kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Альтернативные способы аттестации школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является статьёй ,в которой раасрывается один из альтернативных способов оценивания деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.Учащимся предлагается творчески подойти к созданию портфолио,которое включает в себя три раздела: документы, работы,отзывы.Собранный материал помогает раскрыть творческий потенциал школьника.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Альтернативные способы аттестации школьников »

Бердникова Татьяна Александровна –

учитель русского языка и литературы

средней школы – гимназии № 10

имени Чокана Валиханова,

Казахстан, г. Талдыкорган

Альтернативные способы аттестации школьников

Традиционная система оценивания образовательных результатов школьников – во многом формальная, лишенная индивидуализированной окраски, - не может быть признана полностью удовлетворяющей современным требованиям. Существует явная потребность как в поиске новых, более информативных форм в рамках традиционной системы оценивания (новых способов проведения контрольных работ, зачетов, экзаменов), так и в дополнении общепринятых форм аттестации иными, альтернативными способами. И те, и другие должны быть направлены на то, чтобы педагог мог оценить реальные учебные результаты школьников не только с точки зрения их соответствия требованиям государственных стандартов, но и с позицией личностного развития учащихся.

За рамками внимания педагога-предметника, заинтересованного, прежде всего, в том, чтобы ученик как можно более точно воспроизвел переданные ему на уроках знания, остается значительный пласт надпредметных знаний и умений ученика, степень развития его творческих возможностей, личностных качеств, социальных компетенций, приобретенных за определенный период (учебный год, школьную ступень).

Чтобы избежать формального подхода к оцениванию достижений учащихся на современном этапе обучения можно применять альтернативные способы оценивания как портфолио.

Само слово "портфолио" как основная идея собрания работ возникло еще в эпоху Ренессанса, когда итальянские художники и архитекторы привозили с собой наиболее значимые работы, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле как идея и как термин портфолио применяется до сих пор среди художников, фотографов. В области финансовой системы портфолио представляет собой выставление ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

Самое главное в идее портфолио - "портфолио-процесс" - совокупность процесса обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио.

Портфолио позволяет судить о компетентности школьника, чего нельзя сказать по результатам тестов, контрольных работ и т.д. В процессе работы над портфолио учащийся - в противоположность тестам - получает возможность представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно. Решающим здесь становится момент самоопределения. Важнейшей целью портфолио является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам учения, которая рассматривается как предпосылка повышения самоответственности ученика по отношению к учению.

Изменяя процедуру оценивания учебных достижений, мы оказываем существенное влияние на сам учебный процесс. Таким образом, портфолио как метод оценивания претендует не только на адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов образования. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым; так как работы, собранные в портфолио, имеют уровень, годный для представления, то его можно представлять третьим лицам (родителям, экзаменационной комиссии, работодателю и т.п.).

Создание портфолио полезно для замкнутых, стеснительных и вновь прибывших детей.

Исходный пункт работы с портфолио - постановка вопроса, открытой комплексной задачи, формулировка проблемы. Портфолио служит свидетельством степени достижения поставленной перед самим собой цели. Поэтому важно, чтобы цели были связаны с индивидуальными интересами учащегося и зафиксированы в письменной форме. Это позволяет учащемуся ориентироваться и систематически продвигаться к намеченной цели, а также проводить самооценку, то есть у школьника развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности и формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Фаза собирания портфолио заключается в создании работ, сборе документов, отзывов.

По целям различаются портфолио как способ оценивания учебных достижений и портфолио курсов (тематические, предметные), основная цель которых - позитивно влиять на сам процесс обучения.

В первом случае обычно говорят о портфеле или папке достижений, в которую складываются законченные работы. Такое портфолио отражает образовательную биографию учащегося и уровень достижений ученика.

Во втором случае портфолио курсов - документация работ школьника в рамках определенного курса и служит как инструмент самого обучения.

Портфолио можно использовать как форму промежуточной аттестации учащихся.

«Сверхзадача» педагога в процессе промежуточной аттестации состоит в том, чтобы:

  • определить уровень знаний, умений, навыков школьника по конкретному предмету (они и фиксируются традиционной отметкой, которая при этом обязательно должна быть мотивированной и понятной ему);

  • оценить рациональность его учебной деятельности;

  • выявить проблемы, с которыми сталкивается ребенок;

  • заметить его старания и усилия, затраченные для достижения предъявленного результата (дополнительное образование, личные достижения);

  • дать толчок к развитию мотивации, стимулировать последующие успехи учащегося.

Исходя из перечисленных аспектов, логично заключить, что формы промежуточной аттестации могут быть достаточно разнообразными, а способ фиксации полученных результатов непременно должен сочетать выставление традиционной отметки с развернутым комментарием к ней. Лучше всего, если такой комментарий оформляется учителем письменно – в специально разработанном для этого документе. Тогда выставленная отметка получает ту самую «прозрачность», о которой мечтают ученики и их родители.

Одним из способов проведения промежуточной аттестации учащихся может стать защита учебных проектов.

Школьные учебные проекты - достаточно популярный в современной школе вид детского практико-ориентированного исследовательского творчества – дают возможность школьникам включиться в процесс поиска истины и получения определенного результата. При этом активно развивается творческий потенциал ребенка и одновременно формируется целый ряд личностных качеств: умение брать на себя ответственность за выполненную работу, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект): сотрудничать, разделять ответственность, подчинять свои желания общим интересам.

Проекты могут быть:

  • монопредметными (выполняются на материале конкретного предмета);

  • межпредметными (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература, МХК);

  • надпредметными (выполняются в ходе факультативных занятий, изучения интегрированных курсов, занятий в системе дополнительного образования детей).

В организационном плане различают проекты индивидуальные и групповые.

Особую ценность учебные проекты приобретают для детей, проявляющих способности к конструированию, изготовлению поделок, моделей, макетов приборов, аппаратов, установок.

Близкой к учебному проекту является такая форма промежуточной аттестации, как защита рефератов.

Чтобы реферат мог использоваться как основа аттестации по итогам учебного года, он должен отвечать некоторым обязательным требованиям:

  • выполняться по актуальной теме;

  • освещать историю изучаемого вопроса и уровень его разработанности;

  • содержать сравнительный анализ различных позиций и собственное мнение автора;

  • содержать выводы и рекомендации по возможному использованию представленных в работе материалов.

К выполненной исследовательской работе, а также открытому учебному проекту ученик может приложить документ, в котором зафиксированы его личные достижения по данному направлению учебной деятельности:

  • свидетельство об участии в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня, выставках художественного и технического творчества, научно-практических конференциях;

  • сертификат об освоенных дополнительных образовательных программах в учреждениях дополнительного образования детей;

  • ксерокопии печатных работ и т.п.

Именно эти документы могут составлять основу портфолио.

Цели создания портфолио: создание папки достижений учащихся, где прослеживаются компетентностный рост школьника в обучении, воспитании и развитии, траектория самореализации способностей и природных задатков.

Портфолио позволит изменить подходы учеников и педагогов к обучению, а именно, учитывая его возможности, поможет решать важные педагогические задачи:

  • Определить преемственность в вопросах создания портфолио и работы с ним на этапах предпрофильной подготовки (8-9 класс) и профильного обучения (10-11 класс).

  • Сформировать навыки самостоятельного мышления, способности анализировать свои успехи, давать им оценку.

  • Создавать ситуации успеха

  • Формировать адекватную самооценку

  • Поддерживать учебную мотивацию школьников;

  • Поощрять их активность и самостоятельность.

Основные принципы создания портфолио:

  1. Принцип добровольности при сборе документов и формированию портфолио.

  2. Принцип самостоятельного принятия решения о содержании портфолио

  3. Принцип предпочтения качества документов их количеству.

Ожидаемый результат: презентация школьниками портфолио в форме зачета или защиты проекта о процессе своей работы по самореализации способностей и природных задатков.

Разделы портфолио:













При переходе в другую школу портфолио может дать полное представление о ребенке, это его визитная карточка. Поэтому процесс адаптации ученика в новых условиях и признание его успешности можно сократить до минимального.

Портфолио может помочь девятиклассникам в выборе профильного обучения. Сегодня ВУЗы испытывают потребности в банке данных индивидуальных достижений учащихся для дистанционного отбора наиболее одаренных и перспективных учеников. С ростом конкуренции портфолио может существенно повлиять на его рейтинг при поступлении. По мнению специалистов, портфолио поможет молодым людям освоить навыки саморекламы, необходимы для профессионального успеха в рыночной экономике. В любом случае, досье на самих себя, содержащее творческие работы и проекты, а также отзывы на них, рекомендательные письма, дипломы, грамоты помогут всем, кто задумывается об успешной карьере.

Кто работает с портфолио, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения - более зримыми.

При сборе материалов и оформлении портфолио использовать только «принцип добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребенка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам решает, что он поместит в папку своих достижений. Еще раз подчеркнем: это должно стать ведущим принципом работы. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого школьника) включать материалы в его портфолио, особенно на финальной стадии, когда он предъявляет свой портфолио при поступлении в профильный класс. Это важнейшее педагогическое требование.

При сборе материалов и оформлении портфолио оказывать школьнику помощь и поддержку родителей и других взрослых, но полностью подменять его в этом процессе не следует. Он сам должен приложить усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечный результат, но и процесс осмысления своих достижений. Ученик осознает свои возможности, а серьезная самостоятельная работа над материалами портфолио помогает сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. Кроме того, он начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, в конце концов, даже к своему свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом и пользой для портфолио.

При формировании портфолио нало чаще обращаться в учреждения дополнительного и профессионального образования, в детские общественные организации: это позволит выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагают школы и в которых может принять участие далеко не каждый ученик, даже если он проявляет повышенный интерес к предмету.

Далеко не у всех школьников есть реальная возможность получить сертифицированный официальный документ (например, диплом за участие в городской предметной олимпиаде). Следовательно, нужно включать в портфолио и «неофициальные» материалы, дающие представление о достижениях школьника.

Портфолио, в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, показывающие всестороннюю деятельность школьников: занятия на элективных курсах, участие в социальной практике, в олимпиадах. Ребята в большинстве случаев сами заполняют свои портфели достижений и воспринимают его как самооценку возможностей и достижений. Считается, что это очень важно для подростков, так как в этом возрасте приоритетны собственное мнение и мнение сверстников, а не взрослых (педагогов, родителей). В работе с портфолио подросток сравнивает свои достижения; развивается способность к рефлексии, более объективным становится представление о своих возможностях.

Все разделы и содержательные компоненты портфолио, связанные с анализом собственной деятельности, ее планирование и проектирование требуют педагогического и психологического сопровождения.

Итак, для нас портфолио становится эффективной формой оценивания, помогает решать такие педагогические задачи на этапе эксперимента, как:

  • высокая учебная мотивация;

  • навыки рефлексивной деятельности;

  • умение проектировать;

  • активность и самостоятельность школьников.

Портфолио – индивидуальная папка ученика, где собрано:

  1. то, что поможет ученику в его профильном самоопределении:

  • информация об успеваемости по предметам за все годы обучения: выдается на руки в конце года с накопительной статистикой за все годы (отдел мониторинга качества обучения или классный руководитель делает ксерокопию из журнала, разрезает и раздает каждому ученику);

  • информация об участии в олимпиадах и других мероприятиях (собирают школьники, члены олимпиадного комитета и передают в отдел мониторинга);

  • информация об участии в мероприятиях вне школы, с подписью родителей, педагогов или других ответственных лиц; по возможности с приложением копий документов;

  • самооценка своих достижений, отношения к предметам, курсам;

  • результаты психологических тестов, помогающих в профессиональном самоопределении;

  1. то, что поможет ученику в личностном росте, самовыражении:

  • положительные отзывы друзей, учителей, родителей, напутственные слова и все доброе, что становится основой для развития личности;

  • все, что ученик сам захочет поместить, что отражает его индивидуальность (с учетом того, что это будут просматривать разные люди): увлечения, хобби, чем интересуется, к чему стремится».

Самой известной и распространенной в настоящее время в Европе формой курсового портфолио является языковое портфолио, целью которого является усиление процессов интеграции в европейских странах. Общая языковая компетентность подразделяется на устную и письменную коммуникацию, на понимание и активное применение иностранного языка. Создается таблица языковых умений, как стандарт качества, принимаемый всеми участками сети школ, участвующих в данной работе. Затем на основе таблицы стандарта, для каждой ступени и каждой составляющей языковой компетентности формулируется чёткое описание умения от первого лица, чем подчеркивается момент самооценки учащимся своих достижений. Например:

СЛУШАНИЕ - я могу понимать, когда кто-то говорит со мной медленно и отчетливо

ЧТЕНИЕ - я могу понимать в текстах данные о лицах, возраст, профессию, место жительства.

УЧАСТИЕ В КОМПАНИИ - я могу представить кого-либо и употреблять простые формы приветствия.

СВЯЗНАЯРЕЧЬ - я могу рассказать о себе, например, где я учусь, живу и т.д.

РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ - я могу сказать, что я не понимаю

ПИСЬМО - я могу заполнить анкету с данными о своей личности…

Работая над таким портфолио, ученик становиться субъектом процесса учения.

В работе над портфолио очень важным является взаимодействие между учителем и учеником.

Таким образом, портфолио, защиту проектов можно считать одним из альтернативных способов аттестации школьников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Альтернативные способы аттестации школьников

Автор: Бердникова Татьяна Александровна

Дата: 07.08.2014

Номер свидетельства: 111381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Обобщение опыта работы учителя"
    ["seo_title"] => string(38) "obobshchieniie-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "282617"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453718895"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства