Просмотр содержимого документа
«Доклад " ФГОС ООО: актуальные проблемы"»
ФГОС ООО: актуальные проблемы
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому образовательные стандарты - это веяние времени.
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе начался в 2015 учебном году и продолжается сегодня. Внедрение ФГОС осуществлялось через изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей о подготовке к переходу на новые стандарты.
Педагогический коллектив нашей школы много лет реализовывал программу развития личности школьника. Школа не может не гордиться достигнутыми результатами в образовательном процессе. Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для нас, учителей, стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека – стало самой серьёзной проблемой для администрации и педагогов школы.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:
- изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;
- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно. Постоянно участвуют в вебинарах издательств «Дрофа» и «Просвещение», публикуют свои работы в различных изданиях и на федеральных сайтах.
Все формы методической работы в нашей школы можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Формами работы в школе были выбраны:
- тематические методические и педагогические советы;
- тематические заседания ШМО, микрогрупп;
- диагностика, педагогический мониторинг;
- индивидуальная работа;
- аттестация;
- самообразование педагогов;
- семинары - практикумы;
- открытые уроки;
- взаимопосещение уроков;
- предметные недели;
- творческие отчеты;
- групповые и индивидуальные консультации;
- практикумы по конструированию уроков;
- информирование и обсуждение методических новинок;
- презентация методических наработок.
Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ООО на этапе подготовки обеспечивает создание необходимых условий для его внедрения и реализации.
Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы как положительные так и не очень:
- создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.
- положительная мотивация педагогов постепенно растет;
- учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
- слабо повышается методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
- не все формы методической работы нашли свое применение (семинары- практикумы, открытые уроки, взаимопосещение уроков, предметные олимпиады, презентации методических разработок)
Урок – основная форма работы.
Что меняется в современном уроке.
Мы пришли к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
В соответствии с новыми стандартами, нужно усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.
В современном уроке упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Но часто бывает, что некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия… А если нет?
Современный урок позволит детям лучше говорить, легче реагировать на вопросы учителя, вступать в диалог; учащиеся должны не просто воспроизводить увиденное или прочитанное (услышанное), но и уметь рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; уметь работать в паре; показывать навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей не адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
Наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель не совсем еще обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.
Вывод: сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий.
Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся.
Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий и учителям, и администраторам необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.
Результаты беседы с учителями показывают, что, несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГОС: 100% курсовую подготовку, посещение семинаров именно вопросы формирования и оценки УУД являются для них наиболее сложным. По мнению учителей наибольшее затруднение они испытывают в выделении и анализе заданий, направленных на УУД, в определении уровня сформированности УУД школьников. Это связано с тем, что единая диагностика предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, долгое время была практически не разработана. Поэтому первоначально нам нужно было разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь обеспечивает, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: метапредметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения. Особое место, среди них, занимают итоговые предметные и комплексные проверочные работы. Для индивидуализации образования недостаточно этих стандартизированных работ. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее содержание формирует и проверяет УУД.
Прошло время, но к сожалению, и сейчас для многих педагог этот вопрос болезненен (по итогам составления итоговых работ). Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя. Работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями. Предлагаю провести серию практикумов по данному вопросу.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Школьники и их родители информированы об учебной проектной деятельности, учителя предлагают школьникам темы проектов. Классные руководители следят, чтобы все ученики участвовали в проектной деятельности. Для 5-7 классов мы предлагаем участие не только в индивидуальных проектах, но и в парных и групповых.
Несмотря на это практика показывает, что на уроках и внеурочных занятиях учителями мало времени уделяется проектной деятельности; дети не охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.
Вывод: реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов.
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».