Классный час «Урок мужества!»
Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи:
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
Этап подготовки:
1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Афганская война», «Война в Чечне».
2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»
3) составление презентации
4) личная подготовка учащихся по теме классного часа, сообщения, рассказы, фотографии, презентация о женщинах на войне, листы формата А 4, маркеры.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, сообщения, презентация, высказывания великих людей о героизме, благородстве: «О, чувство благородное, чувство освященное!
Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка)
«Благородный человек знает только долг, низкий
человек знает только выгоду» (Конфуций)
Ход урока
I. Организационный момент
Определение темы урока
(презентация)
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
Учитель:
- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?
(ответ учащихся)
Учитель:
- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?
(ответ учащихся)
III .
Учитель:
- Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.
Учащиеся:
- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.
Учитель:
- давайте вспомним об этих войнах.
Видео (сообщение о начале ВОВ)
Ученик 1.:
- Великая Отечественная война началась в 22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. Принято считать, что на фронте мужественно воевали только мужчины. Это далеко не так! В годы ВОВ на фронте мужественно сражались множество русских девушек и женщин.
В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. ( сообщение учащихся)
Ребята, как называется улица, по которой расположена наша школа?
Ответы детей
Почему она так называется? В честь кого?
Ответы детей
В нашем посёлке находится могила, где похоронен Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леселидзе. 28 июня 1944 г. во время боя за пос. Видлица на наблюдательный пункт 619-го артиллерийско-миномётного полка прорвалась рота финских автоматчиков. Подполковник Леселидзе поднял своих бойцов в контратаку. После рукопашной схватки враг был отброшен. Во время этого боя вражеская пуля оборвала жизнь В.Н.Леселидзе. За храбрость и мужество, проявленные при форсировании р. Свири и в последующих боях в Приладожье, В.Н.Леселидзе в1944 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
видео (советский народ празднует победу)
Ученик 2.:
- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.
видео («Черный тюльпан» Розенбаум)
Ученик 3.:
- Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»
видео «Война в Чечне»
Учитель:
- Конечно, обо всех мужественных и героических поступках невозможно сразу рассказать, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой.
IV. Учитель:
ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?
(ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях)
(просмотр слайдов из презентации, обсуждение)
- сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и выполнить два задания:
1. «Собери пословицу». Перед вами фрагменты пословиц, за 2 минуты вам нужно собрать как можно больше пословиц.
Проверка (пословицы на слайде)
2. Перед вами лежит чистый лист и маркер, за 3 минуты вам нужно разработать план, который позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Тем самым мы сможем стать ближе к этим людям и быть полезными:
Примеры ответов учащихся:
1. Подготовка подарков.
2. Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке).
3. Акция «Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление).
4. Организация встреч ветеранов.
5. Создание школьного интернет-музея «Никто не забыт, ничто не забыто!». (включая информацию и фото о ветеранах всех войн, рисунки и сочинения учащихся по патриотическому воспитанию и о героях, фото и репортажи мероприятий, проводимых в рамках акции).
Обсуждение
V. Подведение итогов.
Учитель:
- ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали выводы? Что понравилось? Что осталось не понятным? Какой материал вы бы хотели изучить дополнительно?
(ответ учащихся)
Приложение 1.
Храбрость- это когда на страх уже не хватает времени.
О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство- прохвосты.
Более храбрости требуется для жизни, нежели для смерти.
В жизни всегда есть место подвигам.
В мужестве два главных проявления: презрение к смерти и презрение к боли.
Добро потеряешь- не много потеряешь, честь потеряешь- много потеряешь, мужество потеряешь- все потеряешь.
Завтракайте плотнее, спартанцы,- ужинать нам сегодня придется на том свете.
Истинное мужество- осторожность.