kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лектории для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лектории для родителей

I четверть.

Лекторий с родителями мальчиков

«7 проблем современного подростка»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лектории для родителей»

Лектории для родителей

I четверть.

Лекторий с родителями мальчиков

«7 проблем современного подростка»

Цель: психолого - педагогическая помощь.

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство.

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей. Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер

для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение.

— А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми — всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности. Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

— В начале года всех потрясли несколько подряд подростковых самоубийств. Родители некоторых из этих подростков даже не подозревали, что у их детей есть серьезные проблемы.

— Часто ли у детей желание замкнуться, отчуждение от взрослых начинается с неуспеваемости в школе? По своему детству помню, что многие учителя на тех, кто не успевал по их предмету, сразу ставили крест. Иногда и родители перестают верить в своего ребенка, и это неизбежно приводит к заниженной самооценке, комплексам, на преодоление которых могут уйти годы.

— Вы затронули очень актуальную проблему. В психологии даже есть термин «стигматизация», означающий наделение человека уничижительным ярлыком, в результате чего он сам может поверить в свою никчемность.

Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Есть школы, в которых практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, но их до сих пор не так много. Некоторым педагогам не хватает ни сил, ни компетенции для работы с более сложными детьми. И вот вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ребенку, какой он глупый, непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений – надеются через стыд пробудить в нем творческую активность.

Родители обычно в таких ситуациях впадают в одну из двух крайностей. Либо они безоговорочно занимают сторону учителей и начинают единым с ними фронтом давить на подростка, либо, наоборот, говорят, что ребенок прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны, но, пожалуй, меньшее из двух зол — когда родители защищают «хорошего» ребенка от «плохих» учителей.

Поддержка взрослых ребенку необходима, поэтому лучше такая поддержка, чем никакой. Конечно, более по-взрослому было бы садиться и подробно разбираться в конфликте: в чем претензия учителя, в чем недовольство подростка? Если разговор пойдет в таком ключе, недалеко и до обнаружения общих целей и достижения ясных договоренностей между конфликтующими сторонами.

— А если поддержки нет, велика ли вероятность, что подросток замкнется или даже уйдет из дома?

— Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно – они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск.

— Но ведь и до появления интернета были дети, предпочитавшие играм со сверстниками уединение. В том числе многие святые, например, Сергий Радонежский. Понятно, что монашество – путь для немногих, и нельзя на него ориентировать обычного ребенка, но, например, в советском атеистическом обществе некоторые дети проводили все время за книгами или математическими задачами. И некоторые из них реализовались в науке. Таких детей, конечно, тоже меньшинство, но они есть. Правильно ли навязывать им стереотипы? Не ломаем ли мы их таким образом?

— Я вполне допускаю, что такие дети есть, и, конечно, ломать их неправильно. Вообще психологи сегодня стараются отходить от клише «норма-отклонение». Но в моей практике, пока недолгой, я сталкивался именно со случаями, когда у подростка есть потребность в общении, которую он не смог реализовать в силу отрицательного опыта. То есть его замкнутость была не органичным выбором, а следствием неудач, породивших определенные установки. Видимо, в тех случаях, о которых вы говорите, родители не обращаются за нашей помощью.


И все же я думаю, что зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками. Естественно, нельзя согласиться с теми, кто видит в интернете только зло. Интернет дает быстрый доступ к информации, возможность регулярно общаться со сверстниками из других городов и стран, практиковаться в иностранном языке, расширять знания по другим предметам. Но использование интернета имеет и свои риски. Пока рано делать обобщающие выводы – эти риски только начинают изучаться, но уже есть какие-то наблюдения.

Например, можно с уверенностью сказать, что когда интернет становится главным, а то и единственным средством общения, у пользователя ухудшается умение быть в отношениях с реальными людьми. Подросткам, которые приходят на наши группы (а большинство из них как раз все свободное время проводят в сетях), очень трудно разобраться в эмоциях собеседника. Они прекрасно ориентируются в текстах, но не могут узнать что-то новое о человеке по его взгляду, интонации. Да и слышат они плохо – не привыкли к живому диалогу. Кроме того, им сложно удержать внимание на чем-нибудь одном – ведь интернет позволяет быть одновременно в нескольких окнах: музыка, видео, переписка, форум. В режиме многозадачности они чувствуют себя как рыба в воде, но сосредоточиться на одной задаче им непросто.

Этим же интернет существенно отличается от книги. Чтение книги – полезное времяпрепровождение (разумеется, если книга хорошая), развивающее, вряд ли чем-то заменимое, но все же однообразное, сводящееся к получению и усвоению текстовой информации. Людей, которым это занятие может заменить все остальное, не так много. В интернете же есть и тексты, и видео, и музыка, и картинки, и общение, и возможность для творчества. Получается, что очень многие потребности в информации, общении, развлечениях можно удовлетворить, не отходя от монитора.

Поэтому детей, зависающих в интернете, гораздо больше, чем книжных домашних детей, не стремящихся к общению. У большинства этих детей есть потребность в общении, просто реальному общению они предпочитают виртуальное. По мере того, как будут проводиться новые исследования, мы будем лучше понимать, как следует переживать этот очередной цивилизационный сдвиг, сравнимый с изобретением книгопечатания или началом использования огня, и какие риски для развития психики несет распространение интернета и компьютерных игр.

Может быть, поэтому некоторые родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами ребенка, сразу ведут его к психиатру?

— Да, такие случаи бывают. Родители чувствуют свое бессилие в каких-то моментах воспитания подростка и острое желание как можно быстрее преодолеть этот кризисный момент. Проще всего в этой ситуации привлечь какую-то внешнюю силу. Для одних это психиатр, для других – кадетский корпус, но логика одинаковая: вместо того, чтобы выходить на диалог, применить силу в виде таблетки или военизированной структуры («Там-то из тебя сделают человека!»).

Хочу, чтобы меня правильно поняли – я не против кадетских корпусов. Есть ребята, которым это подходит. Если у ребенка есть интерес к военизированным играм, строгой структуре, ясным задачам, желание быть в команде, наверное, в кадетском корпусе ему будет интересно. Но я категорически против кадетского корпуса как репрессивной меры родителей, когда интересы и особенности ребенка вообще не учитываются. А такой вариант решения проблем приходит в голову родителям, пожалуй, не реже, чем идея о визите к психиатру. В отчаянии родители решают «спихнуть» подростка в жесткую иерархическую систему — раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. В подростковом возрасте очень важно приобретать опыт партнерских отношений, а такая воспитательная мера этому не способствует.

— Чаще бывает, что ребенку, который с подачи родителей наблюдается у психиатра и принимает лекарства, медикаментозное лечение в данный момент действительно нужно, но в сочетании с психотерапевтической работой. Такое сочетание необходимо не только детям, но и взрослым, если речь идет не о тяжелой психической патологии и интеллект у человека сохранен.

Все-таки случаи, когда врач ошибочно прописывает ребенку психотропные препараты, редки. Просто лучше медикаментозное лечение и психотерапевтическую помощь начинать одновременно.

Поэтому правильнее, на мой взгляд, не тащить ребенка сразу к психиатру, а сначала прийти вместе с ним к психологу. За исключением, конечно, случаев, когда психические отклонения очевидны.

По-человечески переживания родителей, страх за своих детей, желание уберечь их от трагических ошибок понятны. Но без проверки мира на прочность и получения от этого мира обратной связи ребенок не сможет стать взрослым человеком, а на этом пути ошибки неизбежны. И у родителей всегда есть выбор: либо оказывать поддержку и наблюдать, как ребенок иногда радуется жизни, а иногда получает и негативную обратную связь, испытывая боль от своих ошибок, либо пытаться загнать его в какую-то клетку, где, скорее всего, не будет ошибок, но невозможен и творческий рост.

При всей бесперспективности второго варианта многие родители из-за страха за будущее предпочитают именно его.

— Мне кажется, у любого нормального родителя есть какие-то представления и идеи о том, что должно получиться из его ребенка. Совсем без таких представлений воспитывать детей невозможно. Невозможно требовать от родителей стопроцентной спонтанности и радости от любого самовыражения ребенка. Хорошо, что есть идеи – они задают какие-то семейные традиции.

Но все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с ребенком не соответствует родительским ожиданиям. Вот если родители не хотят гибко реагировать на эту данность, возникают сложности, иногда приводящие к серьезным конфликтам.

Лучше сразу разобраться в причинах такого несоответствия. Дело может быть не только в ребенке – родителям хорошо бы понять мотивы, по которым у них сложились именно такие представления о воспитании. Ведь не секрет, что иногда первичной бывает не любовь к ребенку, а желание что-то доказать маме или подругам.

А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.

Может быть, не совсем подходящее сравнение, но мне вспомнилось, как у Куклачева спросили, почему у него все так хорошо получается. И он ответил, что всегда следит, у какой кошки к чему есть предрасположенность, и он за этим следует, а не мучает животное в угоду своим идеям. По-моему, для воспитания человека такой принцип тем более подходит. Если родители чутко следят за интересами и способностями ребенка, больше шансов, что он будет развиваться гармонично.

— Родители сами были детьми, подростками. Почему же им часто не удается понять, что проблемы их детей связаны с возрастом? Забыли о своем детстве или наша информационная эпоха породила новые проблемы?

— Оба фактора играют роль. Многое из своего детства действительно с годами забывается. Довольно часто мама, жалуясь на ребенка, говорит, что в ее детстве ничего подобного не было, а когда начинаем с ней беседовать, выясняется, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации попадала. Когда мама это вспоминает, сама себе удивляется. Мифы относительно своего прошлого, конечно, мешают наладить диалог с детьми, понять их проблемы.

Но и контекст изменился. Если 200 лет назад люди из поколения в поколение жили примерно одинаково, одним укладом, то сейчас цивилизационные сдвиги происходят в течение жизни одного человека. В этом смысле родители и дети живут буквально в разных цивилизациях – на одной территории, но способы организации жизни у них сильно отличаются. Тем не менее есть вещи, объединяющие людей из разных цивилизаций. Например, еда или поездка на море. Вещи довольно приземленные, но через них можно прийти к совместным более глубоким интересам. Только для того чтобы встреча поколений произошла, и от взрослых и от подростков требуются творческие усилия. В этом вызов времени.

Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания, возможно, подходила для советской цивилизации, но если так воспитывать ребенка сегодня, похоже, ему в современном мире будет сложно. Сейчас чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?





II четверть.

Лекторий с родителями мальчиков

«Почему сквернословят дети и подростки?»

Цель: провести анализ и самоанализ собственной речи.

 Задачи:

Обсудить с родителями причины появления детского сквернословия . 

Формировать у родителей и детей культуру    речи.  

 

 Одним из частых и неприятных нарушений поведения детей и подростков является сквернословие. Многие считают сквернословие распущенностью, вредной привычкой и это чаще всего так и есть, но не всегда. Можно выделить две основные причины сквернословия – педагогическую и медицинскую.

Медицинская причина – нейропсихическое заболевание, называемое синдромом Туретта, которое сопровождается генерализованными тиками, вокализацией (непроизвольное издавание звуков типа лая, воя, хрюканья и т.п.) и копралалией (сквернословие). Основное отличие заболевания от вредной привычки состоит в том, что ребенок осознает, что он плохо поступает, но исправить свое поведение не в состоянии и просит взрослых о помощи. Бывают разные формы синдрома Туретта с более или менее благоприятным течением, но четыре случая из пяти хорошо поддаются лечению. Ничего через-чур страшного в этом заболевании нет, никто из-за него не становиться инвалидом. Больные с синдромом Туретта наблюдаются невропатологами, психоневрологами, реже психиатрами. Механизмы развития этой болезни еже не достаточно ясны, но известно, что чаще всего это результат раннего органического поражения центральной нервной системы ребенка во время беременности или родов. Если не лечить это заболевание, то его симптомы остаются на долгие годы. Лечение длительное, но уже через 3-4 недели наступает явное улучшение, главное не терять терпения и точно выполнять назначения врача.

Второй причиной сквернословия – педагогической, является неправильное семейное воспитание. Не секрет, что дети во всем подражают своим родителям и если родители сквернословят, то и дети приобретают эту вредную привычку, от которой очень трудно избавиться. Бывает, в семье употребляют нецензурные выражения в разговоре повсеместно, а не только в качестве ругательств, так сквернословие становится нормой жизни! Случается, что взрослые сами обучают детей нецензурным выражениям, умиляясь, когда с губ младенца срываются скверные словечки. Если сквернословие впитывается в ребенка с «молоком матери», требуется сильная воля и высокий самоконтроль поведения, что бы справиться с этой вредной привычкой.

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом сквернословия не только в обществе,но и наблюдаем пропаганду сквернословия, нецензурной лексики с экранов телевизоров, компьютеров. Сквернословят не только взрослые, но и дети.

С чем это связано? Как с этим бороться ? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

 2.Просмотр видеофрагментов.

 3.Слово педагога.

Обратимсяк толковому словарю В.Даля .Слово "сквернословие" обозначает мерзость, пакость, все гнусное ,отвратительное и непотребное.

Слово же "сквернословить"подразумевает вести непристойные,постыдные   речи, похабно ругаться.Следовательно,человек, который сквернословит, бесчестит, ругает не только собеседника , но и оскверняет себя , очерняет свою душу.

В юмористической оде Е.Весника, посвященной русскому языку, есть такие слова:

                                

                      Друзья, следите за собой,

                       Когда по- русски  говорите.

                       Ведь это наш язык родной -

                        Его для внуков берегите!                  

Ругательства, "матерний язык", непечатное" слово",сегодня можно встретить на страницах газет, свободных изданий.Мат-обычное явление российской повседневности. Большинство наших сограждан часто слышат его на улицах ,в транспорте, в общественных местах. Всероссийский опрос фонда "Общественное мнение" показал, что 50%наших сограждан употребляют ненормативную лексику. Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом-носителем данного языка. Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Формой существования языка является и разговорно-бытовой язык. Хорошо, когда разговорный язык не содержит нецензурных и грубых слов.(Е.Д.Ващенко2003).

3.Чтение стихотворения Э.Асадова"О скверном и святом":

Что в сердце нашем самое святое?

 Навряд ли надо думать и гадать .

  Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,

 Пусть не сегодня, а давным -давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный , и дурной,

 И вряд ли даже ведал, что творил, 

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной .

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как темная река.

Нашлись другие. Взяли , подхватили

И понеслось сквозь годы и века...

Пусть иногда  кому -то очень хочется

Хлестнуть врага  словами , как бичом,    

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится.

Но  только мать тут  все- таки причем?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно  попросту понять,

Что слово "мат" идет от слова "мать",

Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила.

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну, как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово, наконец,

 Бранитесь или ссорьтесь , как хотите,

Но не  теряйте звания людей ,

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

 


 

IV. Общие вопросы для обсуждения с аудиторией.

Речь педагога (итог вышесказанному)

  1. Соотносится ли настоящая культура человека с употреблением нецензурных выражений и почему?

  2. Каковы причины этого явления?

  3. Что надо делать для его искоренения?

V. Если существовала возможность, то хорошо провести анкету с детьми о сквернословии до собрания.

Результаты анкетирования обсудить с родителями.

Если анкет нет, то обсуждаем вопросы о сквернословии детей с родителями.

1.      Почему родители бранятся?

Если скверное слово вылетает из уст ребенка,  хочется немедленно его прервать,  осудить. Такая импульсивная реакция часто не достигает цели, скорее наоборот, подогревает интерес малыша к подобной лексике. И все же не стоит поддаваться чувству гнева, растерянности или беспомощности. Попробуем поискать другие пути.

Обнаруживается связь употребления бранных слов с возрастными особенностями психологии детей (младший возраст, средний возраст, подростковый возраст)

2.      Причины употребления бранных слов у малышей.

Когда ребенок только овладевает родным языком, все слова для него новые и интересные. Ему непонятно, почему одни слова можно употреблять всегда и везде, а другие произносить запрещается.

Постепенно он усваивает: взрослые эмоционально реагируют на такие слова. Иногда смеются, иногда очень сильно сердятся. Тогда бранное слово становится еще более притягательным для ребенка. Используя бранную речь, ребенок получает изрядную порцию внимания.

Вопрос к родителям.

Как вести себя, если бранится маленький ребенок?

- Не уделять ему (ребенку) повышенного внимания в этот момент;

- Не вести себя агрессивно по отношению к малышу, выдавшему бранное слово, не ругать и не наказывать его .

 В среднем возрасте ребенок может использовать ненормативную лексику для утверждения своей силы, превосходства над другими детьми. Нередко сквернословие – это еще и проявление агрессивности. Объясните ребенку, что для большинства людей брань – проявление вовсе не силы, а бессилия. Утвердиться в глазах окружающих  можно и другими способами, гораздо более надежными и приемлемыми. В определенном возрасте – около четырех лет и старше - дети начинают проявлять повышенный интерес к своим половым органам, к  устройству мальчиков и девочек, к процессу деторождения. Не исключено, что бранные слова, связанные с сексуальной сферой, они слышат от детей постарше, более «умудренных опытом» . Реакция взрослых бывает в этом случае жесткая, осуждающая. Тогда ребенок, возможно, начнет воспринимать все, что связано с этой сферой, как грязное, стыдное.

Вывод .Расскажите ребенку в доступной для него форме о деторождении. Воспользуйтесь хорошей детской литературой по этому вопросу.

Что делать, если вы слышите ругань от подростка?

Причины подросткового сквернословия.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики может встать с новой остротой. Ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть символ взрослости. Ругань в семье может быть средством привлечь к себе внимание или отомстить за причиненные обиды. В таком случае нужно попытаться нормализовать отношения в семье. Нецензурная речь у подростков – признак принадлежности к группе сверстников, речевой моде. Иногда подражание молодежным кумирам, например , популярным ведущим и т.д. Понятно, что мы не в силах изолировать своего ребенка от окружающей среды, где мат звучит с телеэкрана, в речах политиков и одобряется известными филологами и другими знатоками.

Иммунитет к сквернословию прививается в семье!

- Постарайтесь, чтобы ребенок не мог слышать подобные слова в семье. Взрослый может выругаться от неожиданности или в сердцах., например,  ударившись об угол стола или, увидев, как мяч влетел в ворота любимой команды, а сын или дочь в этот момент были рядом.

- Нужно решить для себя: если нельзя ругаться грязными словами, запрет должен распостроняться на всех членов семьи. Не забывайте, глядя на отца, деда, старшего брата, мальчик усваивает мужские стереотипы поведения.

- Самая мощная прививка от сквернословия – общая культура речи в семье. Уважаешь себя и собеседника, владеешь русским языком – нет нужды «украшать» свою речь похабными словами. Назначение слова – вразумлять. Нужно помнить – слово способно принести радость, но может глубоко ранить душу и обидеть человека.

 

VI. Подведение итогов и составление памятки для  родителей (10 минут)

Педагог: Народная мудрость гласит: « Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первого и второго несчастья нам избежать не удастся. Постигнет ли нас третье несчастье, зависит только от нас.  Хочется верить, что люди поймут, что слово несет в своей сущности или созидание, или разрушение. Ведь от каждого из нас, от наших слов зависит наше здоровье, наше благополучие и здоровье планеты Земля. Люди!  Берегите чистоту языка, как святыню!

Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендации для родителей.

Памятка для родителей.

- Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы;

- Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе;

- Укажите ребенку на допущенную ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал её;

- Не злоупотребляйте алкоголем, курением, не сквернословьте.

Помните, дети копируют вас, они -отражение вашей семьи.

VII. Рефлексия.

Обмен мнениями родителей об услышанном в ходе собрания.

VII. Заключительное слово педагога.


III четверть.

Лекторий с родителями мальчиков

«Как помочь ребёнку стать успешным»


Цель:

Любить – это не значит смотреть друг другу в глаза, это значит смотреть в одном направлении...

Антуан де Сент-Экзюпери

Сегодня мы поговорим о том, как же помочь ребёнку стать успешным, как сделать его сильной, уверенной в себе личностью.

Мы собрались за круглым столом. Это неспроста.

Круг – это символ. Символ солнца, а значит тепла, света и жизни.

Круг – это символ единства, сплоченности, взаимовыручки.

Круг – это общество людей, среди которых мы живем.

Круг – это символ дружбы и того, что только сообща, все мы можем выстоять.

Круг – это наша планета Земля.

Все важные, волнующие людей вопросы принято решать за «круглым столом».

В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют послушания, учат подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают от трудностей. В результатеребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим и ценен. 

Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируетсяпозитивная самооценка.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, четко определены авторитеты,распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в себе. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

В подростковом возрасте, в таком, как наши дети, все несколько усложняется:появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.

Мы  подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.

         Я предлагаю вам попытаться определить свою самооценку и  самооценку вашего ребёнка через простой пример: нарисуйте  лестницу с несколькими ступеньками и определите место, на котором находитесь вы и  ваш ребенок.

         На верхней ступени находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверены в себе, у них все получается хорошо, быстро. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них равняются.

         На самой нижней ступени – неудачники. Они неуверенны в себе, не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие.

         Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже.

(выступление родителей)

Дорогие родители, вы со мной согласитесь, что каким бы ни был ребенок, он для нас самый лучший. Он ассоциируется  с ясным солнышком. 

Работа с солнышками   На основе услышанного попробуйте выявить те аспекты вашего к ним отношения, которые помогут сформировать позитивную самооценку вашего ребенка.

Американский ученый Дэвид Льюис изучал психологический климат семей, в которых росли дети с позитивной самооценкой. Он заметил, что при всем разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет. Он выявил  ряд специфических особенностей поведения родителей, которое способствует формирования позитивной самооценки.

  • Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.

  • Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

  • Я предоставил ребенку комнату (или часть) в качестве его личного пространства.

  • Я показываю, что он любим таким, какой есть, а не за его достижения.

  • Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.

  • Я внимательно отношусь к его индивидуальным потребностям.

  • Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ним наедине.

  • Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.

  • Я учу ребенка общаться свободно с людьми любого возраста.

  • Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

  • Я поощряю в ребенке независимость.

 (выступление родителей)

 Рефлексия.

Самоанализ личностных качеств. Учитель предлагает родителям задуматься, что их больше всего волнует в самих себе: отношение с детьми, внешний вид, стиль поведения, манера держаться, отношение людей, результаты собственной деятельности, свой внутренний мир и т. д. Количество признаков, сами признаки определяются родителями совместно с учителем. Все они записываются в столбик. Участникам необходимо провести ранжирование признаков, то есть поставить возле каждого признака число. Сначала участники выбирают самый существенный для них признак, он соответствует числу 1, затем следующий - 2 и т.д. У каждого участника получится свой порядок чисел. Можно определить ведущие признаки для данной группы родителей, если воспользоваться сведениями, полученными от каждого участника.

Очень важно при общении с детьми не употреблять следующие выражения:

  • я тысячу раз говорил тебе, что...

  • сколько раз надо повторять...

  • о чем ты только думаешь...

  • неужели тебе трудно запомнить, что...

  • ты становишься...

  • ты такой же, как...

  • отстань, некогда мне...

  • почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет...

Желательно же, как можно чаще говорить:

  • ты у меня самый умный (красивый и т. д.)

  • как хорошо, что у меня есть ты

  • ты у меня молодец...

  • я тебя очень люблю

  • как ты хорошо это сделал, научи меня

  • спасибо тебе, я тебе очень благодарна

  • если бы не ты, я бы никогда с этим не справился


IV четверть.

Лекторий с родителями мальчиков

«Подростковый суицид»

ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.

ЗАДАЧИ:

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.

  2. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком.

  3. Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Фотографии (портреты) детей класса для размещения в аудитории. Лучше, если это будут фотографии из жизни класса, (школы).

Сегодня мы с вами поговорим об удручающей ситуации, которая сложилась в начале века в современной семье.

По данным Всемирной организации здоровья, в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст.

За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 местах.

Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию.

Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

  • Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)

  • Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

  • Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

  1. Рождение вашего ребёнка было желанным?

  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?

  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

  8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

  12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?

  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?

  14. Вы первым идёте на примирение, разговор?

  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!


 

 

 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лектории для родителей

Автор: Шеховцова Наталья Степановна

Дата: 29.05.2017

Номер свидетельства: 419239

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Лекторий для родителей "
    ["seo_title"] => string(26) "liektorii-dlia-roditieliei"
    ["file_id"] => string(6) "149224"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420026907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Лекторий для родителей"
    ["seo_title"] => string(23) "lektorii_dlia_roditelei"
    ["file_id"] => string(6) "556838"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1598985162"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Лекторий для родителей учащихся 2 класса."Условия успешного семейного воспитания младшего школьника" "
    ["seo_title"] => string(120) "liektorii-dlia-roditieliei-uchashchikhsia-2-klassa-usloviia-uspieshnogho-siemieinogho-vospitaniia-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "124234"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414666086"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Лекторий для родителей "Адаптация ребенка к школе""
    ["seo_title"] => string(52) "lektorii_dlia_roditelei_adaptatsiia_rebenka_k_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "566911"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607931758"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Лекторий для родителей на тему: "Детское сквернословие: чем оно вызвано и как с ним бороться""
    ["seo_title"] => string(86) "liektoriidliaroditielieinatiemudietskoieskviernosloviiechiemonovyzvanoikaksnimborotsia"
    ["file_id"] => string(6) "271488"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451545525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства