Игры и упражнения, способствующие оздоровлению и профилактике заболеваний
Игры и упражнения, способствующие оздоровлению и профилактике заболеваний
Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями является наличие у них различных нарушений психического и физического развития. Иммунитет данных детей ослаблен и поэтому часто подвержен разнообразным заболеваниям: болезни дыхательной системы, общие бронхолегочные заболевания, нарушение осанки, инфекционные заболевания и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения, способствующие оздоровлению и профилактике заболеваний»
Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры «Леушинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Игры и упражнения, способствующие
оздоровлению и профилактике заболеваний.
Составитель:
Астапенко Ольга Викторовна, учитель математики
п. Леуши, 2016
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
1.Игры для профилактики болезней дыхательной системы………………..5
2. Игры для профилактики бронхолегочных заболеваний………………….7
3. Игры для профилактики нарушения осанки………………………………9
4. Игры после перенесенных инфекционных заболеваний………………...12
Заключение ……………………………………………………………………15
Список литературы
«…во главе педагогических мероприятий,
проникая через всю воспитательную
работу, должна стать забота
об укреплении здоровья ребенка».
В.А.Сухомлинский
Введение
Здоровье – великое благо. Здоровье – категория общечеловеческая. Здоровье человека – актуальная тема во все времена. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детстве.
Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями является наличие у них различных нарушений психического и физического развития. Иммунитет данных детей ослаблен и поэтому часто подвержен разнообразным заболеваниям: болезни дыхательной системы, общие бронхолегочные заболевания, нарушение осанки, инфекционные заболевания и т.д.
Когда ребенок, находящейся в условиях школы-интернат заболевает, то это становится бедой, так как он оторван от дома, родителей. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению. В это время важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. Психоэмоционнальное состояние играет положительную роль в выздоровлении.
Другая особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Во время болезни или в период выздоровления врачи рекомендуют покой, что ограничивает движение, снижает естественную двигательную активность детей.
Движение для ребенка – это радость, здоровье, развитие, способ его существования. Если взрослые ограничивают движения ребенка, не считаются с его двигательными потребностями, это может привести к агрессивному поведению как следствию внутреннего напряжения. Отсюда нарушения в психическом и физическом здоровье детей.
Для того, чтобы помочь детям восстановить и сохранить здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Достаточно организовать для детей «лечебные» игры, не вызывающие психофизиологической нагрузки. В данной работе собраны игры и упражнения, способствующие оздоровлению и профилактике заболеваний.
Использование данных игр не только укрепляет иммунитет, но и способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию координации движения. Для профилактики заболевании особенно эффективны игры, проведенные на свежем воздухе. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при систематическом их проведении.
Цель данной работы подобрать игры для конкретного заболевания и описать механизм воздействия игры на организм ребенка.
1. Игры для профилактики болезней дыхательной системы
При профилактике верхних дыхательных путей необходимо выработать правильное носовое дыхание. Оно способствует тренировке дыхательной мускулатуры, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа. При проведении игр с детьми необходимо следить за правильностью осанки.
Ход игры: Ведущий рассказывает «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех». Затем дети парами дуют на вертушку (можно сделать самим), чья вертушка дольше крутиться, тот и победил. Или предлагается детям дуть на подвешенный воздушный шарик, чей шарик отлетит выше, тот и выиграл. Каждому ребенку дается по три попытки. Ведущий должен показать, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Из каждой пары выбираются лучшие, и они соревнуются между собой. Победителю присваивается титул «Король ветров» и одевается корона.
«Бульканье»
Цель: восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Оборудование: стакан, наполненный на половину водой, коктейльная трубочка.
Ход игры: Перед каждым ребенком стоит стакан с водой и соломинкой. Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый ребенок пробует сделать то же самое. Ведущий следит за правильностью выполнения. После этого можно предложить устроить соревнование у кого пробулькает дольше всех.
«Запасливые хомячки»
Цель: тренировка носового дыхания, координация движения.
Ход игры: Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула, шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все зерна на другую сторону. Ребенок берет в руку зерна, надувает щеки и переходит через «болота» по «кочкам». На другой стороне оставляет зерна на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно и т.д.
Оборудование: стол, 2 теннисных шарика (разного цвета), 2 кубика (пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.
Ход игры: Дети разбиваются на пары. Каждому вручается теннисный шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше.
2. Игры для профилактики бронхолегочных заболеваний
Для профилактики бронхолегочных заболеваний рекомендуются игры с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песен в такт ходьбе. Полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями по расслаблению, дыхательными упражнениями.
«Поезд»
Цель: улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигналы.
Ход игры: Дети становятся в затылок друг другу. Стоящий впереди изображает паровоз (вначале изображает взрослый). Он гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («гу, гу»), они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряя шаг, переходя на бег. После слов ведущего «Приехали» дети замедляют ход до сигнала «стоп».
«Подпрыгни и подуй»
Цель: улучшение функции дыхания, повышение тонуса, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.
Оборудование: воздушные шары.
Ход игры: На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает.
«Пчелка»
Цель: формирование правильного дыхания (глубины и ритма), укрепление мышц рук, пояса верхних конечностей, развитие внимания.
Ход игры: Ведущий предлагает поиграть в «пчелку». Ребенку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову. Со слов ведущего «Пчела сказала жу-жу-жу» ребенок произносит на выдохе «жжж» и вместе с ведущим на вдохе разводит руки в стороны и говорит «Полечу и пожужжу, детям меда принесу». Встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и жужжит, садится на прежнее место. Игра повторяется 4-5 раз. Ведущему необходимо следить, чтобы вдох был через нос и дыхание глубокое.
«Мартышки и кокосовые орехи»
Цель: улучшение функции дыхания.
Оборудование: мяч
Ход игры: Игра проводится сидя. Играющие располагаются по кругу. Ведущий находиться в центре или за кругом. Дети кидают мяч друг другу по кругу 3-4 раза, а затем ведущий убирает мяч. Это – «погрузка кокосов на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произнося: «Чу-чу-чу поезд движется!» Через 2-3 минуты ведущий останавливает поезд «Стоп», дети говорят «шшшш». После этого начинается «выгрузка кокосов» - те же движения, что и при «погрузке».
3. Игры для профилактики нарушения осанки
Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени и почек.
Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы. В процессе проведения игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия.
Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка.
«Восточный официант»
Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника
Оборудование: книги, кубик
Ход игры: Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят на голове грузы. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Ведущий кладет на голову ребенку книгу и предлагает пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Постепенно игру усложняют: на книгу ставят кубик, пройти между кеглями (партами). После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
Ход игры: Ведущий показывает о лягушках и показывает, как они прыгают, квакают. После чего ребенку предлагается попрыгать, как лягушка. Ребенок садиться на корточки, опираясь на руки (на четвереньках). Ведущий обхватывает его за пояс и помогает выпрямить назад согнутые ноги (сначала одну, потом другую, затем обе ноги одновременно). Упражнение необходимо повторить 3 раза, чтобы ребенок отрывал ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше. Позже ребенок может выполнять упражнение самостоятельно под контролем взрослого.
«Белочка»
Цель: укрепление мышц туловища и конечностей, координация движений.
Оборудование: гимнастическая лестница, игрушка, закрепленная на лестнице.
Ход игры: ведущий рассказывает ребенку о белочках: как они живут, как питаются. Одной белочке подарили игрушку, и она хочет показать ее нам. «Принеси и покажи игрушку» - говорит ведущий. Ребенок поднимается по гимнастической лесенке и, взяв игрушку, спускается вниз. Ведущему нужно страховать ребенка.
«Походи боком»
Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, мышечного аппарата стопы, развитие равновесия.
Оборудование: кубик или книга
Ход игры: Положить ребенку на голову кубик или книгу и предложить продвигаться вправо приставным шагом. Потом те же движения проделать влево, стараться не уронить кубик (книгу). Выигрывает тот, кто сможет сделать больше шагов.
«Ежик вытянулся-свернулся»
Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника
Ход игры: Ведущий рассказывает детям, как при опасности ежик сворачивается в клубок. В положении лежа (на спине) ребенок поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю часть туловища к коленям, наклоняется вперед, т.е. группируется, обхватывает ноги под коленями (ежик свернулся). Повторить 2-6 раз. Между каждым повторением полежать и расслабиться.
«Птичка»
Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника
Ход игры: ведущий предлагает поиграть в птичек. Ребенок стоит, согнув руки в локтях, касаясь при этом пальцами плеч («крылышки»). Ведущий помогает ребенку выпрямить спину и притягивает локти как можно ближе к телу. Затем ребенку предлагает попрыгать как птичка.
«Мишка - танцор»
Цель: развитие правильной осанки и вестибулярного аппарата
Ход игры: Ведущий рассказывает стишок:
Мишка косолапый пляшет и поет,
Мальчиков и девочек танцевать зовет.
Затем просит станцевать и спеть, как мишка. Дети встают напротив друг друга, берутся за руки. Затем начинают подпрыгивать и танцевать на месте, слегка продвигаясь вперед-назад и в стороны, под музыку. Воспитатель следит, чтобы дети держали прямо голову, спину.
4. Игры после перенесенных инфекционных заболеваний
У детей после перенесенных инфекций могут длительное время наблюдаться общее истощение и снижение эмоционального тонуса. На фоне щадящего режима дня правильно подобранные игры помогут детям обрести уверенность в себе, улучшают его психическое здоровье. Жизнерадостное настроение способствует правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и т.д.
«Найди предмет»
Цель: повышение эмоционального тонуса
Оборудование: пуговица или монетка
Ход игры: Дети сидят по кругу, руки сжаты в кулаки. Один играющий берет пуговицу и прячет в руке. Водящий стоит в стороне. Дети вместе с ведущим выбирают песенку, с помощью которой будут подсказывать водящему, у кого пуговица. По сигналу ведущего водящий обходит играющих детей, которые тихонько напевают песенку. Когда водящий приближается к ребенку, держащему предмет, дети начинают петь громче, когда он удаляется от него, - тише. Водящий должен угадать, если не угадал, продолжает поиск.
«Клоуны»
Цель: повышение эмоционального тонуса
Ход игры: Дети свободно стоят в кругу. По сигналу воспитателя они выполняют следующие движения:
брови свести и развести;
глаза прищурить, затем широко открыть;
губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать;
шею максимально вытянуть, затем опустить;
плечи максимально свести и развести;
руками обнять себя, погладить.
Упражнения выполняются один-два раза.
«Близнецы»
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие согласованно действовать в коллективе.
Ход игры: Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу воспитателя они выполняют следующие команды:
присесть;
встать;
встать на носочки;
наклониться влево;
наклониться вправо;
прогнуться назад;
постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.
«Лягушки и цапли».
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие согласованно действовать в коллективе.
Ход игры: В середине площадки обозначают болото, в котором живут лягушки. По сторонам площадки очерчен ручей. В стороне – гнездо цапли (круг). По сигналу ведущего «Лягушки прыгают в болоте» играющие бегают и прыгают по площадке, изображая лягушек. По сигналу «Цапля идет!» цапля, перешагнув ручей, прыгает и ищет лягушек. Лягушки, спасаясь от цапли, перепрыгивают через ручей, стараясь спрятаться. Новая цапля выбирается после того, как будет поймано 2-3 лягушки.
«Кот идет».
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие согласованно действовать в коллективе.
Ход игры: Для игры очерчивается площадка, в углу которой отмечается «дом кота», а по сторонам - «норы мышек». Роль кота играет ведущий, его выбирают с помощью считалки. Игра начинается с присказки, которую произносит вожатый: «Мышки, мышки, выходите, Поиграйте, попляшите, Выходите поскорей, Спит усатый кот-злодей!»
«Горелка»
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие координации и быстроты движений.
Оборудование: мяч
Ход игры: Дети садятся в круг. Ведущий катит мячик одному из детей и включает музыку. В это время дети перекатывают мяч друг другу. Как только музыка затихает, выбывает тот, у кого оказывается мячик. Игра идет до тех пор, пока не остается самый ловкий ребенок.
Заключение
Игры и игровые упражнения имеют большое значение не только для всестороннего, гармоничного развития детей, но и при правильном их использовании помогать справиться с заболеваниями или способствовать профилактике той или иной болезни.
В начальный период обучения дети с ограниченными возможностями очень эмоционально реагируют на игровые действия. Поэтому не нужно ребенка заставлять выполнять какие-либо полезные движения, достаточно повести одну из выше представленных игр. Ребенку будет интересно выполнять те же самые упражнения не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему нравится.
Не следует забывать, что движение для ребенка – это радость, здоровье, развитие, способ его существования. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.
Список литературы
Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 96 с.
Елизарова Л.Н. Чирихин С.Н. Оздоровительная работа в начальной школе. // Начальная школа. - №9 – 2000.
Здоровьесберегающие технологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. // Под ред. Максимов Л.В., Ефремов А.В. – Ханты-Мансийск. – 2005. – 73 с.
Макаров М. Чтобы школьники росли здоровыми. // Воспитание школьников. - № 1 – 2005.
Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. // Начальная школа. - № 6 – 2006.
Моторина Л. Организация здоровьесберегающей деятельности. // Воспитание школьников. - № 10 – 2005.
Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для профилактики заболеваний. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 112 с.
Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе. // Воспитание школьников. - № 2 – 2005.
Сократов Н., Брагирова О., Манакова С. Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей. // Воспитание школьников. - № 9 – 2003.
Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.