Урок мужества в 9 классе, посвященный 70- летию Победы в Великой Отечественной войне.
Разработка
учителя русского языка и литературы
МБОУ ООШ с. Метевбаш Белебеевского района
Республики Башкортостан
Герои никогда не умирают!
Герои в нашей памяти живут!
Цели и задачи:
показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы
напомнить о юных героях (пионерах) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
Воспитывать уважительное отношение к подвигам наших односельчан
Оборудование: мультимедийный проектор, книги о героях-пионерах ВОВ, фотографии героев, фонограммы военных песен, видеофрагменты, аудиозаписи
ХОД:
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи. - Ребята, каждый год перед праздниками: Дня Защитника Отечества и 9 Мая мы с вами говорим о Великой Отечественной войне. Давайте вспомним, что мы знаем об этом событии?
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофрагмент о войне.
- Какие эмоции у вас возникли при просмотре этого отрывка?
- Семь десятилетий минуло с тех пор. Наша страна изменилась. Она стала богаче, краше, величественнее. Многие ветераны уже ушли из жизни, но память об их подвигах до сих пор жива. Это и музеи, посвящённые ВОВ, и памятники, книги, памятные даты. В наше время существует много исторических музеев, которые реконструируют битвы. Сегодня наша встреча будет посвящена героям Великой Отечественной войны: взрослым и детям. Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны у них было такое же счастливое детство, как и у вас. Но 22 мая 1941 года перечеркнуло всю их жизнь.
3. Работа по теме.
Песня – аудиозапись « До свидания, мальчики»
Именно в годы войны было создано много рассказов, повестей, романов и стихотворений, в дальнейшем ставших песнями. Одним из таких стихотворений является « Жди меня» К. Симонова ( чтение наизусть учителем).
(После стихотворения раздаётся звук разрывающихся бомб.)
Наше село тоже не осталось в стороне: из деревень Акбасар, Аккаин, Метевбаш, Чулпан на войну ушли 375 человек, живыми вернулись 158 человек. Погибли 217 человек.
Именно в эти дни мы должны говорить о Валишине Аглиулле Хисматулловиче ( фото).
Он родился в селе Метевбаш в марте 1922 года. Рано остался без родителей. С 1932 по 1936 год воспитывался в Белебеевском детском доме. Там ему сменили имя. Он стал Сашей - Александром Харитоновичем Васильевым. До войны он воспитывается в Уфимском детском доме (1936- 1937), затем - в Свердловском детском доме.
Шёл уже второй год Великой Отечественной войны, но Аглиулле не удавалось попасть на фронт. Его не брали " У тебя золотые руки. Ты нужен здесь", - говорили ему. В то время он работал слесарем - сборщиком Уралмашзавода. Но настойчивый юноша добился своего. Свердловский гервоенкомат зачислил его в добровольческий танковый корпус.
В первом же бою он отличился: автомат бойца бил без промаха, а одного фашиста Аглиулла "замочил" ножом. Командир батальона при всех его похвалил.
Александр Васильев (Аглиулла Валишин) быстро вошел в "семью" смелых, решительных и мужественных автоматчиков, действовавших вместе с танкистами. Он четко выполнял приказы и поручения командира. Любили и уважали его во взводе. Даже по фамилии не называли, а чаще просто Саша. Так Сашей и остался до конца войны.
За один из боев близ деревни Ольшаницы он был награжден орденом Славы 3 степени. А после форсирования Одера грудь воина из Метевбаша украсил орден Славы 2 степени, он стал старшим сержантом. Он настолько хорошо освоил тонкости военной профессии, что командование поручило ему и его подчиненным более сложное и ответственное задание - проникнуть в глубокий тыл противника. Данные разведки оказались ценными, своевременными. За этот подвиг Валишин был награжден орденом Славы 1 степени. А за хорошую разведку в районе Нойштадта, за смелость и решительность по ликвидации вражеской охраны на железнодорожном посту на груди Аглиуллы зажигается четвёртый орден - Красной звезды.
День Великой Победы Валишин встретил в Чехословакии. За два года до участия в войне он прошел свыше 5500 километров фронтовых дорог.
В 1946 году после четырнадцати лет разлуки А.Х.Валишин вернулся в родное село. Он был радушно встречен односельчанами.
Итак, июнь. Лето. Суббота. Люди занимались обычными для себя делами: дети играли на улице, старшеклассники возвращаются с выпускных вечеров. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. В воскресенье в 4 часа утра немецкие войска пересекли границу нашей страны. Многие сёла были сожжены, города окружены и взяты в блокаду.
Просмотр видео « Дети в годы Великой Отечественной войны»
(Обсуждение видео)
“В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом –
Паспорта.
И в этом нет беды...
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда...”
Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины и дети пошли работать на заводы, где выпускали снаряды. Гибли целыми семьями, появилось много сирот. Но всё это их не сломило. Они боролись. Даже дети работали, помогали взрослым: воевали в действующей армии, в партизанских отрядах.
“Мы великих дел не вершили
И по трижды чужой вине,
Как солдаты,
В землянках жили,
Умирали,
Как на войне”.
Учитель:
- Страшная война коснулась всех и особенно детей. Все они были лишены детства. В один день ребята повзрослели. Многие воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они хотели также, как и взрослые защищать своё Отечество. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах.
Просмотр видеоролика «Дети и война. Маленькие герои большой войны»
- Попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?
- С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали – не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст. Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. Кое-кому это удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием – вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: “Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания”.
Мы сегодня утверждаем, что »Герои никогда не умирают! Герои в нашей памяти живут!». Мы знаем и помним о их подвигах…
Аудиозапись стихотворения Р. Рожденственского « Помните через века, через года…»
4. Итог урока.
Учитель.
- Вы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми.
Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради Победы. ( Просмотр видео фильма « Мы помним»)
Ученик
- В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.
Ученик
- Мы помним всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.
Ученик
- Вечная память всем погибшим.
Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!