Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка программы курса внеурочной деятельности «Подарок вырастим сами»»
Актуальность данной программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Актуальность программы «Творческая мастерская» в том, что она дает возможность освоить технику работы с различными видами материала (бумагой, природным материалом, пластилином, соленым тестом, бросовым материалом). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности.
Цель: создание условий для проявления, раскрытия и развития творческих способностей в языке декоративно-прикладного искусства, бумажной техники, работе с природным материалом.
Задачи:
Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
Развивать воображение и фантазию, внимание, память, трудолюбие, интерес к истории родного края;
Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.
учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Учащийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные универсальные учебные действия
знать название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры;
расширят знания в области композиции, формообразования, цветовидения;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
экономно и рационально расходовать материал.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов внеурочной деятельности
1 класс (33 часа)
Название раздела
Количество
часов
Содержание
Основные виды внеурочной деятельности учащихся
Формы организации занятий
Работа с природным материалом
4
Вводное занятие. ТБ. Рассказ о флористике. Природе родного края. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила сушки листьев, цветов. Изготовление животных из листьев.
-Знакомство с правилами ТБ при работе с природным материалом;
-Сбор различных природных материалов;
-Изучение правил просушивания и хранение природных материалов;
-Самостоятельное выполнение разметки для отделки изделия.
Занятие-путешествие. Экскурсия в природу.
Творческая деятельность. Практическая работа.
Работа с бумагой и картоном
10
Виды бумаги и ее свойства, материалы и инструменты. Ребристые игрушки. Елочка. Колокольчик. Подсолнухи. Аппликация с бумажными петлями. «Ромашка». Жар – птица. Пластичная полоска «Мишка». Аппликации из бумажных комочков «Петушок».
- Создание эскиза аппликаций;
-Создание оригинальных аппликаций и игрушек из бумаги;
-Оформление изделия по собственному желанию.
Практическая работа.
Игра.
Творческая деятельность.
Работа с пластичными материалами
11
Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу). Знакомство с тесто пластикой. Правила техники безопасности. Осьминожка. (Лепка элементов изделия). Сушка и окрашивание теста. (Оформление изделия). Бусы. Солонка «Уточка». Брелок «Человечек».
-Изготовление декоративных игрушек по образцу;
-Знакомство с видами работы с пластилином и соленым тестом;
-Использование приемов работы с пластилином;
-Оценивание работы по заданным критериям.
Практическая работа с элементами творчества.
Работа с бросовым материалом
8
Игрушки из катушек. Тигренок из коробки. Панно «Апельсиновый букет». Крокодил и Тигренок из коробочек.
-Создание эскиза;
-Выбор материала для изготовления самому или с помощью руководителя;
-Использование элементов художественного творчества;
-оформление изделия при помощи красок.
Экскурсия в природу. Практическая работа с элементами творчества.
2 класс (34 часа)
Название раздела
Количество
часов
Содержание
Основные виды внеурочной деятельности учащихся
Формы организации учебных занятий
Работа с природным материалом
7
Вводное занятие. Правила ТБ. Цветы в вазе из арбузных и дынных семечек. Львенок из крылаток. Поздравительная открытка из семян. Лесная полянка.
-Повторение правил ТБ при работе с природным материалом;
-Сбор материала для поделок;
-Составление тематической композиции, эскиза;
-Выбор материала для изготовления, исходя из его назначения;
-Изготовление аппликаций из природного материала.
Игры с элементами творчества. Практическая работа. Экскурсия.
Работа с бумагой и картоном
9
Аппликация «Осень» (обрывание).
Технология выполнения поделок из конуса. «Буратино». Самоделки из бумаги и картона «Медвежонок». «Птица». Волшебный шар «Снеговик». Геометрическая мозайка «Петушок».
-Выполнение разметки деталей по шаблону;
-Контроль и корректировка своей работы;
-Оценивание качества работы, сравнение ее с другими работами.
Практическая работа.
Работа с пластичными материалами
8
Волшебный колокольчик. Конфетница.
Рамка для фото. Шкатулка.
-Работа с пластилином, соленым тестом;
-Организация рабочего места;
-Оформление изделия по желанию, замыслу;
-Самостоятельное составление плана работы.
Развлекательные игры.
Практическая работа.
Работа с бросовым материалом
10
Ландыши и колокольчики из пластиковых бутылок. Мозаика из скорлупы «Звездное небо». Робот из коробок. Боевая техника из пенопласта.
-Самостоятельное составление плана работы;
-Оформление изделия;
-Подбор материала для работы;
-Оценивание своей работы.
Интеллектуальные игры. Практическая работа.
3 класс (34 часа)
Название разделов
Количество
часов
Содержание
Основные виды внеурочной деятельности учащихся
Формы организации учебных занятий
Работа с природным материалом
5
Вводное занятие. ТБ. Беседа о цветах «В царстве цветов». Учимся составлять букеты. Божья коровка из скорлупы грецкого ореха. Кораблик из крупы. Аппликация собачки из крупы.