kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Качество подготовки будущих хореографов как научная проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение проблем качества образования возможно на различных взаимосвязанных уровнях

Просмотр содержимого документа
«Качество подготовки будущих хореографов как научная проблема»

Я.И. Мезенцова

Магистрант 1 курса, специальности

«Педагогическое образование

(Управление учебными заведениями)»

Руководитель:

В.О. Зинченко

канд. пед. наук, доцент, член-корреспондент

Международной академии наук

педагогического образования,

директор Института торговли,

обслуживающих технологий и туризма, 

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный

университет имени Тараса Шевченко»


КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ХОРЕОГРАФОВ

КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА


Инновационная фаза развития современного общества характеризуется тем, что в настоящее время наблюдается повышенное внимание к знаниям, особенно когда они проявляют себя в виде непосредственной производительной силы.

Образование – это процессы и одновременно результаты этих процессов, представленные в виде определенного набора знаний, навыков, умений, культурных и нравственных установок, приобретаемых личностью.

С практической точки зрения большой интерес представляет качество высшего образования (подготовки специалистов). При рассмотрении понятия «качество образования» следует учитывать ряд моментов. Согласно стандартам ИСО (ISO) серии 9000, под качеством следует понимать степень соответствия свойств объекта (продукта, услуги, процесса) некоторым требованиям (нормам, стандартам).

Понятие «качество образования выпускников» трактуется как «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания».

Решение проблем качества образования возможно на различных взаимосвязанных уровнях: концептуально-методологическом, теоретическом и прикладном [1].

Так, концептуально-методологическое исследование проблемы качества образования проводится специалистами Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов: Н.А.Селезневой, А.И. Субетто, И.А.Зимней и др. Они провели анализ качества образования как объекта исследования, раскрыли его междисциплинарную и многоуровневую природу, изучили множественность идей, раскрывающих качество как социально-педагогическую систему, а также определили научно-педагогические основы достижения необходимого качества образования, выдвинули идею о том, что в новой модели устойчивого развития человечества опережающее развитие качества человека, качества образовательных систем и качества общественного интеллекта становится социальным законом. Ученые исследуют качество образования как многоаспектную проблему и сложную категорию через категории свойства, системы, структуры, оценки, количества, эффективности, управления и др.

Решением проблемы повышения качества подготовки специалистов занимались многие ученые и педагоги-практики. Так, например, Н.П. Пучков под качеством подготовки специалиста понимает системную совокупность свойств интеллектуального и профессионального развития человека, приобретенных им в ходе получения определенных знаний, умений и навыков, адекватно отображающих требования квалификационной характеристики.

Также качество подготовки молодого специалиста определяется как соответствие квалификации выпускников требованиям рабочего места, обеспечение требованиям государственного образовательного стандарта.

Проблема подготовки современного педагога-хореографа актуальна в наше время. Она обусловлена изменением подходов и технологий обучения в высшей школе, которые должны уделять внимание прежде всего формированию профессионально значимых качеств выпускников, расширению их художественного мировоззрения, воспитанию общей хореографической культуры. Профессиональное мастерство будущего учителя хореографии представляет собой сочетание общепедагогических способностей с искусством воспроизведения танцевальных умений и навыков, а, следовательно, нуждается в комплексной, долгосрочной подготовке в системе педагогического образования. Общетеоретические основы профессиональной подготовки педагогов хореографов исследовались в работах Г. Березовой, Л. Бондаренко, Ф. Лопухова, А. Вагановой, Е. Валукина, К. Василенко, С. Забредовського, Р. Захарова, К. Голейзовского, А. Мессерера, А. Таракановой, В. Уральской, Л. Цветковой и других исследователей.

Качество подготовки будущих хореографов предполагает формирование прочной теоретической базы знаний, широкого спектра практических умений и навыков, необходимых в будущей профессии. Она имеет комплексную структуру, строится на основе взаимодействия различных видов хореографической деятельности в условиях глубокого и эффективного сочетания информационной и творческой функций обучения. Профессиональная хореографическая подготовка специалистов-хореографов в системе педагогического образования осуществляется по учебному плану, заключенному в соответствии с государственными стандартами и с учетом нормативных актов, рекомендаций Министерства образования и науки, Министерства молодёжи и спорта нашей Республики. На основе учебных планов ежегодно формируются рабочие учебные программы на год. Они рассчитаны по курсам и семестрам, с четким распределением часов, отведенных на изучение дисциплины, видам занятий, недельной нагрузкой.

Качество профессиональной подготовки будущего учителя хореографа предполагает изучение студентами целого спектра специальных курсов, направленных на формирование основных качеств как педагога-балетмейстера, так и хореографа-исполнителя. Основными среди профильных дисциплин являются: «Теория и практика классического танца», «Теория и практика народного танца», «Методика преподавания хореографии», «Искусство балетмейстера», «Сценическое оформление танца», «Теория и практика современного танца» и др. Таким образом, профессиональная подготовка будущих учителей-хореографов в системе педагогического образования требует системного, целенаправленного подхода. Обязательными требованиями к любой формы организации учебно-познавательной деятельности студентов являются: соответствие содержания учебной программы и логике изучения дисциплины, соблюдение целей и задач реализации учебной, воспитательной и развивающей функций образования в процессе овладения знаниями формирование у студентов способности к самостоятельной работе, развитию их личностных качеств.

Качество подготовка будущих учителей-хореографов предполагает не только формирование специальных знаний, практических умений и навыков хореографической работы, но и создает возможности для дальнейшего освоения и совершенствования ими технической и исполнительского мастерства, развития общепедагогической и профессионально-практических способностей, без которых невозможна будущая преподавательская деятельность [2].

Развитие системы профессионального хореографического образования в настоящее время носит достаточно неустойчивый, сложный характер. В самом процессе обучения возникают проблемы, казалось бы, внешние для него, но, тем не менее, весьма важные с точки зрения его результата. Так, возникновение новых направлений танца привело в XX в. к целому спектру новых выразительных возможностей хореографа. Каждая танцевальная система обладает собственной эстетикой и, следовательно, собственным танцевальным языком, с помощью которого хореограф создает произведение искусства.

В настоящее время в отечественной системе обучения главенствуют приоритеты классического и народного танцев, и это накладывает определенный отпечаток на все содержание обучения.

В России до сих пор не принят общемировой стандарт определения «современный танец», который часто подменяется социальным или эстрадным танцем. К сожалению, ничего с этой терминологической путаницей сделать пока нельзя. Признаются официально два термина: «современный танец» (как эстрадный, социальный) и «модерн» (как современный сценический танец в общемировом понимании). Отсутствие четких понятий «современный танец» и «профессиональная подготовка балетмейстера современных направлений танца» влияет на содержание учебных программ.

В настоящее время хореограф, безусловно, должен иметь профессиональное образование, которое заключается в приобретении определенных навыков и знаний, в формировании определенных качеств личности, присущих этой профессии. Вопрос «школы» в хореографии в настоящий момент стоит очень остро, поскольку действующая в течение десятилетий система хореографического обучения имеет множество недостатков. Альтернативные системы в этой области только начинают создаваться. Одним из путей формирования творческой модели профессиональной подготовки балетмейстеров является анализ достижений западных школ, которые развивают современные методики хореографического образования, практикуют «хореографический плюрализм», свободу выбора хореографом стиля, школы, техники, направления танца, изучаемых для создания индивидуальной манеры творчества [3].

В педагогической науке ряд исследований раскрывают сущность и специфику подготовки специалистов. На основе изучения этих трудов мы выявили взаимосвязь составляющих целостный процесс подготовки кадров в сфере хореографического искусства. Это взаимодействие учебно-творческого процесса и деятельности театров, профессиональных хореографических коллективов, то есть, тесная связь между учебным заведением и театром-производством. Основными предпосылками для этого являются качество профессионального образования, готовность к обучению, самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

Качество хореографического образования в современных условиях – это достижение образовательных результатов посредством использования богатейшего педагогического потенциала и исполнительского опыты педагогов-хореографов, что обеспечивают возможность реализации сформированных ключевых компетентностей будущих хореографов в различных сферах профессиональной деятельности [4].



Литература:



  1. Никитин В. Ю. О некоторых актуальных проблемах профессионального обучения хореографов на современном этапе / В.Ю. Никитин // Образование и общество. – 2007. – №3. – С. 250.

2 . Бурцева Г .В . Критерии качества обучения специалиста-хореографа на современном этапе / Г.В. Бурцева // Вестник МГУКИ. – 2007. – №2. – С. 238.

3. Егорова Э.Н. Эстетические аспекты становления хореографического восприятия: (От истоков до начала XX века) / Элина Николаевна Егорова : дис…канд.филос.наук: 09.00.04. – М., 1996. – 163 с.

4. Герасимова Ю .А . Технологические основы развития педагогических качеств личности специалиста в профессиональной подготовке хореографа в вузах культуры и искусств / Ю.А.Герасимов // Вестник МГУКИ. – 2006. – №4. – С. 184.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Качество подготовки будущих хореографов как научная проблема

Автор: Мезенцова Яна Игоревна

Дата: 28.05.2019

Номер свидетельства: 512631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе педагога - хореографа "
    ["seo_title"] => string(99) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-piedaghogha-khorieoghrafa"
    ["file_id"] => string(6) "214647"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432390860"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства