kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа проблему духовно-нравственного воспитания будущего поколения ставит особенно остро, так как в связи с гуманистическим кризисом в обществе увеличивается потребность в личности, являющейся носителем общечеловеческих, традиционных духовных ценностей, обладающей прочной нравственной позицией и способной к самостоятельному и осознанному выбору истинных целей жизни.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание учащихся»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ


В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство.

В. А. Сухомлинский


XXI век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. В стране идет образовательный бум, предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы воспитательного процесса. На лицо прогресс. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени.

Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Наблюдается жестокое обращение с детьми, увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение.

Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы. Нам просто некогда любить своих детей!

Человек в нашем обществе привык жить в дефиците внимания. Дефицит любви приводит ко всем несчастьям: к жестокости, наркомании, алкоголизму, к тяжелым преступлениям.

Психологами доказано, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – условие нормального развития ребенка. И как здесь не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Мои знания, мой накопленный опыт позволили мне со временем выстроить свое педагогическое кредо - всем сердцем отдавать любовь детям. Любовь позволяет раскрыть душу ребенка, необходимо только набраться терпения.

Исходя из этого, приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Современная школа проблему духовно-нравственного воспитания будущего поколения ставит особенно остро, так как в связи с гуманистическим кризисом в обществе увеличивается потребность в личности, являющейся носителем общечеловеческих, традиционных духовных ценностей, обладающей прочной нравственной позицией и способной к самостоятельному и осознанному выбору истинных целей жизни.

В законе «Об образовании» на первом месте стоит «приоритет общечеловеческих ценностей», а среди его целей названо «формирование духовно-нравственной личности».

Обществу нужны люди, умеющие видеть, ценить, беречь красоту окружающего мира, заботиться о ее преумножении, преданные дому, семье, стране. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.

Термин «духовно-нравственное воспитание» состоит из двух понятий «духовность» и «нравственность». Духовность понимается как обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу. Нравственность (или мораль) – представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Цель духовно-нравственного воспитания – духовное обновление ребенка.

Главная задача для меня как для педагога: научить ребенка любить окружающих людей и себя.

В своей работе я использую картины художника Н.П. Богданова-Бельского (см. Приложение №1), которые способствуют воспитанию качеств души ребенка, определяющих его поступки:

  • благодарность;

  • целомудрие;

  • личная ответственность;

  • стремление и навыки оказания помощи;

  • послушание;

  • сострадание;

  • умение просить прощение и прощать;

  • благожелательность ко всем людям;

  • патриотизм - любовь к Родине.

Обобщением вышеперечисленных качеств, является проявление любви.

Педагогические механизмы в моей воспитательной системе по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Это:

Работа с детским коллективом в урочное время.

  • Проведение классных часов по духовно-нравственному воспитанию детей («Часы нравственности»); чтений и дискуссий по нравственной тематике и т.д.

Организация внеурочной деятельности

  • Планирование мероприятий совместно с учащимися.

  • Часы общения, праздники, игры, экскурсии по духовно-культурным историческим центрам страны, края, города.

  • Шефская работа школьников.

  • Уход за могилами предков.

Работа с родителями учащихся.

  • Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное становление детей.

  • Родительские собрания, консультации, беседы.

  • Организация и проведение совместного досуга детей и родителей.

Таким образом, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, творческой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.

Организуя воспитательную работу в своем классе, я выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими воспитанниками:

  • при контакте с детьми дарю как можно чаще приветливые взгляды и ласковые прикосновения;

  • при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;

  • стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков учеников;

  • учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;

  • создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.

В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

  • Не запрещать, а направлять;

  • Не управлять, а соуправлять;

  • Не принуждать, а убеждать;

  • Не командовать, а организовывать;

  • Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Каждый день я стремлюсь, чтобы дети несли не злобу, не стремление выместить обиды на ком придется, а стремились к добру и миру. Стараюсь преобразить детскую агрессию в энергию добра. Этому способствуют частые беседы и дискуссии о нравственности и безнравственности, о разных поступках людей. Стараюсь, чтобы каждый ребенок выносил из этих бесед положительный опыт.

Вот пример из моей практики. Аня воспитывалась в социальном центре. У неё были напряжённые отношения с мамой, полное отсутствие взаимопонимания, девочка уходила из дома. К нам в класс пришла год назад. Сначала Аня была очень замкнутой, на контакт со мной и с ребятами шла с трудом, интереса к учёбе не проявляла. Мне пришлось набраться огромного терпения, проявить милосердие и заботу к этому ребенку. Просто принять его таким, каков он есть. Я постаралась окружить Аню лаской и теплом, пыталась расположить к доверительной беседе, также доброжелательно к девочке относились и одноклассники. Постепенно сердце ребёнка оттаяло, и она оказался очень хорошим, умным, добродушным человеком. Мне удалось выявить у неё художественные способности, Аня неплохо рисует, она принимала участие в оформлении школы к праздникам, участвовала в конкурсе рисунков «Cветлый праздник» и стала призёром. Девочка успешно сдала ОГЭ и сейчас продолжает обучение в профессиональном училище, отношения с мамой стали гораздо лучше.

Как мало надо ребенку, чтобы душа его засветилась благодатным светом – участие, любовь, и внимание. Душевный контакт с ребенком, общение с ним, духовное единение.

В своей работе я опираюсь на простые постулаты:

  • если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;

  • если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;

  • если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;

  • если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.

В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности, где духовность - ценностная характеристика сознания, вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), что является основой нравственности. Исходя из этого, важным условием духовно-нравственного развития ребёнка я считаю самовоспитание. Важно помнить, что воспитание - лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно лишь тогда, когда следствием этого воздействия является самовоспитание, которое как относительно самостоятельный процесс в то же время является и результатом воспитательных воз­действий.

Несомненно, что субъектом самовоспитания является сам ребенок, а субъектами стимулирования этого процесса могут являться все участники воспитательного процесса: педагоги, родители, товарищи и т. д. Я считаю, что для педагогов задача стимулирования самовоспитания детей должна входить в комплекс задач осуществляемой ими воспитательной работы.

Педагогическое стимулирование самовоспитания представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе и включении в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации. Эффективность стимулирования самовоспитания учащихся находится в определенной зависимости от того, насколько дети осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Видение своих перспектив, ощущение радости успеха, вызывающее положительные эмоции, стимулируют внутреннюю активность и личностное развитие. Открывая перед учащимися перспективы их роста и развития, нельзя абстрагироваться от испытываемых ими в процессе самовоспитания трудностей. Чтобы достичь успехов в самовоспитании, требуются длительные и большие усилия. Для стимулирования самовоспитания в своей работе я использую опыт педагогики прошлых лет (см. Приложение №2).

Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей я организую для детей познавательные экскурсии, где мы знакомимся с достопримечательностями и историей городов, посещаем музеи, выставки, встречаемся с интересными людьми. Также мы с ребятами проводим поисковую исследовательскую работу по сбору материала о Великой Отечественной войне. Продуктом нашей деятельности стала проектная работа, выставка «Войны священные страницы навеки в памяти народной». На ней были представлены книги, военные реликвии, исследовательские работы и другие материалы.

Формируя у учащихся духовно-нравственные ценности, большое значение я придаю работе с родителями. Моя любовь к детям, забота о них соединила меня невидимой нитью с их родителями, которые стали более терпимыми, внимательными, заботливыми. И я рада, что мне удалось сплотить не только детский коллектив, но и родительский. Я стараюсь объединить детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.

       Не все порой удается в работе, но считаю, каким человеком в будущем станет ученик, в большей  степени зависит от того, каким был его учитель. Хочется закончить словами Гёте: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.


ЛИТЕРАТУРА


1.Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.

2. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.

Интернет-ресурсы:

1.Задачи и цели духовно-нравственного развития и воспитания. http://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/duhovno-nravstvennoe/duhovno-nravstvennoye-vospitaniye.html

2. Духовное воспитание личности. Сущность, специфика и задачи духовно-нравственного воспитания личности. http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3620

















Приложение №1

Использование наглядности для бесед с учащимися

Качество души: личная ответственность

Н.П. Богданов-Бельский. У дверей школы.



Качество души: сострадание.

Н.П. Богданов-Бельский. Горе.

Качество души: сострадание; благожелательность.

Н.П. Богданов-Бельский. У больного учителя.

Качество души: благожелательность.

Н.П. Богданов-Бельский. Виртуоз.

Качество души: благодарность, личная ответственность, целомудрие,

благожелательность ко всем людям.

Н.П. Богданов-Бельский. В церкви.























Приложение №2


Использование в работе педагогического опыта прошлых лет



10


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Духовно-нравственное воспитание учащихся

Автор: Ставровская Татьяна Александровна

Дата: 15.10.2019

Номер свидетельства: 522813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок окружающего мира. Наши проекты "Кто нас защищает"."
    ["seo_title"] => string(60) "urokokruzhaiushchieghomiranashiproiektyktonaszashchishchaiet"
    ["file_id"] => string(6) "317019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460227465"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства