kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация оценочной деятельности обучающихся в контексте ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание оценочной деятельности в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Организация оценочной деятельности обучающихся в контексте ФГОС НОО»

Организация оценочной деятельности обучающихся в контексте ФГОС НОО

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, инициативные и самостоятельные, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. В федеральном государственном стандарте система оценивания занимает особое место.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки обучающимися своих действий.

Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время, где совершенно четко видна необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика.

Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности уже с первого класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения. Учитель вместе с обучающимися выбирают те критерии, по которым они смогут оценить свою работу. На первом этапе достаточно 1-2 критерии. Например, на уроке письма это может быть аккуратность и правильность написания букв, а на уроке математике аккуратность и правильность написания цифр.

Выполнив задание, обучающийся оценивает свою работу по заранее определенному критерию (правильность и аккуратность). Если ученик правильно и аккуратно написал букву или цифру, он на шкале самоконтроля вверху ставит «крестик». Если один недочет- шаг ниже, если две ошибки еще ниже. Крестик на середине шкалы соответствует базовому уровню выполнения работы. Во время проверки я могу согласиться с самооценкой обучающегося и тогда обвожу крестик красным цветом, или, не согласиться и расположить свой красный крестик выше или ниже по оценочной шкале. Мой вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты работы, стараюсь отметить тех учеников, чья самооценка совпала с моей. Вот так это выглядит в тетради ученика

Прием позволяет:

1. Увидеть свои успехи

2. Соотносить свою оценку с оценкой учителя

3.Помогает избежать сравнения детей между собой

Следующий прием -«Лесенка» , где ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

Также на уроке допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», «Хорошо» и т.д.

Следующий прием: «Светофор» - это оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь,(не могу выполнить самостоятельно), жёлтый – я умею, но не уверен,(с некоторыми затруднениями), зелёный – я умею сам. Например, в тетрадях для проверочных работ «Что я знаю, что я умею?» ребенок после выполнения самостоятельной работы должен оценить свою работу, закрасив кружок в определенный цвет.

На уроках математики и русского языка учителя используют в качестве самооценки обучающихся листы самооценки, в которых на протяжении всего урока ребенок оценивает свою работу по каждому виду работ на уроке и в конце урока по результатам таблицы он сможет оценить свою работу на уроке в целом, дав при этом словесную характеристику своим результатам.:

+ -«Я все выполнил правильно и самостоятельно»;

- « Я выполнил правильно, но с помощью других»;

? «Я выполнил самостоятельно, но неправильно».



Виды работ

+

-

?

1

Работа с предложением.

++++=+



2

«Назови лишнее понятие»

g

-- -


3

Как изменяются им.существительные и им. прилагательные

++



4

Работа в паре

++



5

Найти глаголы в упр.239

++



6

Образовывать формы времени глаголов



??




Для формирования у обучающихся первоначального представления о критериях оценки устных ответов учитель дает развернутую содержательную оценку ответа ученика, из которой дети определяют требования к данному виду ответа. Эти ответы и есть критерии оценки устного ответа. Приведу пример: «Послушайте внимательно, как я буду оценивать ответ, и попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ Кати был правильным: она верно дала определение имени прилагательного. Но ответ был неполным: Катя не сказала о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Она не привела свои примеры.»

В процессе обсуждения на доске появляются критерии оценки:

1.Правильность ответа

2.Полнота ответа

3.Наличие примеров

Результаты самооценивания на устных предметах ученики фиксируют в листах самооценки, сравнивая проделанную работу с поставленными целями.

В формировании самооценки у обучающихся мне помогают рабочие тетради по литературному чтению. В них предлагается на каждую тему по 3 работы от простой до сложной. Ребенок просматривает работы и решает для себя, какую работу он будет выполнять. В конце работы он оценивает свое настроение и делает пометку на шкале трудности. А также оценивает аккуратность и самостоятельность выполнения работы.

Закончить свое выступление хочу словами Н. Островского :


Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский

Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация оценочной деятельности обучающихся в контексте ФГОС НОО

Автор: Севостьянова Наталья Владимировна

Дата: 31.08.2018

Номер свидетельства: 476798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Формирование компетенций учителей английского языка "
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie-kompietientsii-uchitieliei-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "123597"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414517048"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства