Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пчелиновская средняя общеобразовательная школа.
Разработка классного часа
« Защитник земли русской».
Пчелиновка 2012год.
План-конспект классного часа.
(Разработка ориентирована на учеников 6-8 классов)
ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА: « Защитник земли русской».
ЦЕЛИ КЛАССНОГО ЧАСА:
1. Познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа.
2.Воспитывать любовь и уважение к истории родной страны.
3. Развивать умения применять полученные знания и навыки в различных видах деятельности.
4. Содействовать становлению целостной и гармоничной личности.
5. Способствовать формированию гражданственности и патриотизма.
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг, компьютер, мультимедийная установка, презентация: « Защитник земли русской».
Работа с презентацией: презентация является сопровождением классного часа, состоит из 38 слайдов. Слайды № 13, 17 имеют музыкальное сопровождение.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
Учитель: На слайде: картина Васнецова « Три богатыря».
Взгляните на эту картину. Кто изображён на этой картине? (Ответы детей).
Перед нами стоят три витязя, богатыря. Здесь мы видим, как они зорко всматриваются вдаль, чтобы не пропустить врага. Ведь именно богатыри испокон века защищали Святую Русь. Ребята, а кто такой защитник? (слайд 2) (ответы детей).
Учитель: Защита Отечества во все времена являлась главной задачей русского народа.
Давайте с вами вспомним пословицы, в которых говорится о службе Родине (ответы учащихся). Если ребята затрудняются, их можно познакомить со следующими пословицами:
- «За край свой насмерть стой».
- «Родина мать – умей за нее постоять».
- «Если народ един – он непобедим».
- «За родину, за честь – хоть голову снесть...» (слайд 3)
Учитель: В 2008 году прошёл Всероссийский исторический конкурс "Имя России", организованный телеканалом "Россия" совместно с Институтом российской истории Российской Академии наук, а также фондом «Общественное мнение».
Знаете ли вы, кто стал победителем этого телевизионного проекта?
Учитель. Победителем телевизионного проекта "Имя России" стал благоверный Александр Невский – древнерусский князь и полководец. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации. (слайд 4)
Учитель. Что вы знаете об Александре Невском? (ответы учащихся.).
Учитель. Велико наше Отечество – Русская земля. Много славных сынов и дочерей вырастила она. Но сегодня мы поговорим об Александре Невском. И я думаю, что такой выбор был сделан не случайно, т.к. именно Александр Невский объединил в себе три наиглавнейших качества: он был не только гениальным полководцем, но и мудрым правителем и истинно православным христианином, прожившим всю свою жизнь для людей. «Защитник земли русской», - так говорят о нём. Мне он представляется настоящим богатырём. (слайд 5)
Учитель. Родился Александр Невский 30 мая 1220 года в Переяславле (ныне г. Переславль-Залесский). Отца его звали Ярослав Всеволодович, княжил он в Переяславле, где собственно и провёл своё детство великий полководец. Александр был вторым сыном в семье. (слайд 6)
Учитель. В 1226 году Ярослав прибыл по просьбе новгородцев княжить в Великий Новгород, но через три года новгородцы пригласили нового князя. Но вскоре новгородцы попросили Александра вернуться. С шестнадцати лет Александр уже самостоятельно правил Новгородом. (слайд 7)
Учитель. В XIII веке Русь переживала очень тяжелые времена. Она была раздроблена, русские князья непрерывно воевали между собой. Этой слабостью и раздробленностью воспользовались монгольские завоеватели. Они разоряли русские города, уводили в рабство сотни тысячи людей. (слайд 8)
Учитель. Считая Русь легкой добычей, папа римский объявил крестовой поход против русского православия, и на Русь двинулись полчища датских, шведских и немецких рыцарей. (слайд 9)
Учитель. В 1240 году шведский король послал большое войско, во главе которого стоял его зять – князь Биргер. Он, опьянённый безумием, начал своё наступление с Невы. Подойдя к Новгороду, Биргер с гордостью отправил своих послов к князю Александру, говоря: «Если сможешь, защищайся, ибо я уже здесь, разоряю землю твою». (слайд 10) .
Учитель. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, перед выступлением на шведов долго молился в новгородском храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!". (слайд 11)
Учитель. В июле 1240 году шведские суда высадились в устье Невы и разбили свой лагерь. Русское ополчение внезапно напало на шведский лагерь. Конница ударила по центру, а второй отряд отрезал шведов от кораблей. Русские дружинники перебирались на корабль и бились на воде. Сам Александр сражался в глубине своего войска. (слайд 12)
Учитель. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». (слайд 13)
Стихотворение читают учащиеся 7 класса.
Шведский лагерь у реки
За туманом скрылся.
Александр привёл полки,
Ночью затаился.
Утром только рассвело,
Залетали стрелы.
Зря вас, шведы, занесло
В русские пределы.
Сто приплыло кораблей
И пять тысяч войска.
Только русских нет сильней -
Доблести геройской
Шли в атаку с трёх сторон.
Русские дружины.
Враг к Неве был оттеснён
Натиском лавины.
Некто дрался, топором
Лишь вооружённый.
Причинив большой урон,
Пал копьём сражённый.
Александр копьём достал
Биргера в забрало.
Клич победный прозвучал:
«Александру слава»!
Пал подрубленный шатёр.
Рыцарские флаги
Повалились. Как костёр
Загорелся лагерь.
Кто-то въехал на коне
На корабль шведский,
Сжёг флот вражеский в огне
Александр Невский.
Темнота уберегла
Рыцарей остатки.
Невским нарекла молва
Князя после схватки.
Учитель. Знаменитый русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал музыкальное произведение «Александр Невский», в котором средствами музыки и поэзии рассказывается история о сражении русских людей под предводительством великого князя. (Прослушивание фрагмента кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»- слайд 13).
Вопросы учащимся после прослушивания музыкального произведения:
Какие чувства вы испытали во время прослушивания кантаты?
К чему призывают слова кантаты русских людей? (ответы учащихся)
Учитель. В то время как Новгороду угрожали нападением шведы, на Псков напали рыцари Ливонского ордена. Вновь Александр собирает свое войско и в 1242 году освобождает Псков. Без промедления идет он со своим войском дальше на Чудскую землю, во владения Ливонского ордена. (слайд 14)
Учитель. 5 апреля на льду Чудского озера произошло знаменитое сражение, известное как Ледовое побоище. (слайд 15)
Учитель. Из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», XIII век: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…». «И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…» (слайд 16)
Просмотр видеофрагмента: «Битва на Чудском озере». (слайд 17)
Вопросы к видеофрагменту:
Почему битву на Чудском озере называют ледовое побоище?
Что помогло Александру Невскому одержать победу над хорошо вооружёнными рыцарями?
Учитель. После блестящих побед на западе Александру пришлось пережить тяжелые унижения в Орде. До сих пор победитель шведов и немцев, гордый и независимый князь, не преклонял ни перед кем. (слайд 18)
Учитель. Но пришел и его черед ехать на поклон к Батыю. Александр любил свое Отечество более своей княжеской гордости и не хотел подвергнуть Русскую землю новым бедствиям. (слайд 19)
Учитель. Великий князь был вынужден позволить баскакам провести перепись русского населения для упорядочения сбора дани. Многие современники и даже сын Василий были недовольны политикой Александра. (слайд 20)
Учитель. Современные историки оценивают Александра Невского как мудрого и дальновидного политика. Он правильно решил, что сопротивление Орде пока преждевременно. За 10 лет его правления не было набегов монголо-татар на Русь. (слайд 21)
Учитель. Этот мир дорого стоил Александру. Четыре раза ездил он в Орду, успокаивая, одаривая и умилостивляя хана. Много золота и серебра передал Александр в Орду для выкупа пленных. После очередной поездки в Орду Александр скончался. Произошло это 23 ноября 1263 года. (слайд 22)
Учитель. В XVIII веке Петр I повелел перенести его мощи из Владимира в Петербург, почитая его как небесного покровителя новой столицы. (слайд 23)
Учитель. В том месте, где, по преданию, была Невская битва, поставили Александро-Невскую лавру. (слайд 24)
Учитель. В честь Александра Невского Михаил Васильевич Ломоносов сделал свою грандиозную мозаику. (слайд 25)
Учитель. В 1725 г. Императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 г. (слайд 26)
Учитель. Во многих крупных городах России есть храмы, посвященные святому Александру Невскому. (слайды 27,28 )
Учитель. В.М. Васнецов, П.В. Корин и другие русские художники писали картины, на которых Александр Невский предстает перед нами то в шлеме воина, то с нимбом святого.
Композитор С.С. Прокофьев посвятил ему вдохновенную кантату, поэт и писатель К.М. Симонов — поэму, режиссер С.М. Эйзенштейн — фильм.
В серии «Жизнь замечательных людей» Александру Невскому посвящена книга известного ученого-историка В.Т. Пашуто. (слайды 29,30)
Учитель: В СССР в 1942 г. был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей.
А на каждом танке танковой колонны, изготовленном на деньги, собранные Русской Церковью, было начертано славное имя «Александр Невский». (слайды 31 -35).
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами узнали, что князь Александр Ярославович был православным человеком и непобедимым в открытом бою. Полководцу предстояло одержать наивысшую победу — над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя, заглушить голос самолюбия и ценой унижений защитить и сохранить Родину. Он поклонится Батыю в интересах Родины. В этом заключается наивысший подвиг Александра Невского. (слайд 36)
Учитель: Александр неустанно заботился о распространении православной христианской веры и Православной Церкви за пределы Руси. После смерти Александр Невский был канонизирован, т. е. причислен к лику святых. (слайд 37)
6 декабря празднуется День памяти Александра Невского.
Учитель: Что вам особенно понравилось сегодня? (ответы учащихся).
Как вы считаете: заслуженно или нет Александр Невский, стал победителем телевизионного проекта "Имя России"? (ответы учащихся)
Учитель: Я думаю, нам нужно гордиться таким человеком, гордиться тем, что мы с ним живем на одной земле. И мы с вами будем охранять нашу страну, преумножать богатства, славить Отечество своими достижениями.
Спасибо за внимание.
Литература
1.Вернадский Г. В. Два подвига св. Александра Невского // Евразийский временник. Берлин, 1925. Т. 4.
2.Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца 16 века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.-7-е изд. – М.: Просвещение, 2009.-256 с.
3.Пашуто В. Т. Александр Невский. М., 1974.
4.Житие Александра Невского / Подгот. текста, пер. и коммент. В. И. Охотниковой // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. 1981. С. 426-439.
5.Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории. 1986. № 2. С. 174-176.
6.Феннел Дж. Кризис средневековой Руси: 1200-1304: Пер. с англ. М., 1989.
7.Школьная энциклопедия «Руссика». История России.9-17 вв.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 784с., ил.
Интернет-ресурсы:
1.http://www.nameofrussia.ru/person.html?id=41
2.http://ru.wikipedia.org/wik