Просмотр содержимого документа
«Классификация методов обучения»
Классификация методов обучения
Существует множество классификаций методов обучения в зависимости от основания.
Еще в 1965 году И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили классификацию методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых:
Объяснительно-иллюстративный метод.
- знания подаются в "готовом виде" с помощью учебной или методической литературы, экранного пособия.
Репродуктивный метод.
- знания подаются в виде алгоритма, то есть по инструкции, правилу, образцу.
Метод проблемного изложения.
- знания подаются в виде решения поставленной проблемы, задачи через сравнение точек зрения, различных подходов, раскрытие систем доказательств.
Частично-поисковый или эвристический метод.
- знания подаются в виде активного поиска познавательных задач по контролем педагога или эвристических программ.
Исследовательский метод.
- знания подаются в виде самостоятельного изучения литературы, ведения наблюдений и т.п. после инструктажа.
В каждом из последующих данных методов обучения степень активности и самостоятельности в деятельности нарастает.
Самая распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания:
Словесные методы.
Рассказ, беседа, инструктаж, объяснение, лекция и другие.
Практические методы.
Упражнение, тренировка, самоуправление и другие.
Наглядные методы.
Иллюстрирование, показ, предъявление материала.
Работа с книгою.
Чтение, изучение, реферирование, быстрый обзор, цитирование, изложение и другие.
Видео-метод.
Просмотр обучения упражнения под контролем "электронного учителя".
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три большие группы:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В. Ф. Харламов методы обучения подразделяет на пять групп:
методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала;
методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и прочее.
3. Характеристика методов обучения
Методов обучения достаточно много. К основным относят:
устное изложение учебного материала,
обсуждение учебного материала,
метод демонстрации (показ),
метод упражнения,
самостоятельная работа учащихся.
Устное изложение учебного материала характеризуется монологическим односторонним воздействием на учащихся.Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.
Рассказ - изложение акцентирует внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, активизирует психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний. Наиболее эффективен в обучении младших школьников.
Объяснение - изложение обеспечивает связь изучаемого явления с другими явлениями, событиями, его место в системе связей, активизирует формально-логическое и диалектическое мышление, умение аргументировать, имеет воспитательное значение.
Обсуждение изучаемого материала характеризуется активным взаимодействием и влиянием преподавателя и учащихся друг на друга. Существуют следующие виды его виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.
Беседа - обсуждение предполагает наличие запаса эмпирических знаний у детей для компетентного участия. Активизирует познавательную деятельность, мыслительный поиск, разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и обобщений. Разносторонен и эффективен со всех отношениях.
Демонстрация характеризуется показом реальных событий, явлений, процессов, действия приборов и аппаратов и их рассмотрением и обсуждением. Активизирует восприятие и осмысление сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве, развивает кругозор, имеет воспитательный эффект.
Самостоятельная работа характеризуется индивидуальной активностью самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям. Активизирует накопление новых знаний, расширение кругозора, овладение первичными исследовательскими навыками.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "203813"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1429547237"
}
}