kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Об опыте решения проблем социальной адаптации обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье педагог делится своим опытом по решению проблемы с адаптацией обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Об опыте решения проблем социальной адаптации обучающихся»

Чередова Валентина Валентиновна

ГПОУ «Коми республиканский агропромышленный техникум»

Преподаватель истории.


Об опыте решения проблем социальной адаптации обучающихся.

Современное общество требует от человека не только знаний, высокого культурного уровня, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Создание условий для формирования социально активной личности всё чаще рассматривается как важнейшая задача системы образования не только школы, но и учреждений СПО.

У некоторых обучающихся СПО отделения Подготовки квалифицированных рабочих и служащих, после поступления возникает проблема социальной адаптации, т.к. встаёт задача приобретения своего статуса в группе. Усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий. Формируются новые элементы самосознания, иное качество приобретают типы отношений со сверстниками, подвергаются перемене моральные принципы. Все обучающиеся приходят с разным уровнем подготовки. Выигрывают сильные, самые подготовленные обучающиеся. Высокий процент поступивших имеет слабый уровень образования, невысокий уровень способностей и интеллекта, обладает медленной мыслительной деятельностью и заниженной самооценкой. Наблюдается слабость восприятия речи, бедность словарного запаса обучающихся, неразвитость способности распознавать логико-грамматические структуры. Такие обучающиеся испытывают трудности в конструктивном взаимодействии с другими людьми. Они более подвержены негативному влиянию, которому не всегда способны противостоять. Находясь среди более успешных сверстников, у таких ребят наблюдается снижение самооценки.

Для лиц с заниженной самооценкой необходимо создать благоприятный микроклимат, атмосферу взаимопонимания, взаимодоверия и педагогического сотрудничества. Чтобы помочь обучающимся в становлении личности, способной к социальной активности, успешной адаптации в обществе, преподаватель должен научиться видеть в каждом обучающемся уникальную личность. Он находится в постоянном поиске индивидуальных подходов к обучению и воспитанию, опираясь на специфику образовательного учреждения, особенности контингента. Преподаватель в своей работе организует сотрудничество в атмосфере доверия, в которой обучающиеся чувствуют себя достаточно безопасно. Он признаёт уникальность каждого обучающегося и его индивидуальную учебную деятельность. Здесь роль педагога состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой среды, которая позволит обучающемуся опереться на свой потенциал, индивидуально самореализоваться. Находясь в состоянии сотрудничества и сотворчества преподаватель и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки. Предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Преподаватель организует свою урочную и внеурочную деятельность с учётом личностных особенностей, интересов и потребностей обучающихся. Индивидуально-личностное обучение предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность обучающегося, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности.

Обучающихся, испытывающих трудности в обучении и общении, необходимо вовлечь в разные виды урочной и внеурочной деятельности. Особенно результативными являются такие формы внеурочной работы как создание презентаций, подготовка сообщений, оформление стендовых докладов, выполнение творческих заданий, написание рефератов, с применением информционно-компьютерных технологий, участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей, чтобы обучающийся не испытывал чувство страха, чувствовал свою значимость и роль в общем деле. Преподаватель должен раскрыть духовный потенциал обучающегося, помочь оценить его возможности. Работа преподавателя направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Значительную часть внеурочной деятельности занимает учебно-исследовательская работа. В процессе включения ребят в исследовательскую деятельность, большая нагрузка возлагается на преподавателя, который должен помочь в выборе темы, в определении цели, далее сбор, изучение и обработка информации по теме исследования. Обучающийся выступает как активный участник процесса, а преподаватель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта обучающегося. Исследовательская работа позволяет обучающимся проявить себя, продемонстрировать достигнутый результат. Не все обучающиеся в силу своих индивидуальных особенностей могут самостоятельно выполнить работу, поэтому необходимо формировать группы так чтобы были задействованы обучающиеся с разным уровнем развития и способностей.

Исследовательская деятельность способствует развитию творческой гармоничной личности обучающегося. Лучшие работы представляются на региональных научно-практических конференциях, ежегодно занимая призовые места.

Среди исследовательских работ наиболее значимыми были рефераты «Правила промысловой морали коми охотников и сохранение их основ в современных условиях», «Становление санитарно-эпидемиологической службы в Коми республике», «Хозяйственная жизнь и быт коми крестьян в конце XIX в начале ХХ века», «Похождения российского потребителя».

Реферат про коми охотников тесно связан с жизнью, тем самым стимулирует обучающихся самостоятельно познавать нормы морали охотников, самоутверждаться и самореализовываться в своей учебной и практической деятельности. Ребята оценивают поступки, жизненные ситуации с точки зрения норм морали, усваивают традиционные ценности коми народа, осознают связь с земляками. Это даёт возможность ориентироваться в жизненных ценностях и соответствовать нормам, выработанным поколениями предков.

Проблема здорового образа жизни актуальна и сегодня, поэтому борьба земских врачей с инфекционными заболеваниями на территории Коми края в XIX веке вызвала интерес обучающихся. Далее изучили становление медицины профилактической и санитарно-просветительскую работу среди населения, которая способствовала снижению инфекционных заболеваний и смертности среди детей.

Значимость работы про хозяйственную деятельность и быт крестьян нашего района в том, что написана по воспоминаниям старшего поколения.

На основе анализа Закона РФ «О защите прав потребителей», ребята вывели алгоритм действий граждан по защите прав потребителя. Интерес к данному проекту возник из-за конкретного случая – покупки и употребления недоброкачественных пищевых продуктов, которая и стала проблемой.

В рамках профориентационной работы обучающимися отделения подготовки квалификационных рабочих и служащих по профессии «Повар, кондитер» создана презентация о техникуме, разработан сценарий экскурсии «Круглый пирог» проведением мастер-класса приготовления коми шаньги.

В целях патриотического воспитания обучающиеся принимают активное участие в акциях по возложению цветов к памятникам в годовщину Победы в Великой Отечественной войне и локальных войн.

Обучающиеся отделения ПКРС участвуют в молодёжных акциях района на социальные темы и также занимают призовые места.

Конечно, один преподаватель не может оградить учащихся от негативного влияния социальной среды, но может организовать деятельность обучающегося с целью развития его личностных качеств. Таким образом, внеурочные занятия в единстве с учебными, позволяют оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения, как средство развития личности учащихся. Внеурочная работа стимулирует обучающихся в поиске средств и способов решения проблем. Организация данной деятельности развивает у них интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Обучающиеся, включённые продуктивную социально и личностно-значимую деятельность, совершенствуют себя как личность. Если у него всё складывается успешно, он получает определённую уверенность в своих силах.

www uchportal.ru Учительский портал

E-mail [email protected]


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Об опыте решения проблем социальной адаптации обучающихся

Автор: Чередова Валентина Валентиновна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 378100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Представила свой профессиональный опыт работы по профилактике правонарушений и безнадзорности с обучающимися начальной школы "
    ["seo_title"] => string(138) "priedstavila-svoi-profiessional-nyi-opyt-raboty-po-profilaktikie-pravonarushienii-i-bieznadzornosti-s-obuchaiushchimisia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "214561"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432356624"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_osobiennosti_orghanizatsii_vzaimodieistviia_piedaghoghichieskogho_kollie"
    ["file_id"] => string(6) "364170"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480490747"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Социальный проект "месячник пожилому человеку""
    ["seo_title"] => string(48) "sotsialnyiproiektmiesiachnikpozhilomuchielovieku"
    ["file_id"] => string(6) "302289"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457110491"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(129) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "272507"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451997771"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства