kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети младшего школьного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от учащихся абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Соответственно необходимо искать новые формы к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников. В рамках реализации работы в этом направлении мною разработан проект (он может быть долгосрочным) по теме:  «Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения »

«Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».


Столярова В.В.,

Учитель начальных классов

МБОУ НШДС №14

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Статистика показывает: ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом автомобильного парка и рядом других причин. По данным статистики, в 2010 г. в Российской Федерации произошли 20 262 ДТП с участием детей до 16 лет, в которых 898 детей погибли, 21 149 получили травмы различной степени тяжести. По сравнению с 2009 г. количество ДТП увеличилось на 1,5 %.

Дети младшего школьного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от учащихся абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Соответственно необходимо искать новые формы к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников. В рамках реализации работы в этом направлении мною разработан проект (он может быть долгосрочным) по теме: «Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».













Модель проекта

«Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».


Цель проекта: Формировать у учащихся устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи проекта:

1. Обучать учащихся безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.


Этапы реализации проекта:

4 года (обучение в начальной школе).


Участники проекта:


- учащиеся 1-4 классов;

- педагог;

- учитель музыки;

- инспектор ГИБДД;

- родители.


Основные направления работы с учащимися:

- диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице) (приложение №1);

- организованные формы обучения;

- совместная деятельность учителя и учащихся;

- самостоятельная деятельность учащихся;

- экскурсии и наблюдения (приложение №2);

- ознакомление с окружающим;

- развитие речи (приложение №3);

- художественная литература;

- викторина, КВН по ПДД (приложение №4);

- конструирование;

- изобразительная деятельность

- игра;

- встречи с инспектором ГИБДД;

- музыкальные праздники.

Принципы реализации проекта (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Младшие школьники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Модель реализации проекта:

(представляется некая система, в рамках которой учитель пополняет материал в зависимости от возраста учащихся)

1. Необходима подборка методического инструментария:

- картотека подвижных игр по ПДД (приложение №5);

- картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека» (приложение №6);

- подборка художественной литературы по ознакомлению учащихся с ПДД;

- конспекты мероприятий, бесед (приложение №7);

- цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;

- памятки и листовки-обращения к учащимся (приложение №8).

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями учащихся. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, можно использовать разнообразные формы:

- анкетирование (приложение №9);

- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

- консультационный материал «Ребёнок и дорога» (приложение №10);

- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

- родительские собрания («Ребенок и дорога», «Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов») (приложение №11);

- встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД («Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»);

- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.


2. Ресурсное обеспечение проекта:

- Уголок “Дорожного движения” в классе (приложение ..).

- Центр “Светофорик” на территории школы.

2.1 Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- настольно-печатные игры;

- дидактические, развивающие, мультимедийные игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- видеоматериал по ПДД;

- дорожные знаки.

2.2. Методический инструментарий.

2.3.Библиотечка «Школы светофорных наук».

Все это позволит педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.


Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений учащихся об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения учащихся предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

5. Разработка общих рекомендаций по обучению младших школьников правилам поведения на улице.


Диагностический инструментарий:

  1. Система диагностических знаний по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения.

  2. Анкетирование родителей «Безопасность вашего ребенка на дороге».


Литература:

1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.

2. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Столярова Виктория Викторовна

Дата: 03.11.2015

Номер свидетельства: 247323

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Статья "Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации в новом коллективе" "
    ["seo_title"] => string(94) "stat-ia-formy-individual-noi-raboty-s-uchashchimisia-v-pieriod-adaptatsii-v-novom-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "229221"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441645591"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства