Просмотр содержимого документа
«Доклад "Модель школьного самоуправления"»
Модель школьного самоуправления.
Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии обществественности в управлении школой. Однако, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.
Что такое самоуправление?
Самоуправление - управление жизнедеятельностью коллектива осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях учащихся.
Существует много моделей школьного самоуправления. В нашей школе она представлена следующими 3 уровнями:
Первый – классное ученическое самоуправление;
Второй – школьное ученическое самоуправление;
Третий (на уровне района) – районное самоуправление.
Участниками и организаторами модели являются участники педагогического процесса (учителя, родители, ученики). Взаимодействие
всех участников педагогического процесса (учащихся, учителей и родителей) по данным уровням органично сочетает образование, воспитание и дополнительные занятия по интересам.
Рассмотрим каждый уровень.
Структура первого уровня - классное ученическое самоуправление. Наиболее широкое распространение в практике работы получила структура по видам деятельности. У нас в школе – это следующие виды деятельности: досуг, труд, общение, индивидуальная работа. Высшем органом данного уровня является классное собрание. Каждый класс – это экипаж. Каждый экипаж имеет свое название, девиз, каждый член экипажа имеет своё поручение. В каждом кабинете оформлен уголок. Главным на данном уровне является капитан (помощник кл. руководителя).
«Второй уровень»
Структура второго уровня ученического самоуправления на уровне школы. В нашей школе – это Содружество «Алые паруса», организованное в октябре 1995 года. Содружество «Алые паруса» - это добровольное, самостоятельное, общественное объединение детей, подростков и взрослых.
Цели: 1. вырасти достойными гражданами своего Отечества; помогать каждому познавать и улучшать окружающий мир.
формировать качества личности, способности к самоопределению, самореализации личности.
Задачи:
воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в учёбе, труде, чувство товарищества, коллективизма, уважения к младшим и старшим
создание условий для самоопределения, самореализации личности,
воспитания патриотизма через любовь к Родине, к родным и близким
Девиз: «За Родину, добро и справедливость »
Вступить в содружество можно любому, достигшему 7- летнего возраста.
Высшим органом ДО является сбор содружества «Алые паруса», который собирается 2 раза в год для того чтобы:
Познакомить с планом работы ДО и принять в ДО новых членов.
Подвести итоги работы объединения за год.
В период между сборами действует «Совет капитанов», который собирается 1 раз в 2 недели, для решения текущих вопросов. Членами совета капитанов являются капитаны экипажей, возглавляет совет – председатель содружества, который избирается общим голосованием. (Игра «Выборы») У каждого члена «Совета капитанов» есть свое поручение.
Развитие и активизация ученического самоуправления как самого сложного уровня самоуправления в школе возможно через игру. Поэтому в центре нашей модели самоуправления стоит игра – соревнование.
В ходе игры все дела школы организуются на основе технологии КТД (коллективно творческое дело). Совместные КТД становятся основой зарождения школьных традиций:
Игра - соревнования идет по следующим направлениям: шефская работа, тимуровская работа, выпуск газет, ведения тетради учета, санитарное состояние кабинетов, дежурство по школе, участие в конкурсах, рейдах, викторинах… За выполнения каждого задания экипажи получают жетоны: 1м – 3 жет, 2 м. – 2 жет, 3 м – 1 жет. В конце каждой неделе, четверти, года подводятся итоги, которые оглашаются на линейке. Победители награждаются.
Для активизации органов детского самоуправления используются следующие формы и методы: дискуссии, конкурсы (рисунков, песен, стихов), беседы (Масленица), вечера (новый год).
Формирование единого школьного коллектива на основе игры позволяет строить демократические взаимоотношения между детьми и взрослыми на принципах делового партнерства: доверие, уважение, взаимопомощи, персональной и коллективной ответственности. При организации самоуправления в школе, важно отметить, что деятельность детей, наделенных полномочиями взрослых, не должна перерасти в бесконтрольную самостоятельность. И добиться это силами одной вожатой нельзя. Это возможно лишь совместными силами, силами вожатой и кл. руководителей. Кл. рук не должен осуществлять только контроль за выполнением заданий, он должен совместно с ребятами творить, работать, участвовать в жизни содружества, оказывать помощь своим учащимся во всем. Активное участие в жизни содружества принимают все педагоги школы.
От того, на сколько заинтересованы кл рук., экипаж зависят результаты. Например, итоги за 3 четверть:
Среди младших классов:
1м. - экипаж «Бригантина», «Морячок» - Рогозина Т. А.
2м. – экипаж «Буратино», «Юнга»- Межерицкая С. В.
Среди старших классов:
1 м. – экипаж «SOS» - Царёва О. А.
2. м. - экипаж «Санта - Мария», «Каравелла»
Вдовиченко Н. В.
3 м. – экипаж «Колумб»- Мальцева А. А.
Ведь только все вместе мы сможем добиться положительных результатов.
Нормативно – правовую базу функционирования школьного самоуправления представляют следующие документы:
устав образовательного учреждения;
устав ДО Содружество «Алые паруса»;
Что дает ученическое самоуправление?
Учащимся:
развитие навыков работы в группе, в команде;
ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
организует свободное время детей;
ведет к улучшению учебной результативности детей;
снижает конфликтность в семье;
дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
помогает организовать детей;
сплотить детский коллектив;
повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
Третий уровень.
Наше содружество входит в состав ДО Исилькульского района «Патриот».
Учащиеся нашей школы ежегодно активно принимают участие в реализации районных программ и добиваются высоких результатов.
Таким образом, осуществляется работа в нашей школе. Мы стараемся делать все, чтобы способствовать активной работе нашего органа самоуправления.
Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии обществественности в управлении школой. Однако, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.
Самоуправление - это и планирование всех дел, и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.