Данный материал является статьёй ,в которой раасрывается один из альтернативных способов оценивания деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.Учащимся предлагается творчески подойти к созданию портфолио,которое включает в себя три раздела: документы, работы,отзывы.Собранный материал помогает раскрыть творческий потенциал школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Альтернативные способы аттестации школьников »
Бердникова Татьяна Александровна –
учитель русского языка и литературы
средней школы – гимназии № 10
имени Чокана Валиханова,
Казахстан, г. Талдыкорган
Альтернативные способы аттестации школьников
Традиционная система оценивания образовательных результатов школьников – во многом формальная, лишенная индивидуализированной окраски, - не может быть признана полностью удовлетворяющей современным требованиям. Существует явная потребность как в поиске новых, более информативных форм в рамках традиционной системы оценивания (новых способов проведения контрольных работ, зачетов, экзаменов), так и в дополнении общепринятых форм аттестации иными, альтернативными способами. И те, и другие должны быть направлены на то, чтобы педагог мог оценить реальные учебные результаты школьников не только с точки зрения их соответствия требованиям государственных стандартов, но и с позицией личностного развития учащихся.
За рамками внимания педагога-предметника, заинтересованного, прежде всего, в том, чтобы ученик как можно более точно воспроизвел переданные ему на уроках знания, остается значительный пласт надпредметных знаний и умений ученика, степень развития его творческих возможностей, личностных качеств, социальных компетенций, приобретенных за определенный период (учебный год, школьную ступень).
Чтобы избежать формального подхода к оцениванию достижений учащихся на современном этапе обучения можно применять альтернативные способы оценивания как портфолио.
Само слово "портфолио" как основная идея собрания работ возникло еще в эпоху Ренессанса, когда итальянские художники и архитекторы привозили с собой наиболее значимые работы, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле как идея и как термин портфолио применяется до сих пор среди художников, фотографов. В области финансовой системы портфолио представляет собой выставление ценных бумаг предприятий или частных владельцев.
Самое главное в идее портфолио - "портфолио-процесс" - совокупность процесса обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио.
Портфолио позволяет судить о компетентности школьника, чего нельзя сказать по результатам тестов, контрольных работ и т.д. В процессе работы над портфолио учащийся - в противоположность тестам - получает возможность представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно. Решающим здесь становится момент самоопределения. Важнейшей целью портфолио является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам учения, которая рассматривается как предпосылка повышения самоответственности ученика по отношению к учению.
Изменяя процедуру оценивания учебных достижений, мы оказываем существенное влияние на сам учебный процесс. Таким образом, портфолио как метод оценивания претендует не только на адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов образования. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым; так как работы, собранные в портфолио, имеют уровень, годный для представления, то его можно представлять третьим лицам (родителям, экзаменационной комиссии, работодателю и т.п.).
Создание портфолио полезно для замкнутых, стеснительных и вновь прибывших детей.
Исходный пункт работы с портфолио - постановка вопроса, открытой комплексной задачи, формулировка проблемы. Портфолио служит свидетельством степени достижения поставленной перед самим собой цели. Поэтому важно, чтобы цели были связаны с индивидуальными интересами учащегося и зафиксированы в письменной форме. Это позволяет учащемуся ориентироваться и систематически продвигаться к намеченной цели, а также проводить самооценку, то есть у школьника развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности и формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Фаза собирания портфолио заключается в создании работ, сборе документов, отзывов.
По целям различаются портфолио как способ оценивания учебных достижений и портфолио курсов (тематические, предметные), основная цель которых - позитивно влиять на сам процесс обучения.
В первом случае обычно говорят о портфеле или папке достижений, в которую складываются законченные работы. Такое портфолио отражает образовательную биографию учащегося и уровень достижений ученика.
Во втором случае портфолио курсов - документация работ школьника в рамках определенного курса и служит как инструмент самого обучения.
Портфолио можно использовать как форму промежуточной аттестации учащихся.
«Сверхзадача» педагога в процессе промежуточной аттестации состоит в том, чтобы:
определить уровень знаний, умений, навыков школьника по конкретному предмету (они и фиксируются традиционной отметкой, которая при этом обязательно должна быть мотивированной и понятной ему);
оценить рациональность его учебной деятельности;
выявить проблемы, с которыми сталкивается ребенок;
заметить его старания и усилия, затраченные для достижения предъявленного результата (дополнительное образование, личные достижения);
дать толчок к развитию мотивации, стимулировать последующие успехи учащегося.
Исходя из перечисленных аспектов, логично заключить, что формы промежуточной аттестации могут быть достаточно разнообразными, а способ фиксации полученных результатов непременно должен сочетать выставление традиционной отметки с развернутым комментарием к ней. Лучше всего, если такой комментарий оформляется учителем письменно – в специально разработанном для этого документе. Тогда выставленная отметка получает ту самую «прозрачность», о которой мечтают ученики и их родители.
Одним из способов проведения промежуточной аттестации учащихся может стать защита учебных проектов.
Школьные учебные проекты - достаточно популярный в современной школе вид детского практико-ориентированного исследовательского творчества – дают возможность школьникам включиться в процесс поиска истины и получения определенного результата. При этом активно развивается творческий потенциал ребенка и одновременно формируется целый ряд личностных качеств: умение брать на себя ответственность за выполненную работу, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект): сотрудничать, разделять ответственность, подчинять свои желания общим интересам.
Проекты могут быть:
монопредметными (выполняются на материале конкретного предмета);
межпредметными (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература, МХК);
надпредметными (выполняются в ходе факультативных занятий, изучения интегрированных курсов, занятий в системе дополнительного образования детей).
В организационном плане различают проекты индивидуальные и групповые.
Особую ценность учебные проекты приобретают для детей, проявляющих способности к конструированию, изготовлению поделок, моделей, макетов приборов, аппаратов, установок.
Близкой к учебному проекту является такая форма промежуточной аттестации, как защита рефератов.
Чтобы реферат мог использоваться как основа аттестации по итогам учебного года, он должен отвечать некоторым обязательным требованиям:
выполняться по актуальной теме;
освещать историю изучаемого вопроса и уровень его разработанности;
содержать сравнительный анализ различных позиций и собственное мнение автора;
содержать выводы и рекомендации по возможному использованию представленных в работе материалов.
К выполненной исследовательской работе, а также открытому учебному проекту ученик может приложить документ, в котором зафиксированы его личные достижения по данному направлению учебной деятельности:
свидетельство об участии в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня, выставках художественного и технического творчества, научно-практических конференциях;
сертификат об освоенных дополнительных образовательных программах в учреждениях дополнительного образования детей;
ксерокопии печатных работ и т.п.
Именно эти документы могут составлять основу портфолио.
Цели создания портфолио: создание папки достижений учащихся, где прослеживаются компетентностный рост школьника в обучении, воспитании и развитии, траектория самореализации способностей и природных задатков.
Портфолио позволит изменить подходы учеников и педагогов к обучению, а именно, учитывая его возможности, поможет решать важные педагогические задачи:
Определить преемственность в вопросах создания портфолио и работы с ним на этапах предпрофильной подготовки (8-9 класс) и профильного обучения (10-11 класс).
Сформировать навыки самостоятельного мышления, способности анализировать свои успехи, давать им оценку.
Создавать ситуации успеха
Формировать адекватную самооценку
Поддерживать учебную мотивацию школьников;
Поощрять их активность и самостоятельность.
Основные принципы создания портфолио:
Принцип добровольности при сборе документов и формированию портфолио.
Принцип самостоятельного принятия решения о содержании портфолио
Принцип предпочтения качества документов их количеству.
Ожидаемый результат: презентация школьниками портфолио в форме зачета или защиты проекта о процессе своей работы по самореализации способностей и природных задатков.
Разделы портфолио:
При переходе в другую школу портфолио может дать полное представление о ребенке, это его визитная карточка. Поэтому процесс адаптации ученика в новых условиях и признание его успешности можно сократить до минимального.
Портфолио может помочь девятиклассникам в выборе профильного обучения. Сегодня ВУЗы испытывают потребности в банке данных индивидуальных достижений учащихся для дистанционного отбора наиболее одаренных и перспективных учеников. С ростом конкуренции портфолио может существенно повлиять на его рейтинг при поступлении. По мнению специалистов, портфолио поможет молодым людям освоить навыки саморекламы, необходимы для профессионального успеха в рыночной экономике. В любом случае, досье на самих себя, содержащее творческие работы и проекты, а также отзывы на них, рекомендательные письма, дипломы, грамоты помогут всем, кто задумывается об успешной карьере.
Кто работает с портфолио, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения - более зримыми.
При сборе материалов и оформлении портфолио использовать только «принцип добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребенка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам решает, что он поместит в папку своих достижений. Еще раз подчеркнем: это должно стать ведущим принципом работы. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого школьника) включать материалы в его портфолио, особенно на финальной стадии, когда он предъявляет свой портфолио при поступлении в профильный класс. Это важнейшее педагогическое требование.
При сборе материалов и оформлении портфолио оказывать школьнику помощь и поддержку родителей и других взрослых, но полностью подменять его в этом процессе не следует. Он сам должен приложить усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечный результат, но и процесс осмысления своих достижений. Ученик осознает свои возможности, а серьезная самостоятельная работа над материалами портфолио помогает сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. Кроме того, он начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, в конце концов, даже к своему свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом и пользой для портфолио.
При формировании портфолио нало чаще обращаться в учреждения дополнительного и профессионального образования, в детские общественные организации: это позволит выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагают школы и в которых может принять участие далеко не каждый ученик, даже если он проявляет повышенный интерес к предмету.
Далеко не у всех школьников есть реальная возможность получить сертифицированный официальный документ (например, диплом за участие в городской предметной олимпиаде). Следовательно, нужно включать в портфолио и «неофициальные» материалы, дающие представление о достижениях школьника.
Портфолио, в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, показывающие всестороннюю деятельность школьников: занятия на элективных курсах, участие в социальной практике, в олимпиадах. Ребята в большинстве случаев сами заполняют свои портфели достижений и воспринимают его как самооценку возможностей и достижений. Считается, что это очень важно для подростков, так как в этом возрасте приоритетны собственное мнение и мнение сверстников, а не взрослых (педагогов, родителей). В работе с портфолио подросток сравнивает свои достижения; развивается способность к рефлексии, более объективным становится представление о своих возможностях.
Все разделы и содержательные компоненты портфолио, связанные с анализом собственной деятельности, ее планирование и проектирование требуют педагогического и психологического сопровождения.
Итак, для нас портфолио становится эффективной формой оценивания, помогает решать такие педагогические задачи на этапе эксперимента, как:
высокая учебная мотивация;
навыки рефлексивной деятельности;
умение проектировать;
активность и самостоятельность школьников.
Портфолио – индивидуальная папка ученика, где собрано:
то, что поможет ученику в его профильном самоопределении:
информация об успеваемости по предметам за все годы обучения: выдается на руки в конце года с накопительной статистикой за все годы (отдел мониторинга качества обучения или классный руководитель делает ксерокопию из журнала, разрезает и раздает каждому ученику);
информация об участии в олимпиадах и других мероприятиях (собирают школьники, члены олимпиадного комитета и передают в отдел мониторинга);
информация об участии в мероприятиях вне школы, с подписью родителей, педагогов или других ответственных лиц; по возможности с приложением копий документов;
самооценка своих достижений, отношения к предметам, курсам;
результаты психологических тестов, помогающих в профессиональном самоопределении;
то, что поможет ученику в личностном росте, самовыражении:
положительные отзывы друзей, учителей, родителей, напутственные слова и все доброе, что становится основой для развития личности;
все, что ученик сам захочет поместить, что отражает его индивидуальность (с учетом того, что это будут просматривать разные люди): увлечения, хобби, чем интересуется, к чему стремится».
Самой известной и распространенной в настоящее время в Европе формой курсового портфолио является языковое портфолио, целью которого является усиление процессов интеграции в европейских странах. Общая языковая компетентность подразделяется на устную и письменную коммуникацию, на понимание и активное применение иностранного языка. Создается таблица языковых умений, как стандарт качества, принимаемый всеми участками сети школ, участвующих в данной работе. Затем на основе таблицы стандарта, для каждой ступени и каждой составляющей языковой компетентности формулируется чёткое описание умения от первого лица, чем подчеркивается момент самооценки учащимся своих достижений. Например:
СЛУШАНИЕ - я могу понимать, когда кто-то говорит со мной медленно и отчетливо
ЧТЕНИЕ - я могу понимать в текстах данные о лицах, возраст, профессию, место жительства.
УЧАСТИЕ В КОМПАНИИ - я могу представить кого-либо и употреблять простые формы приветствия.
СВЯЗНАЯРЕЧЬ - я могу рассказать о себе, например, где я учусь, живу и т.д.
РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ - я могу сказать, что я не понимаю
ПИСЬМО - я могу заполнить анкету с данными о своей личности…
Работая над таким портфолио, ученик становиться субъектом процесса учения.
В работе над портфолио очень важным является взаимодействие между учителем и учеником.
Таким образом, портфолио, защиту проектов можно считать одним из альтернативных способов аттестации школьников.