Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы педагога по гражданскому воспитанию. Беседа "Я выбираю будущее"»
Беседа
«Я выбираю будущее»
19.03.2025
Цели:
создание условий для формирования чувства ответственности через осознание “я делаю свою жизнь сам”;
формирование чувства самодостаточности и стремления к самосовершенствованию;
формирование творческого самовыражения учащихся;
развитие умения публичного выступления.
Объявление темы и постановка целей
Педагог: Название темы нашего класса состоит из трёх слов. Тему вы узнаете не сразу. Каждое слово будет отражать не только содержание, но и цель нашего мероприятия. Итак, начнём: первое слово в теме «Я».
Кто будет сегодня главным действующим лицом? (Каждый из
вас). Обратимся к вашему «Я».
а) Упражнение
Педагог: Возьмитесь за руки, образовав круг, и, начиная со слова «Я», похвалите себя. Например, я – честный. При этом необходимо передать мячик соседу справа.
Вывод: Как приятно находиться в одной компании с такими умными, скромными, …….взрослыми людьми. Не забывайте о своих достоинствах никогда, ведь они известны не только вам, они прекрасно видны окружающим.
(Воспитанники остаются на своих местах)
Педагог: Следующее слово в названии темы «ВЫБИРАЮ».Приведите примеры ситуаций, когда приходится делать выбор. Пусть эти ситуации отражают разные стороны нашей жизни.
б) Распределение учащихся по группам
Педагог: Сейчас вам предстоит тоже сделать выбор: выберите любую, понравившуюся вам, картинку (треугольник, квадрат, зигзаг, круг).Теперь приглашаем вас занять место в своей группе: те, кто выбрал квадраты приглашаются в группу «Трудяги», выбравшие зигзаги образуют группу «Творцы», обладатели треугольников – это «Передовики», а отдавшие предпочтение кругу, становятся «Ораторами».
(Учащиеся занимают свои места в соответствии с выбранной фигурой)
Вывод:
Педагог: Вам, наверняка, интересно, что же обозначает каждое изображение на ваших карточках. Каждый из вас не случайно взял ту или иную картинку. Итак, круг – символ гармонии, заинтересован в хороших межличностных отношениях, доброжелательный, чувствительный, сопереживающий, неконфликтный. Отличный коммуникатор, прекрасно чувствует себя в обществе; квадрат – неутомимый труженик, любит порядок, предсказуемую жизнь, организует людей и вещи вокруг себя. Выносливый, терпеливый, исполнительный. Слывут эрудитами, им необходима постоянная потребность в информации; треугольник – символ лидерства, концентрируется на главной цели и достигает ее. Энергичный, рискованный, категоричный. Стремится достичь высокого результата, приобрести высокий статус, сделать карьеру; зигзаг – символ творчества, креативности, истинный мыслитель. Увлекающийся, эмоциональный, восторженный. Склонны видеть мир постоянно меняющимся. Постоянно устремлены в будущее.
Педагог: В нашей теме осталось ещё одно слово. Какие у вас предположения по поводу последнего слова?
Это слово «будущее». А что такое будущее? (Возможные ответы учащихся: «То, что следует за настоящим; то, что будет…»)
Представим, что будущее – поезд, но он без пассажиров. Пассажирами станут существительные, которые и определяют, на ваш взгляд, будущее любого человека, например, будущее – это карьера и т.д. Запишите эти существительные на ваших вагонах.
(На это задание отводится 2-3 минуты)
Вывод:
Педагог: Представители каждой группы зачитывают свой набор существительных, определяющих будущее, и присоединяют вагон к голове поезда.
Будущее каждого человека складывается из множества составляющих. Определить, какие из них более главные, какие менее, достаточно сложно. Сегодня мы остановимся лишь на трёх составляющих, без которых невозможно представить будущее любого человека: здоровье, семья, профессия(вывешивается на доске).
Моё будущее – здоровье
Учитель:Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в жизни – это, конечно, здоровье. В словаре даётся такое определение здоровья: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
а) Рифмоплёты
Педагог: О здоровье сегодня поговорим с помощью четверостиший, которые вы составите на заданные рифмы:
не купить – следить – начать – не терять;
решать – выбирать – дышать – отдыхать
Вывод:
Педагог: Поделитесь своими рецептами здоровья (каждая группа представляет своё четверостишие).
Моё будущее – семья
Педагог: Все группы определили, что будущее – это и семья.
а) Портрет семьи
Педагог: Попробуем представить, вашу будущую семью. Перед каждой группой будет стоять своя задача: представить портрет главы семьи (мужа), жены, ребёнка, традиции вашей семьи.Выберите те характеристики и определения, которые необходимы для представления портрета семьи (в группах заполнить макеты).Если каких-то характеристик и определений не хватает, запишите их на пустых листочках.
Вывод:
Педагог: А теперь в каждой группе следует сделать выбор: определите, кто будет представлять вашу часть семьи. (Группы представляют, как выглядит будущая семья).
Моё будущее – профессия
Педагог: Конечно, будущее невозможно представить без какой-либо профессиональной деятельности.
а) Пантомима «Угадай профессию»
Педагог: Сейчас у вас появится возможность стать актёрами пантомимы. Каждая группа изобразит заданную профессию, используя только мимику и жесты (кинолог, таксист, учитель любой специальности, диджей). Задача – догадаться, о какой профессии рассказывает пантомима.
Вывод:
Педагог: Как догадались, что пантомима рассказывает о той или иной профессии? (Возможные ответы воспитанников: «Есть подсказки в жестах»)
Заключение
а) Мифы о выборе профессии
Педагог: По поводу выбора профессии существуют разные заблуждения. Предлагаем вам обсудить в группах некоторые утверждения о выборе профессии:
Профессию следует выбирать, уже став взрослым.
Профессия выбирается раз и навсегда.
Выбор профессии зависит от толщины кошелька.
Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
Вывод:
Педагог: Выскажите своё согласие или несогласие.
б) Притча о мудреце и бабочке
Педагог: Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него, жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
- Все в твоих руках...
Вывод:
Педагог: Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие события и прочее - все это либо черное либо белое. Но реальный мир многоцветен. Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для вас.
На память о нашей теплой встрече позвольте подарить вам эти открытки-памятки (каждому учащемуся раздаются рекомендации по выбору профессии).