kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нас ждут экзамены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность психологической подготовки к экзаменам трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно. Разработанная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, экзаменами, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с тек
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нас ждут экзамены»









Анкетные данные автора:

ФИО- Малахова Ольга Анатольевна

Место работы –Государственное учреждение «Луганская школа І-ІІІ ст.. №2»

Опыт работы-16 лет

Телефон 0501663018

Email- [email protected]























Занятие с элементами тренинга в 11 классе на тему «Нас ждут экзамены»

Актуальность психологической подготовки к экзаменам трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно.

Разработанная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, экзаменами, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. К экзамену учащиеся запоминают много текстового материала, формул, графиков, правил. Очень важно понять, какой способ запоминания подходит каждому , как можно помочь запомнить то, что обычно запоминается с трудом.
Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения.

Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. Учащиеся должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
Вашему вниманию представлено одно занятие программы, целью которого является знакомство с эффективными способами подготовки учащихся кэкзаменам.

Задачи:

1. Помощь учащимся определить свой личностный потенциал, который может помочь при сдаче экзаменов.

2. Обратить внимание учащихся на необходимость заботы о своем здоровье в период экзаменов.

3. Научить приемам АТ, позволяющим снять психоэмоциональное напряжение.

Ожидаемые результаты:

  • повысится сопротивляемость к стрессу;

  • сформируется психологическая защищенность;

  • сформируется уверенность в своих силах;

  • формирование навыков поведения на экзамене;

  • осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок

  • развитие коммуникативных умений и навыков;

Оценка результатов:

Оценка результатов осуществляется через мониторинг, на основе анализа документов, проведения психологического диагностирования.























Занятие в 11 классе на тему «Нас ждут экзамены»

Оформление.

На доске высказывания:

"Хорошая подготовка – это половина победы”.
                                                            Сервантес

“Лучший способ развить в себе любое качество – предположить,
Что вы им уже обладаете и действовать соответственно”.
                                                                            Черчилль

“Если бы мы сделали всё, на что способны, мы бы сами себе  поразились”.
                                                                                                    Томас Эдисон

Необходимые материалы: ватман, маркеры, бланки с контурным изображением человека, плакат с контурным изображением человека, магнитофон, кассета с записью “ космической” музыки, цветные карандаши, ножницы, клей.

Ход занятия:

1.Вступительное слово психолога «Что такое экзамен?»

Жизнь – это вечный экзамен,

Да жаль, расписания нет.

И в жизни мы часто тянем

Невыученный билет.

И вспоминаем старательно,

Задумчиво в пол глядим,

Но некому подсказать нам:

Мы с жизнью один на один.

Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» – тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную состоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта.

В принципе, симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю и т.д

Скоро вас ждут выпускные экзамены. Большинство детей с ужасом думают о предстоящих страданиях. Но, оказывается, всё не так страшно. В переводе с латыни слово «экзамен» означает «испытание». Получается, что во время экзаменов людей испытывают, как космонавтов перед полётом. Причём испытывают не только знания, но и психическую устойчивость человека. А психическая устойчивость возникает, когда есть положительный настрой и уверенность в себе. Специалисты утверждают, что от этого зависит 50% успеха на экзамене. А положительный настрой и уверенность в себе появляются, когда человек правильно готовится к экзаменам, следует некоторым правилам. Сегодня мы и будем говорить об этих правилах.

2. Упражнение «Что такое экзамен?» Ребята, сейчас вы уже сидите по группам. Всего в классе 4 группы. Ребята получают по 2 задания на группу.

Поиграем. Вам надо выбрать соответствие и описать ситуацию. Экзамен – это

1. – Праздник

2.- Смелый поступок

3.-Тяжелая работа

4.- Борьба

5. -Экстремальная ситуация

6. -Ничего особенного

7.- Будущая независимость

8.- Предстоящая свобода

3. Беседа:

Какое соответствие, на ваш взгляд, является главным?

Хорошая подготовка к экзаменам – что это значит для вас?

Примерные ответы:

-Все вызубрить.

-Психологически настроиться.

-Все прочитать, иметь представление о предмете, понимать все темы.

-Отдохнуть как следует, расслабиться, выспаться.

-Написать хорошие шпаргалки и надежно их спрятать.

Психолог . Как видим, у каждого свое представление о подготовке к экзаменам. А задача сегодняшнего классного часа – выработать универсальные рекомендации, дать советы, которые пригодились бы каждому.

4 Задание .Проблемная ситуация «Чужие ошибки».

Классный руководитель. Послушайте рассказ о том, как готовился к экзамену ваш сверстник, и попробуйте найти у него ошибки.

… Прозвенел последний звонок, и девятиклассник Иван Петров начал готовиться к выпускным экзаменам. Для начала он составил план, в котором был один-единственный пункт : «Каждый день учить билеты». На следующий день с самого утра он засел за подготовку. Решил готовиться к биологии. Целый час он искал билеты, потом ещё час учебник. При этом он обнаружил массу интересных вещей, которые считал потерянными. Наконец билеты были найдены и учебник тоже, но оказалось, что тетрадь с практическими куда-то запропастилась. Пришлось звонить Серёге Пёрышкину, но у него была та же самая проблема. Вдвоём решили идти к Наташке Сидоровой, у которой всегда всё есть. Наташка тетрадь дала только на полчаса, чтобы сделать ксерокопию. Пока нашли ксерокс и копировали Наташкины каракули. Усталые и голодные они вернулись домой, с осознанием выполненного долга. Правда, тетрадь эту несчастную Ивану так и не пришлось открыть. Пришёл Сашка Петров, попросил билеты, потом Димка Жуков забежал за учебником. Иван решил, что билеты могут потерпеть и до завтра. А завтра с самого утра он как засядет, и никто уже ему не сможет помешать!

Как вы думаете, что будет завтра? Удалось Ивану подготовиться к экзамену? Какие ошибки он сделал во время подготовки? (Высказывания детей).

5. Слово психолога

Успешная сдача экзамена зависит от следующих факторов:

1) Уровня знаний

2) Эмоциональная способность ( Спокойствие, уверенность)

3) Умение преодолевать трудности. (Не пасовать перед трудными заданиями , выполнить все что знаешь , а потом в оставшееся время вернуться к заданиям, которые вызвали у вас трудности)

Конечно. Владение эмоциями это одна из составляющих основ вашего успеха.

Учись на экзамене владеть своими эмоциями.

«Эмоции- это ветер, который надувает паруса. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его» Вольтер

Как вы думаете почему этот ветер может привести в движение , а может и потопить корабль?

Психолог. Экзамен – это всегда стресс. Медики утверждают, что во время экзаменов 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, у них повышается кровяное давление, может появиться го­ловная боль, тошнота, многих охватывает растерянность, паника, страх. Страх блокирует интеллект, парализует волю. Отсюда провалы в памяти, а иногда и обмороки. Некоторые становятся чрезмерно самокритичными, неуверенными в себе. У молодых и совершенно здоровых людей ухудшается память, сон и аппетит, снижается спо­собность к концентрации внимания, появляется рассеянность. . По мнению специалистов, причиной стресса являет­ся интенсивная умственная деятельность, нарушение режима сна и отдыха, но главный фактор, провоцирующий развитие стресса – это отрицательные переживания.

Проведено анкетирование среди учащихся 11-х классов.которое показало, что уч-ся испытывают такие ощущения в связи с предстоящими экзаменами

  • Волнение

  • Риск-

  • Растерянность

  • Страх

  • Тревога

  • Неопределённость

  • Уверенность

  • Адреналин

  • Стресс

  • головная боль

  • Спокойствие

В книге/ Д. Вольф, Р. Меркле «Как преодолеть страх перед экзаменами: Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов» говорится, « ваши страхи перед экзаменами и сопровождающие их явления тем больше, чем лучше вы можете себе представить ситуацию провала на экзамене визуально, в картинах и образах. Ваш мозг не может отличить то событие, которое вы себе «воображаете», от того, которое на самом деле имеет место. Он перерабатывает то, что вы действительно воспринимаете или только представляете себе в уме. Ваши мысли, фантазии, представления, позитивные или негативные, оказывают влияние на ваш организм — на обмен веществ, мышечное напряжение, пульс, давление, дыхание, чувства. Вы можете на себе проверить силу своей фантазии, проделав следующий маленький эксперимент.

Представьте, что перед вами лежит прекрасный желтый сочный лимон. Затем вы берете его в руку, вдыхаете запах и даже через кожицу чувствуете его кислый вкус. Теперь разрезаете — все еще мысленно — лимон на две половинки. Лимон брызгает соком. Вы берете одну половинку в руку и опять вдыхаете. Теперь вы еще более ощутимо почувствовали его кислый вкус. Теперь представьте, что вы очень сочно вгрызаетесь в этот лимон. Лимонный сок течет по вашему подбородку.

Если вы это действительно представили, то должны зафиксировать

две вещи:

1. Во рту накопилось очень много слюны.

2. Вы скривили лицо.

Этот маленький опыт показывает вам следующее:

1. Ваши мысли и фантазии являются не безобидными партнерами, а силами, заставляющими реагировать ваш организм так, словно все происходит в действительности.

2. Ваш мозг не может отличить действительность от фантазии. Какое значение имеют два этих вывода относительно ваших страхов перед экзаменами? Когда в вашей голове разыгрываются катастрофы, одна за одной, когда вы довольно живо представляете себе, как на экзамене или во время собеседования в фирме не можете сказать ни Слова, у вас блокада мысли, поэтому очень важно пресечь на корню свои негативные фантазии и направить их в правильное (позитивное) русло. Тогда ваша живая фантазия может сослужить вам хорошую службу.

Вызывающие страх мысли «Я должен был значительно раньше начать готовиться, теперь мне просто не хватит времени для основательной подготовки».

Рациональные спасительные мысли «Я должен сейчас решить, хочу ли я начать подготовку. Мне не помогут упреки за ошибки в прошлом. За каждый день моей учебы я приобретаю все больше знаний. Справлюсь

ли я? Если я не смогу восстановить пропущенное, то я либо перенесу экзамен, либо пойду на него с некоторыми пробелами в знаниях. Есть люди, которые, несмотря на пробелы

в знаниях, выдерживают экзамен. Я сейчас же сажусь и учу, и тогда мне станет видно, насколько я продвигаюсь, и тогда смогу принять решение».

Вызывающая страх мысль «Я слишком глуп, чтобы понять этот материал».

Рациональные спасительные мысли «Я все же на данный момент что-то знаю. Если этот материал мне и трудно дается, то это не значит, что я глуп. Просто мне надо немного побольше времени, чтобы хорошо это понять. Если я буду внушать себе, что я глупый, то это мне прибавит еще больше трудностей. Я немедленно сяду и буду прорабатывать необходимый материал страницу за страницей».

Вызывающая страх мысль «В мою голову ничего больше не может войти».

Рациональные спасительные мысли «Моя голова как сосуд и когда она становится полной, то ничего уже не может принять. Мой мозг может освоить информации больше, чем любой компьютер в мире. Если я в данный момент ничего больше не могу освоить, это значит, что моя голова должна отдохнуть. А вообще она вмещает информации больше, чем любой компьютер. Поэтому я сделаю теперь перерыв и отдохну или займусь чем-нибудь другим. А затем начну по-новому. Если я себе внушаю, что ничего больше не могу освоить, этим я затрудняю процесс усвоения».

Вызывающие страх мысли «Я не могу больше видеть никаких книг.

Но я должен все же учить, иначе не выдержу экзамен».

Рациональные спасительные мысли «Если быть честным, то у меня нет никакого желания учить. Это совершенно нормально и нет в этом ничего трагического. У каждого бывает такая ситуация. Я позволю себе передышку на некоторое время и подпитаю себя энергией. После этого все пойдет лучше. И я так поделил материал, что мне достаточно времени, чтобы его освоить. Я могу с чистой совестью позволить себе сделать перерыв».

Вызывающая страх мысль «Я должен был больше учить».

Рациональные спасительные мысли «Не существует абсолютной мерки, до какого именно момента во время подготовки к экзаменам следует учить. Кроме того, у каждого, кто идет на экзамен, есть пробелы в знаниях, никто не овладевает материалом на 100 %. Даже если в сравнении с другими я знаю намного меньше, это не значит, что я должен сходить с ума. Вместо этого я строю определенный план, какой материал мне следует внимательно изучить» (гл. И).

6. Работа в группах по заданиям.

Группа № 1 Как поддержать работоспособность при подготовке к экзаменам.

Группа №2 Приемы запоминания

Группа № 3 Питание . Как правильно питаться во время подготовки к экзаменам.

Группа №4 Режим дня при подготовке к экзаменам

7.Выступление групп.

8. Слово психолога «Советы профессионалов врачей и психологов.

Как поддержать работоспособность»

  1. Чередовать умственный и физический труд.

  2. Научиться быстро переключаться с одного вида умственной работы на другой.

  3. Минимум телевизионных передач.

  4. Минимум работы на компьютере.

  5. Беречь от переутомления глаза давать им отдохнуть. Что делать, если устали глаза? В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Чтобы глаза отдохнули, нужно выполнить два любых упражнения:
    – посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (15 секунд);
    – напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
    – попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), затем на листе бумаги перед собой (20 секунд);
    – нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

  6. Знать свои слабые стороны и пытаться их исправить.(например лень)

  7. Знать свои сильные стороны и уметь их использовать на благо себе.

(выносливость , навыки составления плана, зрительная память, слуховая)

  1. После каждого часа делать зарядку.

  2. Организовывать свое рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало во время работы.

При хорошей памяти

  1. Подчеркивать опорные (ключевые места).

  2. Фиксировать их на маленьких карточках.

  3. Составлять план.

  4. Составить опорную схему или таблицу.

  5. Закрывать глаза и мысленно воспроизводить то, что запомнилось.

  6. На карточках крупно, разными цветами выписать основные понятия или формулы, развесить их по стенкам, чтобы они всегда были перед глазами.

  7. Очень хороший способ – это рассказывать выученный материал вслух, например, собаке или кошке. Ещё один способ запоминания – картинки, схемы, планы, шпаргалки – всё, что активизирует зрительно-образную память. Если нужно запомнить какие-либо данные в определённом порядке, используйте приёмы мнемотехники. Придумайте с первыми буквами, слогами или словами связанные предложения. Как, например, в детской считалочке про цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

  8. Если нужно запомнить большее количество иностранных слов или непонятных терминов, поможет метод ассоциаций. Ассоциации – это связи. Нужно найти связь этого термина с любым словом или понятием. И чем смешнее или глупее будет эта связь, тем лучше это запоминается. Например, итальянское слово galera переводится как «тюрьма». Для запоминания можно найти такую связь: на галерах было страшно, как в тюрьме. Английское слово – «умный», созвучно русскому слову «клевер». Тут может быть такая связь: «все работают, а умный завалился в клевер и отдыхает». Приёмы мнемотехники описаны в книгах о том, как улучшить свою память. С помощью подобных приёмов некоторым людям удаётся достичь феноменальных результатов.

  9. Читайте вслух.

  10. Начитайте трудный материал на аудиокассету и периодически прослушивайте.

  11. При чтении и прослушивании четко проговаривать слова с небольшими паузами.

  12. Приучить себя пересказывать вслух, но не заучивать наизусть.

  13. Можно попытаться зарифмовать трудное в небольшие стихотворения или присказки.

Питание

  1. Четырехразовое , богатое витаминами.

  2. Предпочтения молочным продуктам, овощам, фруктам.

  3. Включить в питание белок(мясо , рыбу).

  4. Не питаться в сухомятку на скорую руку.

  5. Улучшает память морковь с растительным маслом.

  6. Каждый день половинку репчатого лука (улучшает снабжение мозга кислородом.)

  7. Пить травяные чаи.

  8. Лимон освежает мысли за счет витамина С.

  9. Капуста снимает нервозность.

  10. Банан поддержит хорошее настроение.

Ко всем этим правилам необходимо подключить и следующие советы:

- Начать следует с органи­зации благоприятных условий и здорового ритма жизни. Известно, что люди делятся на «жаворонков» и «сов» и их умственная продук­тивность различна в разное время суток. Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. А «совам» лучше посидеть за учебником попозже вечерком.

-Хорошо поместить на рабочем столе что-нибудь жел­тое и фиолетовое - эти цвета стимулируют умственную работу.

-Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна.

Как подготовиться психологически?

  1. Не терять головы и не ставить перед собой сверх задач.

  2. Начинать готовиться к экзаменам заранее.

  3. Сначала повторить то , что дается легко, затем перейти к более сложному.

  4. Настроить себя на то, что экзамен- необходимость и сдавать его все равно придется

  5. Перед экзаменом следует хорошо выспаться, собраться с мыслями.

  6. Будьте одеты и причесаны соответственно случаю.

  7. Входите в аудиторию спокойно. Не паникуйте, будьте уверены, что у вас все получится.

  8. Просмотрите вопросы и начните с тех, в ответах на которые вы не сомневаетесь.

  9. Когда приступаете к новому заданию, сосредоточьтесь на нем и временно забудете о предыдущем.

  10. Обязательно оставьте время для проверки своей работы.

  11. Ребята , какие же советы психолога вы запомнили?

  12. Если экзамен сдан успешно , похвалите себя за положительные действия и качества.

Если же вы «завалили» экзамен:

-Задумайтесь, почему это произошло.

-Скажите себе : «Отрицательный результат – это тоже определенный опыт, из которого надо извлечь урок».

-Хорошенько разозлитесь на себя и с удвоенной силой беритесь за изучения материала. А , чтобы этого не произошло, то вспомните фактор влияющие на успех сдачи экзамена?(уровень знаний, эмоциональное состояние, умение преодолевать трудности)

Раздаются памятки каждому ученику.

ІV Разминка «Пустой стул» (10 мин.)

Цель: снятие усталости у учащихся, поддержание рабочего состояния участников.
Перед началом упражнения организовать расстановку стульев по форме круга, чтобы стульев было на один больше, чем половина учащихся под номером «один». Если учащихся четное количество, то ведущий тоже принимает участие в игре и начинает игру. Если учащихся нечетное количество, то играть могут одни ребята.
Инструкция учащимся: Рассчитайтесь на «первый - второй». Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» — встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за свободным стулом, — взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним — задержать его.

V Игра «Суперученик”.
Каждая группа получает задание составить портрет “ суперученика ”, который сдаст любой экзамен. Сделать это надо с соблюдением двух условий: 1) каждое качество должно принадлежать кому-нибудь из членов группы. 2) у каждого участника нужно заимствовать хотя бы одно качество. Портреты “суперученика” обсуждаются. Обобщение: экзаменационные черточки класса вывешиваются на доску.

VІ. Заключительная беседа

Как можно преодолеть страх перед экзаменом?

Каковы причины экзаменационного стресса? (Интенсивная умственная деятельность, нарушение режима сна и отдыха, отрицательные переживания.)

Как избавиться от экзаменационного стресса? (Режим дня, правильное питание, физические нагрузки.)

Чем отличаются «жаворонки» от «сов»? (Временем умственной продуктивности.)

Какие цвета стимулируют умственную работу? (Желтый, фио­летовый.)

Какие продукты должны преобладать в меню во время подго­товки к экзаменам? (Овощи, фрукты, мед, орехи, раститель­ное масло.) А какие продукты лучше сократить? (Кофе, жиры, углеводы.)

. С какими чувствами нужно идти на экзамен? (Уверенность в себе, спокойствие.)

VІ І Упражнение на снятие напряжения

Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
– сядь удобно;
– глубокий вдох через нос (4–6 секунд);
– задержка дыхания (2–3 секунды).
“ Найди свою звезду”.

Цель: возможность расслабиться, набраться оптимизма и уверенности в себе.
Упражнение проводится под “космическую музыку”.
Психолог читает текст:

Сядьте свободно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
А теперь представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звёзд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах радости, счастья, удачи, вдохновения?
Ещё раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до неё дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.
А теперь проведите ладонями по коленям вниз к ступням ног и сладко потянитесь, откройте глаза, возьмите лист бумаги, карандаш и нарисуйте свою звезду. Вырежьте и прикрепите на наше звёздное небо. И теперь звезды будут светить вам каждый день, излучая добро, дружбу, поддержку и взаимопомощь. Они поведут вас дорогой знаний и будут сопровождать на всех экзаменах и дальше по жизни.

Литература, используемая при подготовке тренинга:

Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.

Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.

Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.

Как преодолеть страх перед экзаменами: Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов/ Д. Вольф, Р. Меркле; Пер. с нем. — Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 2000.

Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.

Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.

Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"

Чибисова М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с

учащимися, педагогами, родителями. – М. 2009

Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.1.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Нас ждут экзамены

Автор: Малахова Ольга Анатольевна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 259076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Классный час "Последний звонок""
    ["seo_title"] => string(30) "klassnyi_chas_poslednii_zvonok"
    ["file_id"] => string(6) "610084"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1655657707"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Разработка классного часа "Мы вместе-это здорово!""
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotkaklassnoghochasamyvmiestieetozdorovo"
    ["file_id"] => string(6) "285193"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454097337"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Праздник "Последний звонок""
    ["seo_title"] => string(25) "prazdnik_poslednii_zvonok"
    ["file_id"] => string(6) "540590"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1582247492"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Классный час "Последний классный час в 11 классе""
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyichasposliedniiklassnyichasv11klassie"
    ["file_id"] => string(6) "320378"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461070376"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Cценарий  Последнего звонка для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "ctsienarii-posliedniegho-zvonka-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "172694"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423846566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства