kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Альтернативные способы аттестации школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является статьёй ,в которой раасрывается один из альтернативных способов оценивания деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.Учащимся предлагается творчески подойти к созданию портфолио,которое включает в себя три раздела: документы, работы,отзывы.Собранный материал помогает раскрыть творческий потенциал школьника.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Альтернативные способы аттестации школьников »

Бердникова Татьяна Александровна –

учитель русского языка и литературы

средней школы – гимназии № 10

имени Чокана Валиханова,

Казахстан, г. Талдыкорган

Альтернативные способы аттестации школьников

Традиционная система оценивания образовательных результатов школьников – во многом формальная, лишенная индивидуализированной окраски, - не может быть признана полностью удовлетворяющей современным требованиям. Существует явная потребность как в поиске новых, более информативных форм в рамках традиционной системы оценивания (новых способов проведения контрольных работ, зачетов, экзаменов), так и в дополнении общепринятых форм аттестации иными, альтернативными способами. И те, и другие должны быть направлены на то, чтобы педагог мог оценить реальные учебные результаты школьников не только с точки зрения их соответствия требованиям государственных стандартов, но и с позицией личностного развития учащихся.

За рамками внимания педагога-предметника, заинтересованного, прежде всего, в том, чтобы ученик как можно более точно воспроизвел переданные ему на уроках знания, остается значительный пласт надпредметных знаний и умений ученика, степень развития его творческих возможностей, личностных качеств, социальных компетенций, приобретенных за определенный период (учебный год, школьную ступень).

Чтобы избежать формального подхода к оцениванию достижений учащихся на современном этапе обучения можно применять альтернативные способы оценивания как портфолио.

Само слово "портфолио" как основная идея собрания работ возникло еще в эпоху Ренессанса, когда итальянские художники и архитекторы привозили с собой наиболее значимые работы, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле как идея и как термин портфолио применяется до сих пор среди художников, фотографов. В области финансовой системы портфолио представляет собой выставление ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

Самое главное в идее портфолио - "портфолио-процесс" - совокупность процесса обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио.

Портфолио позволяет судить о компетентности школьника, чего нельзя сказать по результатам тестов, контрольных работ и т.д. В процессе работы над портфолио учащийся - в противоположность тестам - получает возможность представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно. Решающим здесь становится момент самоопределения. Важнейшей целью портфолио является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам учения, которая рассматривается как предпосылка повышения самоответственности ученика по отношению к учению.

Изменяя процедуру оценивания учебных достижений, мы оказываем существенное влияние на сам учебный процесс. Таким образом, портфолио как метод оценивания претендует не только на адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов образования. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым; так как работы, собранные в портфолио, имеют уровень, годный для представления, то его можно представлять третьим лицам (родителям, экзаменационной комиссии, работодателю и т.п.).

Создание портфолио полезно для замкнутых, стеснительных и вновь прибывших детей.

Исходный пункт работы с портфолио - постановка вопроса, открытой комплексной задачи, формулировка проблемы. Портфолио служит свидетельством степени достижения поставленной перед самим собой цели. Поэтому важно, чтобы цели были связаны с индивидуальными интересами учащегося и зафиксированы в письменной форме. Это позволяет учащемуся ориентироваться и систематически продвигаться к намеченной цели, а также проводить самооценку, то есть у школьника развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности и формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Фаза собирания портфолио заключается в создании работ, сборе документов, отзывов.

По целям различаются портфолио как способ оценивания учебных достижений и портфолио курсов (тематические, предметные), основная цель которых - позитивно влиять на сам процесс обучения.

В первом случае обычно говорят о портфеле или папке достижений, в которую складываются законченные работы. Такое портфолио отражает образовательную биографию учащегося и уровень достижений ученика.

Во втором случае портфолио курсов - документация работ школьника в рамках определенного курса и служит как инструмент самого обучения.

Портфолио можно использовать как форму промежуточной аттестации учащихся.

«Сверхзадача» педагога в процессе промежуточной аттестации состоит в том, чтобы:

  • определить уровень знаний, умений, навыков школьника по конкретному предмету (они и фиксируются традиционной отметкой, которая при этом обязательно должна быть мотивированной и понятной ему);

  • оценить рациональность его учебной деятельности;

  • выявить проблемы, с которыми сталкивается ребенок;

  • заметить его старания и усилия, затраченные для достижения предъявленного результата (дополнительное образование, личные достижения);

  • дать толчок к развитию мотивации, стимулировать последующие успехи учащегося.

Исходя из перечисленных аспектов, логично заключить, что формы промежуточной аттестации могут быть достаточно разнообразными, а способ фиксации полученных результатов непременно должен сочетать выставление традиционной отметки с развернутым комментарием к ней. Лучше всего, если такой комментарий оформляется учителем письменно – в специально разработанном для этого документе. Тогда выставленная отметка получает ту самую «прозрачность», о которой мечтают ученики и их родители.

Одним из способов проведения промежуточной аттестации учащихся может стать защита учебных проектов.

Школьные учебные проекты - достаточно популярный в современной школе вид детского практико-ориентированного исследовательского творчества – дают возможность школьникам включиться в процесс поиска истины и получения определенного результата. При этом активно развивается творческий потенциал ребенка и одновременно формируется целый ряд личностных качеств: умение брать на себя ответственность за выполненную работу, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект): сотрудничать, разделять ответственность, подчинять свои желания общим интересам.

Проекты могут быть:

  • монопредметными (выполняются на материале конкретного предмета);

  • межпредметными (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература, МХК);

  • надпредметными (выполняются в ходе факультативных занятий, изучения интегрированных курсов, занятий в системе дополнительного образования детей).

В организационном плане различают проекты индивидуальные и групповые.

Особую ценность учебные проекты приобретают для детей, проявляющих способности к конструированию, изготовлению поделок, моделей, макетов приборов, аппаратов, установок.

Близкой к учебному проекту является такая форма промежуточной аттестации, как защита рефератов.

Чтобы реферат мог использоваться как основа аттестации по итогам учебного года, он должен отвечать некоторым обязательным требованиям:

  • выполняться по актуальной теме;

  • освещать историю изучаемого вопроса и уровень его разработанности;

  • содержать сравнительный анализ различных позиций и собственное мнение автора;

  • содержать выводы и рекомендации по возможному использованию представленных в работе материалов.

К выполненной исследовательской работе, а также открытому учебному проекту ученик может приложить документ, в котором зафиксированы его личные достижения по данному направлению учебной деятельности:

  • свидетельство об участии в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня, выставках художественного и технического творчества, научно-практических конференциях;

  • сертификат об освоенных дополнительных образовательных программах в учреждениях дополнительного образования детей;

  • ксерокопии печатных работ и т.п.

Именно эти документы могут составлять основу портфолио.

Цели создания портфолио: создание папки достижений учащихся, где прослеживаются компетентностный рост школьника в обучении, воспитании и развитии, траектория самореализации способностей и природных задатков.

Портфолио позволит изменить подходы учеников и педагогов к обучению, а именно, учитывая его возможности, поможет решать важные педагогические задачи:

  • Определить преемственность в вопросах создания портфолио и работы с ним на этапах предпрофильной подготовки (8-9 класс) и профильного обучения (10-11 класс).

  • Сформировать навыки самостоятельного мышления, способности анализировать свои успехи, давать им оценку.

  • Создавать ситуации успеха

  • Формировать адекватную самооценку

  • Поддерживать учебную мотивацию школьников;

  • Поощрять их активность и самостоятельность.

Основные принципы создания портфолио:

  1. Принцип добровольности при сборе документов и формированию портфолио.

  2. Принцип самостоятельного принятия решения о содержании портфолио

  3. Принцип предпочтения качества документов их количеству.

Ожидаемый результат: презентация школьниками портфолио в форме зачета или защиты проекта о процессе своей работы по самореализации способностей и природных задатков.

Разделы портфолио:













При переходе в другую школу портфолио может дать полное представление о ребенке, это его визитная карточка. Поэтому процесс адаптации ученика в новых условиях и признание его успешности можно сократить до минимального.

Портфолио может помочь девятиклассникам в выборе профильного обучения. Сегодня ВУЗы испытывают потребности в банке данных индивидуальных достижений учащихся для дистанционного отбора наиболее одаренных и перспективных учеников. С ростом конкуренции портфолио может существенно повлиять на его рейтинг при поступлении. По мнению специалистов, портфолио поможет молодым людям освоить навыки саморекламы, необходимы для профессионального успеха в рыночной экономике. В любом случае, досье на самих себя, содержащее творческие работы и проекты, а также отзывы на них, рекомендательные письма, дипломы, грамоты помогут всем, кто задумывается об успешной карьере.

Кто работает с портфолио, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения - более зримыми.

При сборе материалов и оформлении портфолио использовать только «принцип добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребенка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам решает, что он поместит в папку своих достижений. Еще раз подчеркнем: это должно стать ведущим принципом работы. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого школьника) включать материалы в его портфолио, особенно на финальной стадии, когда он предъявляет свой портфолио при поступлении в профильный класс. Это важнейшее педагогическое требование.

При сборе материалов и оформлении портфолио оказывать школьнику помощь и поддержку родителей и других взрослых, но полностью подменять его в этом процессе не следует. Он сам должен приложить усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечный результат, но и процесс осмысления своих достижений. Ученик осознает свои возможности, а серьезная самостоятельная работа над материалами портфолио помогает сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. Кроме того, он начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, в конце концов, даже к своему свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом и пользой для портфолио.

При формировании портфолио нало чаще обращаться в учреждения дополнительного и профессионального образования, в детские общественные организации: это позволит выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагают школы и в которых может принять участие далеко не каждый ученик, даже если он проявляет повышенный интерес к предмету.

Далеко не у всех школьников есть реальная возможность получить сертифицированный официальный документ (например, диплом за участие в городской предметной олимпиаде). Следовательно, нужно включать в портфолио и «неофициальные» материалы, дающие представление о достижениях школьника.

Портфолио, в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, показывающие всестороннюю деятельность школьников: занятия на элективных курсах, участие в социальной практике, в олимпиадах. Ребята в большинстве случаев сами заполняют свои портфели достижений и воспринимают его как самооценку возможностей и достижений. Считается, что это очень важно для подростков, так как в этом возрасте приоритетны собственное мнение и мнение сверстников, а не взрослых (педагогов, родителей). В работе с портфолио подросток сравнивает свои достижения; развивается способность к рефлексии, более объективным становится представление о своих возможностях.

Все разделы и содержательные компоненты портфолио, связанные с анализом собственной деятельности, ее планирование и проектирование требуют педагогического и психологического сопровождения.

Итак, для нас портфолио становится эффективной формой оценивания, помогает решать такие педагогические задачи на этапе эксперимента, как:

  • высокая учебная мотивация;

  • навыки рефлексивной деятельности;

  • умение проектировать;

  • активность и самостоятельность школьников.

Портфолио – индивидуальная папка ученика, где собрано:

  1. то, что поможет ученику в его профильном самоопределении:

  • информация об успеваемости по предметам за все годы обучения: выдается на руки в конце года с накопительной статистикой за все годы (отдел мониторинга качества обучения или классный руководитель делает ксерокопию из журнала, разрезает и раздает каждому ученику);

  • информация об участии в олимпиадах и других мероприятиях (собирают школьники, члены олимпиадного комитета и передают в отдел мониторинга);

  • информация об участии в мероприятиях вне школы, с подписью родителей, педагогов или других ответственных лиц; по возможности с приложением копий документов;

  • самооценка своих достижений, отношения к предметам, курсам;

  • результаты психологических тестов, помогающих в профессиональном самоопределении;

  1. то, что поможет ученику в личностном росте, самовыражении:

  • положительные отзывы друзей, учителей, родителей, напутственные слова и все доброе, что становится основой для развития личности;

  • все, что ученик сам захочет поместить, что отражает его индивидуальность (с учетом того, что это будут просматривать разные люди): увлечения, хобби, чем интересуется, к чему стремится».

Самой известной и распространенной в настоящее время в Европе формой курсового портфолио является языковое портфолио, целью которого является усиление процессов интеграции в европейских странах. Общая языковая компетентность подразделяется на устную и письменную коммуникацию, на понимание и активное применение иностранного языка. Создается таблица языковых умений, как стандарт качества, принимаемый всеми участками сети школ, участвующих в данной работе. Затем на основе таблицы стандарта, для каждой ступени и каждой составляющей языковой компетентности формулируется чёткое описание умения от первого лица, чем подчеркивается момент самооценки учащимся своих достижений. Например:

СЛУШАНИЕ - я могу понимать, когда кто-то говорит со мной медленно и отчетливо

ЧТЕНИЕ - я могу понимать в текстах данные о лицах, возраст, профессию, место жительства.

УЧАСТИЕ В КОМПАНИИ - я могу представить кого-либо и употреблять простые формы приветствия.

СВЯЗНАЯРЕЧЬ - я могу рассказать о себе, например, где я учусь, живу и т.д.

РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ - я могу сказать, что я не понимаю

ПИСЬМО - я могу заполнить анкету с данными о своей личности…

Работая над таким портфолио, ученик становиться субъектом процесса учения.

В работе над портфолио очень важным является взаимодействие между учителем и учеником.

Таким образом, портфолио, защиту проектов можно считать одним из альтернативных способов аттестации школьников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Альтернативные способы аттестации школьников

Автор: Бердникова Татьяна Александровна

Дата: 07.08.2014

Номер свидетельства: 111381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Обобщение опыта работы учителя"
    ["seo_title"] => string(38) "obobshchieniie-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "282617"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453718895"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства