Просмотр содержимого документа
«Основные подходы к проблеме социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества»
Основные подходы к проблеме социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества
Красноружская Татьяна Петровна,
преподаватель
Зюбан Марина Сергеевна,
преподаватель
ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»
г. Алексеевка, Белгородская область
Современный мир предъявляет жесткие требования ко всем сферам деятельности человека. Во внимание берется и образование, и культура, и спорт, и профессиональная деятельность, да и просто общение. По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня в мире живет около 1 миллиарда людей с инвалидностью. Как правило, люди приобретают ограниченные возможности в результате заболеваний, но не стоит забывать и про последствия травм, получаемых во время работы и военных действий.
В ряде передовых стран Запада сложился широкий социальный подход к инвалидам и людям с ОВЗ, предусматривающий восприятие инвалидов как равноправных членов общества, но имеющих особые нужды, которые общество должно удовлетворить. Тема выступления очень актуальна и важна. В современном обществе социализация обучающихся с ограниченными возможностями занимает особое место в образовательной системе. Существует несколько основных подходов к решению проблемы социализации обучающихся.
1. Инклюзивное образование: это равенство прав на получение качественного образования. Включая всех учащихся в общие образовательные процессы, создаются условия для их успешной социализации. Этот подход способствует формированию толерантности, уважения к иным и повышению уровня интеграции в общество.
2. Индивидуализация образования: Раскрытие с обучающимися с ОВЗ свои уникальных потребностей и способностей. Применение индивидуальных подходов к обучению и воспитанию позволяет эффективнее работать над социализацией каждого ребенка или подростка с особыми образовательными потребностями.
3. Сотрудничество всех участников образовательного процесса: для успешной социализации обучающихся с ОВЗ необходимо тесное взаимодействие учителей, родителей, специалистов. Эти подходы современного этапа развития образования помогают создать условия для успешной социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями и их интеграции в общество. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, создавать дружелюбную и поддерживающую обстановку для их развития и взаимодействие с окружающим миром. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это процесс формирования и развития социальных качеств каждого ребенка при необходимом включении в разнообразную деятельность. В результате погружения ребенка в совместную деятельность с другими людьми происходит присвоение им социального опыта. Этот опыт является результатом, как действий самого ребенка, так и его активного взаимодействия с окружающим миром. Это значит, что процесс социализации должен проходить, начиная с дошкольного образования и заканчивая получением профессионального образования. И образовательный процесс должен идти параллельно с процессом общественной социализации. Общество должно принять этих людей. Но не все так безоблачно. В процессе социализации существуют свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.
Плюсы социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья:
Минусы социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья:
- наличие педагогических кадров со специальным образованием,
владеющих инновационными методами и обеспечение информационно коммуникационными образовательными технологиями;
- наличие комплекса индивидуальных учебных программ, планов,
методических материалов, литературы;
- создание адекватных внешних условий (необходимый уровень)
- наличие специализированных средств передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения);
Инвалиды могут испытывать социальную изоляцию из-за своих физических или психических ограничений. Они могут чувствовать себя отвергнутыми или неудобными в обществе, что может привести к их отчуждению и изоляции.
- Недостаток поддержки. Инвалиды могут столкнуться с недостатком поддержки со стороны общества, включая семью, друзей, образовательные учреждения и рабочие места. Недостаток поддержки может затруднить их адаптацию и социализацию.
Таким образом, в процессе становления в России гражданского общества ведется поиск новых путей решения проблем инвалидности:
- изучается зарубежный опыт социальной политики и работы в данной сфере;
- адаптируются и применяются различные модели и технологии, используемые в других странах с целью интеграции людей с инвалидностью в общество;
- активизируется деятельность общественных организаций инвалидов; - налаживается межсекторное взаимодействие на региональном и федеральном уровнях.
Одним из ключевых моментов является также поддержка и партнерство с организациями гражданского общества, в трудоустройстве прохождении УП и ПП практик профессионалами в области специального образования. С их помощью можно расширить возможности социализации учащихся с ОВЗ через проведение интегрированных мероприятий, тренингов, семинаров и других форм совместной работы.
Кроме того, важно поддерживать осознанное отношение со стороны общества и педагогического сообщества к вопросам инклюзивного образования и социализации обучающихся с ОВЗ. Это позволит создать условия для понимания, терпимости, уважения и взаимопомощи между всеми участниками образовательного процесса.
Именно комбинация данных подходов – инклюзивное образование, индивидуализация обучения, использование технологий, сотрудничество с партнерами и понимание обществом важности социализации детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать проблемы социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями на современном этапе. Этот подход способствует полноценному развитию каждого учащегося и формированию гармоничного общества, где каждый человек имеет право на образование и социализацию.