Павлодарская область Лебяжинский район
ГУ «Жанатанская основная общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
«Вклад классного руководителя
в сохранение и укрепление здоровья школьников»
Классный руководитель: Сапарбекова М.Т.
2014 год
Вклад классного руководителя
в сохранение и укрепление здоровья школьников
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности,
бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Здоровье – понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
«Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа». Хочу вас познакомить с формулами здоровья.
ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ:
Здоровье физическое
Что это? | Как определить? |
Отсутствие болезни | Определение наличия или отсутствия хронических заболеваний (мониторинг мед. карт). Ежегодные профилактические медицинские осмотры. Активность ребенка соответствует индивидуальной норме. |
«Нормальный иммунитет» |
Соответствие возрастной физиологической норме |
Уровень адаптации соответствует физической нагрузке в школе |
Душевное здоровье
Что это? | Как определить? |
Уверенность в себе. Умение сопереживать. Умение соблюдать дисциплину. Открытость общению, готовность получать знания. Нормальный уровень способностей (учебных). Умение общаться. Умение сказать «нет». Процессы возбуждение = торможение (инд. норма) | Наблюдение Нормальная учеба Поведение и реакции адекватны ситуации |
Табу и нравственность |
Здоровье социальное
Что это? | Как определить? |
Умение строить продуктивные отношения в социуме (семья – школа – друзья и т.д.) | По поведенческим признакам: - умение избежать конфликта и отстаивать собственные ценности; - открытость; - инициативность; - самостоятельность; - трудолюбие; - самоопределение. |
Умение строить перед собой задачи и пути достижения целей. |
принятие жизненно важных ценностей общества. |
Умение противостоять негативному давлению со стороны. | Укладывается в социальную норму (удовлетворение дефицитарных потребностей, способен к самообслуживанию). |
Удовлетворение базовых потребностей: - защищенность в семье; -материальное благополучие. | Ребенок (подросток) посещает школу. |
Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым.
Школа- это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому- либо или чему- либо.
Для себя я определила основные направления в этой работе:
сохранение и укрепление физического здоровья детей;
сохранение психического здоровья;
создание благоприятной социально-психологической адаптации.
В этой работе можно выделить ряд направлений.
Изучение состояния здоровья учащихся в классе. Я изучила личные дела учащихся и на первом родительском собрании в 5 классе раздала родителям анкеты ,в которых, наряду с общими вопросами, был блок вопросов, касающихся здоровья детей. Такие анкеты и личные беседы с родителями могут дать более точную картину заболеваемости в классе, а также помочь оказать при необходимости первую медицинскую помощь. При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья я обязательно ставлю в известность родителей и учитываю их рекомендации. Также я ставлю в известность учителей-предметников о хронических болезнях детей.
Считаю необходимым проведение беседы о гигиенической подготовке к проведению медицинского осмотра. Также ставлю в известность родителей и прежде всего тех, дети которых имеют серьезные заболевания.
Работа по поддержанию санитарного состояния кабинета. Как классный руководитель, я помогаю организовать дежурство в классе и контролирую своевременность и качество уборки.
Работа по организации питания учащихся. Я считаю необходимым знакомить ребят с принципами рационального и здорового питания (режим питания, разнообразность питания, сбалансированность питания).
Самой важной работой классного руководителя является вовлечение учащихся в различные мероприятия. Это и спортивные состязания, и подготовка диспутов и классных часов, сбор материала и оформление газет, подготовка проектов.(см.приложение)
Мною разработана тематика классных часов по ЗОЖ.
5-9 классы
1. Цикл бесед "Гигиена школьника".
2. "Здоровые привычки - здоровый образ жизни".
3. "Я здоровье берегу, сам себе я помогу".
4. "Кто наши враги".
5. "О спорт, ты - мир!".
6. "Режим питания".
7. "Вредные привычки и их преодоление".
8. "Пока горит свеча".
9. "Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек".
10. "Память: как ее тренировать".
11. "Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека".
12. "Нет наркотикам".
Это свою очередь, поможет поддерживать более тесные контакты с родителями, создать действительную альтернативу «анархизму улицы», разрушающему личность и здоровье детей, организовать досуг детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых.
Совместные праздники, конкурсы, экскурсии, посещение театров- без этого немыслима школьная жизнь! Вовлечение родителей в жизнь класса- важный фактор нормального психологического климата.
Анализ работы по формированию у школьников ценностного отношения к здоровью за 2013-2014учебный год показал положительные тенденции по выявленным ранее проблемам:
100% учащихся класса в системе занимаются спортом, посещают различные спортивные секции, что помогает повысить общий уровень здоровья, 100% ребят утверждают, что у них нет вредных привычек;
в классе на треть снизилось число пропусков по болезни. повысилось качество образования и показатели по устным предметам;
среди учащихся класса есть победители и призёры школьных, районных соревнований;
родители стали неизменными участниками различных внеклассных мероприятий в классе, и они более спокойны за своих ребят;
отмечается и положительная социальная адаптивность ребят, это и сформированность социальных установок, высокий уровень развития коммуникативных качеств, высокая степень социальной адаптации - в классе нет правонарушений;
повысился интерес учащихся к урокам здоровья (93% детей считают, что уроки здоровья нужны, а 85% - используют полученную информацию в жизни).
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,
совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.
Здоровьесберегающая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание; формирует духовную сущность человека; направлена на создание благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растёт и развивается ребёнок.
Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
Однако при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Ожидаемые конечные результаты
1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.