Об опыте решения проблем социальной адаптации обучающихся.
Современное общество требует от человека не только знаний, высокого культурного уровня, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Создание условий для формирования социально активной личности всё чаще рассматривается как важнейшая задача системы образования не только школы, но и учреждений СПО.
У некоторых обучающихся СПО отделения Подготовки квалифицированных рабочих и служащих, после поступления возникает проблема социальной адаптации, т.к. встаёт задача приобретения своего статуса в группе. Усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий. Формируются новые элементы самосознания, иное качество приобретают типы отношений со сверстниками, подвергаются перемене моральные принципы. Все обучающиеся приходят с разным уровнем подготовки. Выигрывают сильные, самые подготовленные обучающиеся. Высокий процент поступивших имеет слабый уровень образования, невысокий уровень способностей и интеллекта, обладает медленной мыслительной деятельностью и заниженной самооценкой. Наблюдается слабость восприятия речи, бедность словарного запаса обучающихся, неразвитость способности распознавать логико-грамматические структуры. Такие обучающиеся испытывают трудности в конструктивном взаимодействии с другими людьми. Они более подвержены негативному влиянию, которому не всегда способны противостоять. Находясь среди более успешных сверстников, у таких ребят наблюдается снижение самооценки.
Для лиц с заниженной самооценкой необходимо создать благоприятный микроклимат, атмосферу взаимопонимания, взаимодоверия и педагогического сотрудничества. Чтобы помочь обучающимся в становлении личности, способной к социальной активности, успешной адаптации в обществе, преподаватель должен научиться видеть в каждом обучающемся уникальную личность. Он находится в постоянном поиске индивидуальных подходов к обучению и воспитанию, опираясь на специфику образовательного учреждения, особенности контингента. Преподаватель в своей работе организует сотрудничество в атмосфере доверия, в которой обучающиеся чувствуют себя достаточно безопасно. Он признаёт уникальность каждого обучающегося и его индивидуальную учебную деятельность. Здесь роль педагога состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой среды, которая позволит обучающемуся опереться на свой потенциал, индивидуально самореализоваться. Находясь в состоянии сотрудничества и сотворчества преподаватель и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки. Предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Преподаватель организует свою урочную и внеурочную деятельность с учётом личностных особенностей, интересов и потребностей обучающихся. Индивидуально-личностное обучение предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность обучающегося, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности.
Обучающихся, испытывающих трудности в обучении и общении, необходимо вовлечь в разные виды урочной и внеурочной деятельности. Особенно результативными являются такие формы внеурочной работы как создание презентаций, подготовка сообщений, оформление стендовых докладов, выполнение творческих заданий, написание рефератов, с применением информционно-компьютерных технологий, участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей, чтобы обучающийся не испытывал чувство страха, чувствовал свою значимость и роль в общем деле. Преподаватель должен раскрыть духовный потенциал обучающегося, помочь оценить его возможности. Работа преподавателя направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Значительную часть внеурочной деятельности занимает учебно-исследовательская работа. В процессе включения ребят в исследовательскую деятельность, большая нагрузка возлагается на преподавателя, который должен помочь в выборе темы, в определении цели, далее сбор, изучение и обработка информации по теме исследования. Обучающийся выступает как активный участник процесса, а преподаватель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта обучающегося. Исследовательская работа позволяет обучающимся проявить себя, продемонстрировать достигнутый результат. Не все обучающиеся в силу своих индивидуальных особенностей могут самостоятельно выполнить работу, поэтому необходимо формировать группы так чтобы были задействованы обучающиеся с разным уровнем развития и способностей.
Исследовательская деятельность способствует развитию творческой гармоничной личности обучающегося. Лучшие работы представляются на региональных научно-практических конференциях, ежегодно занимая призовые места.
Среди исследовательских работ наиболее значимыми были рефераты «Правила промысловой морали коми охотников и сохранение их основ в современных условиях», «Становление санитарно-эпидемиологической службы в Коми республике», «Хозяйственная жизнь и быт коми крестьян в конце XIX в начале ХХ века», «Похождения российского потребителя».
Реферат про коми охотников тесно связан с жизнью, тем самым стимулирует обучающихся самостоятельно познавать нормы морали охотников, самоутверждаться и самореализовываться в своей учебной и практической деятельности. Ребята оценивают поступки, жизненные ситуации с точки зрения норм морали, усваивают традиционные ценности коми народа, осознают связь с земляками. Это даёт возможность ориентироваться в жизненных ценностях и соответствовать нормам, выработанным поколениями предков.
Проблема здорового образа жизни актуальна и сегодня, поэтому борьба земских врачей с инфекционными заболеваниями на территории Коми края в XIX веке вызвала интерес обучающихся. Далее изучили становление медицины профилактической и санитарно-просветительскую работу среди населения, которая способствовала снижению инфекционных заболеваний и смертности среди детей.
Значимость работы про хозяйственную деятельность и быт крестьян нашего района в том, что написана по воспоминаниям старшего поколения.
На основе анализа Закона РФ «О защите прав потребителей», ребята вывели алгоритм действий граждан по защите прав потребителя. Интерес к данному проекту возник из-за конкретного случая – покупки и употребления недоброкачественных пищевых продуктов, которая и стала проблемой.
В рамках профориентационной работы обучающимися отделения подготовки квалификационных рабочих и служащих по профессии «Повар, кондитер» создана презентация о техникуме, разработан сценарий экскурсии «Круглый пирог» проведением мастер-класса приготовления коми шаньги.
В целях патриотического воспитания обучающиеся принимают активное участие в акциях по возложению цветов к памятникам в годовщину Победы в Великой Отечественной войне и локальных войн.
Обучающиеся отделения ПКРС участвуют в молодёжных акциях района на социальные темы и также занимают призовые места.
Конечно, один преподаватель не может оградить учащихся от негативного влияния социальной среды, но может организовать деятельность обучающегося с целью развития его личностных качеств. Таким образом, внеурочные занятия в единстве с учебными, позволяют оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения, как средство развития личности учащихся. Внеурочная работа стимулирует обучающихся в поиске средств и способов решения проблем. Организация данной деятельности развивает у них интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Обучающиеся, включённые продуктивную социально и личностно-значимую деятельность, совершенствуют себя как личность. Если у него всё складывается успешно, он получает определённую уверенность в своих силах.