Дистанционное обучение учащихся с тяжёлой умственной отсталостью
Дистанционное обучение учащихся с тяжёлой умственной отсталостью
Эффективным средством организации образования детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение учащихся с тяжёлой умственной отсталостью»
Особенности обучения детей с ОВЗ (умственная отсталость)
в дистанционной форме.
Эффективным средством организации образования детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования, и призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Больше всех в этом нуждаются люди с ограниченными возможностями здоровья.
Информатизация учебно-воспитательного процесса и освоение новой формы обучения (дистанционной) открывает новые возможности для решения проблем в обучении детей с ограничениями возможностями здоровья. Наиболее значимые:
Оптимизация форм представления учебного материала.
Создание учебно-познавательной среды, интенсифицирующей процесс развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности, что важно для реализации как образовательных, так и социализирующих задач школы по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Обогащение интеллектуальной и творческой среды, вовлечение учащихся в создание мультимедийных и программных продуктов.
Необходимо создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) создаются в рамках запуска системы дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, для которых нет готовых цифровых учебных материалов, учитывающих особенности памяти, мышления и внимания детей с особенностями развития.
Правовую основу организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в обучении на дому (далее – дети с ОВЗ), составляют прежде всего Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".
Под определением «ограниченные возможности здоровья» подразумеваются различные нарушения психофизического развития ребенка, нуждающегося в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. К таким нарушениям относятся - нарушения слуха, речи, зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, умственная отсталость различной степени, детский аутизм, а так же множественные нарушения, включающие сочетание двух и более вышеперечисленных нарушений.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях. Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.
Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.
В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Данная положительная оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития - необходимое основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником приспособления детей с ОВЗ к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Учитывая конкретность мышления детей с нарушением интеллекта и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.
Для осуществления полноценного эффективного образовательного процесса, у учащегося должны быть в должной мере сформирован ряд познавательных психических процессов (различных аспектов памяти, внимания, речи, мышления), функционирующих в тесной взаимосвязи между собой и представляющих собой сложную систему, а у детей с ограниченными возможностями здоровья их развитие протекает со значительной задержкой и отличается качественным своеобразием, что негативно сказывается на успешности обучения в целом.
Особенности психического познавательного развития детей с ОВЗ успешно корригируются в процессе специально организованного обучения.
Особенности психического развития познавательных процессов
Приемы коррекции в процессе обучения с использованием ДОТ
Внимание детей с ОВЗ характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания.
Прохождение сетевого урока необходимо разбить на временные промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности.
Для привлечения непроизвольного внимания рекомендуется широкое применение наглядных средств обучения (уже содержатся в сетевом курсе).
Для развития произвольного внимания рекомендуется использовать средства определенного уровня абстрактности — схемы, диаграммы, таблицы.
Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ограниченными возможностями здоровья как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении. Таким образом, у детей наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.
Обучение мнемическим приемам:
Выделение ключевой опорной мысли (предложения) в каждом абзаце. Пересказ с использованием опорных ключевых предложений.
Обогащение активного словарного запаса, подбор иллюстраций, подбор синонимов, ведение словаря терминов, демонстрация примеров. Уделять внимание повторению материала. В начале каждого последующего урока важно посвятить некоторое время повторению уже изученной информации.
Учитывать эмоциональный фактор (связь излагаемого материала с прошлым опытом), за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает.
Речь. Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Отмечается и своеобразие в понимании речи: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, арифметических задач, программного материала. Для большинства учащихся с ОВЗ характерны слабая дифференциация лексических значений, незнание языковых правил перефразирования, неточности употребления антонимов и синонимов. Все это часто приводит к неправильному построению предложений.
Развитие речевого общения: грамматически правильное построение фраз; употребление в речи числительных и местоимений, служебных слов и предлогов, в первую очередь связанных с пространственными и временными категориями;
Подбор синонимов, обучение использованию синонимов и антонимов в устной и письменной речи.
Ведение словаря понятий и терминов по каждому изучаемому предмету. Акцентирование внимания учащегося на рубрике «Словарь» в материале урока. Устное оформление учащимся заданий к тестам Инструктирование по выполнению заданий, которые задаются на дом. Выполнение части домашнего задания на уроке в качестве примера (у учащегося должны быть примеры и алгоритмы выполнения каждого вида заданий, встречающихся в материале урока и в материале домашнего задания). Анализируя текст художественного произведения, целесообразно сначала уяснить содержание произведения. Учителю необходимо составить перечень вопросов по содержанию. Важно следить за тем, чтобы ответ учащегося был полным с приведением выдержек из текста произведения.
Анализируя поступки и характер героев художественных произведений, особое внимание уделить установлению причинно-следственных связей
Мышление. Дети с ОВЗ с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей.
Информацию необходимо предоставлять на примере конкретных операций над объектами.
Обучение анализу и сравнению явлений, объектов (составлять таблицы сходств и различий). Обучение установлению причинно-следственных отношений при помощи вопросов по содержанию материала, вопросов с формулировкой «Почему?», «Зачем?» (учителю следует подготовить вопросы заблаговременно).
Формирование пространственных представлений на основе программного материала по географии.
Развитие временных представлений на материале истории, литературы;
Развитие словарного запаса: отработка специальной терминологии при изучении различных предметов; овладение понятиями, обозначающими пространственные и временные представления в изучаемом материале; Овладение терминами, обозначающими абстрактные категории.
В условиях реализации учебного процесса в дистанционном режиме для каждого учащегося школы может быть составлен учебный план в соответствии с его индивидуальными особенностями здоровья и образовательными потребностями, которые включают в себя планы на продолжение образования и получение профессии.
В условиях получения учащимися с ОВЗ образования с использованием сетевых образовательных ресурсов значительная роль отводится сетевым преподавателям и педагогам-кураторам, осуществляющим методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса соответственно. Именно на этих субъектов образовательного процесса возлагается ответственность за создание специфических условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого учащегося.