Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я и мои права"»
Классный час «Я и мои права»
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Задачи: 1. Создание условий для проявления творческих способностей учащихся. 2. Формирование умения правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности. Ход классного часа: Организационный момент.
Слово учителя.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться или не знает их. Поэтому одним из направлений нашей работы и является изучение прав человека.
Что означают слова «права» и «обязанности»? из словаря Ожегова: « Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д. Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д.
Сегодня, у нас в гостях сотрудник РОВД капитан полиции Мухамеджанов Ж.А. В ходе урока он расскажет вам о ваших правах и обьязанностях. Цель нашего урока – рассмотреть ваши права и обязанности, закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях. «Каким образом?» - спросите Вы. Мы отправимся в путешествие по городу, которого Вы не найдёте ни на одной карте, но знать о котором необходимо всем – это город Прав. У меня есть билеты трёх цветов, вы сейчас возьмете по одному билету, и таким образом мы разделимся на три команды. Чтобы у нас не было конфликтов, давайте вспомним правила работы в группе:
-Умей выслушать каждого.
- Уважай своего товарища.
- Не согласен – предлагай.
У меня есть жетоны, которые я буду выдавать команде за правильное выполнение заданий. Жетон получит та команда, которая не только быстрее всех справиться с заданием, но и которая будет тихо вести себя, уважать соперника. За каждое нарушение правил, я буду забирать по 1 жетону от команды!!! Правила понятны? Тогда отправляемся…Итак, начинаем…
1. Игра «Имена»
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Марина-милая, Роза-радостная и т.д.
2. Интерактивная беседа «Право на имя»
1. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
2. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
3. Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
4. Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Республики Казахстан. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
3. Выступление сотрудника РОВД: Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
20 ноября – это всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы будем говорить о правах детей.
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в
Организацию Объединенных наций. В нашей республике Казахстан права ребенка защищает Закон «О правах ребенка в РК от 08.08.2002 года.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
4. Какие же права есть у всех детей мира?
(ответы учащихся….)
1. Право на жизнь
2. Право на имя при рождении
3. Право на медицинскую помощь
4. Право на образование
5. Право на отдых и досуг
6. Право иметь имущество
7. Право свободно выражать свои взгляды
8. Право на свободное перемещение
9. Право на заботу и воспитание родителями
10. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
11. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
5. Обучающиеся обязаны:
Соблюдать Устав, выполнять приказы директора школы;
Уважать права, честь и достоинство всех участников образовательного процесса;
Быть дисциплинированными, соблюдать общественный порядок в школы, выполнять требования дежурных;
Добросовестно относиться к учебе, не допускать пропусков учебных занятий без уважительных причин, своевременно являться на уроки и другие занятия, соблюдать порядок на рабочем месте;
Беречь имущество школы, бережно относиться к результатам труда других людей;
Экономно расходовать электроэнергию, воду, сырье и другие материалы;
Приходить в школу с необходимыми учебными принадлежностями, иметь форму для уроков физической культуры;
Ни один ребенок не должен убирать свою комнату.
Своевременно готовиться к предстоящим урокам.
Соблюдать Конституцию РК и законы.
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники старины.
Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.
Сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обязанность получить основное общее образование.
Каждый ребенок имеет право отказаться от обеда.
Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; алкогольные напитки, сигареты, наркотические средства.
Каждый ребенок имеет право получать завтрак в постель.
В школе не разрешается жевать жевательную резинку.
Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
Нельзя без разрешения классного руководителя и дежурного администратора уходить из школы в урочное время
Каждый ребенок имеет право есть только гамбургеры, чипсы.
Дети, которые уважают родителей, должны пользоваться особым уважением с их стороны.
Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.
Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы (поломка или порча мебели, оборудования, посуды, стен и др.) родители (законные представители) обязаны возместить его.
Ни один ребенок не должен мыть посуду.
Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.
Учащиеся с 5-10 классы обязаны вести дневник. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.
Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.
6. Ситуационные вопросы: У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Сценка 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Сценка 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Разъясните Иванову его права и обязанности.
Сценка 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Петров?
Давайте выведем простые правила взаимообщения:
Нужно знать свои права.
Нужно уважать права других людей.
Нельзя забывать об обязанностях.
Игра «Угадай, какой знак»
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
Посмотри на этот знак;
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение —
Это разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают —
Это запрещается.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать — всегда
Запрещается!
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Этот черный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго запрещается!
Знак дружбы.
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить -
Это разрешается!
Да, необходимо знать свои права и разумно ими пользоваться, уважать права других людей, выполнять свои обязанности. Сейчас ваша главная обязанность – пользуясь одним из важнейших прав, получить образование. В школе вы познаёте окружающий мир, учитесь жить в обществе, отстаивать свои права. Я надеюсь, что вам пригодятся эти знания и умения действовать в различных ситуациях. Большое спасибо. Вы молодцы.