и семейной психотерапии.
Методы работы с неблагополучными семьями:
Недостаточная информированность родителей о методах воспитании
Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.
Жестокое обращение с ребёнком
Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Привлечение к занятиям в детско-родительской группе. Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости) Семья алкоголиков(оба родителя)
Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей-подростков).Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости)
Семья в состоянии развода или после развода
Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.- Консультативная помощь психолога и психотерапевта- Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка.- Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.- Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).
Неполная семья
Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей.-
Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка. -
Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. -
Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.-
Активная деятельность классного руководителя или учителя по
вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования.-
Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т. д.)-
Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при
отсутствии второго родителя.- Постановка на учет в учреждения и
органы социальной защиты.- Привлечение общественных организаций
к воспитанию.
Отчуждённость родителей из-за занятости
- Сопровождение ребёнка социальным педагогом.- Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.- Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др
Полная семья, один из родителей пьёт
- Наблюдения и консультация психолога.- Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.- Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования.- Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей.- Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы.- Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.- Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.- При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра.- При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.
Неполная семья, родитель алкоголик
Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. (одинокая мать-алкоголичка или отец)
- Наблюдения и консультации школьного психолога.- Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку.- Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя- алкоголика родительских прав.- Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.-
- Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы.- Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.- Индивидуальная работа психолога с ребенком.- Помощь учителей ребёнку в учебе.- Консультация психиатра.- Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.).- Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.- Консультация у невропатолога или психиатра.
Особое внимание обращается на деятельность психолога по данной проблеме.
В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам. Одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми,является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе — и есть терапия.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и
побуждает к речевому контакту.Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных психотехнических игр, упражнений, а также рисование во многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка.
Эффективность терапии искусством с «трудными» детьми объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально приемлемой форме.
Цели игровой терапии — помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию», стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя. Телесно-ориентированная терапия дает нашим детям информацию об окружающем через телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать у воспитанников потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}