Просмотр содержимого документа
«Беседа с родителями "Укрепление здоровья детей при помощи закаливания"»
МОУ «Красненская СОШ имени М.И. Светличной»
Красненского района Белгородской области
Беседа с родителями
Укрепление здоровья
детей при помощи закаливания
Подготовила
Зенина Инна Николаевна
Красное
2016
Цель:
Способствовать сознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.
Убедить родителей в необходимости закаливания.
Оборудование: компьютер, презентация «Закаливание», анкеты для родителей, карточки для рефлексии.
Ход беседы
1. Вступительная часть.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение». А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
2. Основная часть.
1. Знакомство родителей с результатами анкетирования детей.
Анкета « Отношение обучающегося к здоровью и здоровому образу жизни».
1.Болел ли ты в последние месяцы? Если болел, перечисли заболевания.
2.Сколько дней ты болел?
3. Что было причиной твоих болезней?
4. У тебя есть постоянный режим дня?
5. Ты ежедневно делаешь утреннюю зарядку?
6.Ты ежедневно проводишь на свежем воздухе 1 -2 часа?
7. Ты употребляешь фрукты и овощи 2 -3 раза в день?
8. Ты закаляешься?
9. Ты всегда одеваешься по погоде?
10.Ты занимаешься в спортивной секции или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков физкультуры)?
11. У тебя есть дома книги и журналы о здоровье и здоровом образе жизни? Какие?
10. Занимаются в спортивных секциях – 8 чел – 47%.
12. У 5 чел – 29% есть литература( Мед. энциклопедии, журналы «Здоровье», « ЗОЖ», « Домашний очаг», книга А. П. Лаптева « Как закалять детей», книга Семенова « Здоровое питание», « Жизнь без лекарств» и т. д.).
- Результаты анкетирования показывают, что есть над чем задуматься и родителям, и учителям.
2. Закаливание организма.
Результаты массового обследования и анализ обращения заболевших школьников в больницу позволяет определить наиболее распространенные заболевания среди детей младшего школьного возраста. Чаще всего подвержены болезням органов дыхания: ОРВИ, грипп, бронхит.
Простуда – одна из самых частых причин пропуска занятий. И даже если заболевший школьник посещает занятия, то полноценной отдачи учёбе не происходит. Внимание школьника рассеянно, он не только хуже обычного сосредотачивается на предмете, но и мешает другим обучающимся.
Основным средством профилактики простуды является – закаливание. Закаливание –повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды (низкой или высокой температуры) путём систематического воздействия на организм этих факторов.
В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.
Использование закаливающих процедур было известно человеку ещё в древние времена. Им в укреплении здоровья отводил большую роль Гиппократ (знаменитый древнегреческий врач и философ). По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, а те, кто держит тело в тепле, приобретают изнеженность мышц, слабость нервов, обмороки и кровотечение.
Прежде чем начать закаливающие процедуры, нужно обратиться к врачу, потому что закаливание оказывает сильное воздействие на организм, особенно на детей, которые приступают к нему в первый раз. Врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять для предупреждения нежелательных последствий. Наблюдение врача в процессе закаливания организма поможет выявить эффективность процедур или обнаружить нежелательные отклонения в здоровье.
Процедура закаливания.
Закаливание организма необходимо проводить изо дня в день, без длительных перерывов и вне зависимости от погодных условий. Положительный результат будет лишь в том случае, если длительность и сила действия закаливающих процедур будет постепенно наращиваться.
В весенне-летний период закаливание организма можно проводить более интенсивно, в осенне-зимний период температуру воды и воздуха снижают со значительными интервалами.
Первые шаги закаливания.
Перед закаливанием организма необходима его предварительная тренировка более щадящими процедурами. Можно начать с ножных ванн, обтирания, а затем приступить к обливаниям, при этом соблюдая принцип постепенного снижения температуры.
Основные средства закаливания
- вода,
- воздух,
- солнечные лучи.
В сочетании с физическими упражнениями эффективность
закаливающих процедур повышается.
Выбор процедур зависит от состояния
- здоровья,
- географических условий места жительства,
- климатических условий места жительства,
- времени года.
Наибольший эффект достигается при использовании
разнообразных закаливающих процедур.
Способы закаливания: обтирание, обливание, воздушные ванны, солнечные ванны, купание в открытых водоёмах, босохождение, моржевание.
Процедура обтирания: полотенце, губку или специальную рукавичку из материи смачивают в воде и слегка отжимают.Затем последовательно производят обтирание рук (в направлении от пальцев к плечам), шеи, груди, живота, спины и ног. После этого телорастирают сухим жёстким полотенцем до покраснения и появления приятного ощущения теплоты.
Обливание
Хорошим методом закаливания является обливание холодной водой. Для этого берут 2 – 3 ведра холодной воды желаемой температуры и выливают на всё тело. Основную роль при обливании играет температурное раздражение кожи, рефлекторно оказывает тонизирующее дыхание. После обливания тело необходимо обтереть сухим полотенцем.
Купание в открытых водоёмах
Эффективным средством закаливания является купание в открытых водоёмах. Во время купания на организм одновременно воздействует солнце, воздух и вода. Прежде чем купаться, обязательно обращайте внимание на правила безопасного поведения при купании. Купаться рекомендуется не раньше, чем через 1 – 1,5 часа после еды.
Воздушные ванны
Этот тип доступный каждому ребенку в любое время года. Воздух действует непосредственно на тело. Кожу, приводит к ряду биохимических изменений в клетках тканей, раздражает кожные рецепторы нервной системы. Воздушные ванны лучше всего применять на открытом воздухе, их полезно сочетать с различными физическими упражнениями – ходьбой, бегом, гимнастикой.
Солнечные ванны
Этот тип закаливания следует принимать разумно, иначе вместо пользы они могут вызвать ожоги кожи, перегрев организма, солнечный удар, перевозбуждение нервной системы. Прием солнечных ванн целесообразно сочетать с водными процедурами. После приёма рекомендуется 10 – 15 минут побыть в тени, а затем принять душ или искупаться.
Купание в открытых водоёмах
Эффективным средством закаливания является купание в открытых водоёмах. Во время купания на организм одновременно воздействует солнце, воздух и вода. Прежде чем купаться, обязательно обращайте внимание на правила безопасного поведения при купании. Купаться рекомендуется не раньше, чем через 1 – 1,5 часа после еды.
Хождение босиком
Ходьба босиком – это сильнейшее профилактическое и целительное средство, одна из составляющих системы здорового образа жизни.
Хождение босиком испокон веков использовалось для профилактики и лечения многих заболеваний. Современная наука подтверждает пользу босохождения. Прогулка по свежему снегу на первых порах должна быть не более 2 – 4 минут.
Моржевание
Наиболее эффективной водной процедурой является купание в ледяной воде. Однако подготовка к этому требует специальной тренировки и знаний физиологических процессов, проходящих в организме человека при купании в ледяной воде. Это высшая форма закаливания, так как в короткое время подключает к борьбе «за выживание» все органы человека.
Массаж
Массаж «волшебных точек» – один из методов закаливания организма.
Он основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на кистях рук и ушной раковине, связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.
«Приёмы точечного массажа»
Троекратное надавливание в течение 3 секунд с отрывом пальца между выполнением приёмов; вращательные движения по часовой стрелке и против неё.
Мизинец – регулирует работу сердечно – сосудистой деятельности.
Безымянный – регулирует работу печени.
Средний – регулирует работу кишечника и уравнивает давление.
Указательный - регулирует работу желудка.
Большой - регулирует работу мозга.
Практическая работа «Расположение точек и порядок выполнения массажа против ОРЗ» (проделывают)
- Давайте проделаем комплекс массажа против ОРЗ.
1. Поглаживание задней поверхности шеи сверху вниз.
2. Ямочка за ухом, упираясь в косточку (10 раз) для остроты слуха.
3. Ямочка напротив «козелка» 10 раз.
4. Крылья носа.
5. Между бровями, в конце провести по бровям.
6. Бегаем по ушным раковинам вверх-вниз.
7. Успокоительная точка, ямочка под подбородком.
Анкетирование родителей (нужное подчеркнуть)
Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?
Облегченная форма одежды на прогулке.
Облегченная одежда в классе.
Обливание ног водой контрастной температуры.
Хождение босиком.
Систематическое проветривание дома и класса.
Прогулка в любую погоду.
Умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.
Анализ анкет, обсуждение. Выступления родителей по теме.
(Родители делятся друг с другом опытом).
3. Заключительная часть.
-Закаливание детей требует от родителей не малых усилий и упорства. Только набравшись терпения можно добиться результатов.
Рефлексия «Цветограмма».
- Перед вами схема «Цветограмма». Дайте оценку нашему мероприятию по пунктам: актуальность, новизна, польза, интерес и обозначьте их нужным цветом, каким считаете вы.
- Спасибо всем за работу. Надеюсь, что наша беседа и буклеты помогут укрепить здоровье наших детей.