kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классификация методов обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация методов обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классификация методов обучения»

Классификация методов обучения

Существует множество классификаций методов обучения в зависимости от основания.

Еще в 1965 году И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили классификацию методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых:

Объяснительно-иллюстративный метод.

- знания подаются в "готовом виде" с помощью учебной или методической литературы, экранного пособия.

Репродуктивный метод.

- знания подаются в виде алгоритма, то есть по инструкции, правилу, образцу.

Метод проблемного изложения.

- знания подаются в виде решения поставленной проблемы, задачи через сравнение точек зрения, различных подходов, раскрытие систем доказательств.

Частично-поисковый или эвристический метод.

- знания подаются в виде активного поиска познавательных задач по контролем педагога или эвристических программ.

Исследовательский метод.

- знания подаются в виде самостоятельного изучения литературы, ведения наблюдений и т.п. после инструктажа.

В каждом из последующих данных методов обучения степень активности и самостоятельности в деятельности нарастает.















Самая распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания:

Словесные методы.

  • Рассказ, беседа, инструктаж, объяснение, лекция и другие.

  • Практические методы.

  • Упражнение, тренировка, самоуправление и другие.

  • Наглядные методы.

  • Иллюстрирование, показ, предъявление материала.

  • Работа с книгою.

  • Чтение, изучение, реферирование, быстрый обзор, цитирование, изложение и другие.

Видео-метод.

Просмотр обучения упражнения под контролем "электронного учителя".

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три большие группы:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В. Ф. Харламов методы обучения подразделяет на пять групп:

  • методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала;

  • методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и прочее.

3. Характеристика методов обучения

Методов обучения достаточно много. К основным относят:

  • устное изложение учебного материала,

  • обсуждение учебного материала,

  • метод демонстрации (показ),

  • метод упражнения,

  • самостоятельная работа учащихся.

Устное изложение учебного материала характеризуется монологическим односторонним воздействием на учащихся.Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.

Рассказ - изложение акцентирует внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, активизирует психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний. Наиболее эффективен в обучении младших школьников.

Объяснение - изложение обеспечивает связь изучаемого явления с другими явлениями, событиями, его место в системе связей, активизирует формально-логическое и диалектическое мышление, умение аргументировать, имеет воспитательное значение.

Обсуждение изучаемого материала характеризуется активным взаимодействием и влиянием преподавателя и учащихся друг на друга. Существуют следующие виды его виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.

Беседа - обсуждение предполагает наличие запаса эмпирических знаний у детей для компетентного участия. Активизирует познавательную деятельность, мыслительный поиск, разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и обобщений. Разносторонен и эффективен со всех отношениях.

Демонстрация характеризуется показом реальных событий, явлений, процессов, действия приборов и аппаратов и их рассмотрением и обсуждением. Активизирует восприятие и осмысление сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве, развивает кругозор, имеет воспитательный эффект.

Самостоятельная работа характеризуется индивидуальной активностью самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям. Активизирует накопление новых знаний, расширение кругозора, овладение первичными исследовательскими навыками.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Классификация методов обучения

Автор: Бузмакова Марина Алексеевна

Дата: 04.06.2020

Номер свидетельства: 552582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Классификация методов обучения по истории"
    ["seo_title"] => string(45) "klassifikatsiia_metodov_obucheniia_po_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "538186"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1580655125"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Классификация «методов» и «форм» обучения "
    ["seo_title"] => string(43) "klassifikatsiia-mietodov-i-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "109541"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404728386"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Классификация методов и форм обучения "
    ["seo_title"] => string(45) "klassifikatsiia-mietodov-i-form-obuchieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "109546"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404729446"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Активные и интерактивные методы обучения как способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(151) "aktivnyie-i-intieraktivnyie-mietody-obuchieniia-kak-sposoby-aktivizatsii-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "101536"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402421227"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
    ["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "203813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429547237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства