Проблема | В настоящее время современная школа должна не только обеспечить учащихся определенными знаниями, умениями и навыками, но и воспитать его социально адаптированной и социально ориентированной личностью, которая после окончания школы успешно займет свое место в жизни. На протяжении нескольких лет наблюдается снижение у учащихся интереса: к учебной деятельности, к общественной жизни, стремления к достижению различных целей, отсутствие культуры, морали и норм поведения. Зависимость от компьютерных игр и телевидения приводит к смене жизненных приоритетов учащихся. Расположение школы, социальный статус родителей и семейно-бытовые условия и проживания учащихся создают факторы, которые отрицательно влияют на развитие личности учащегося: неполные семьи -20%, многодетные семьи- 11,2%, малообеспеченные семьи - 32,3%, семьи, где оба родителя не работают и не имеют постоянный доход – 1,2%; социально-опасные семьи- 1,4%. В связи с данными обстоятельствами на школу ложиться главная роль в раскрытии личности ребенка, одной из основных задач школы становится привить учащимся стремление стать успешным. |
Решение проблемы | На протяжении нескольких лет школа работает в данном направлении и находит различные формы работы с учащимися. 1. Проектная деятельность. В ноябре 2012 года школа стала участником городской Ярмарки проектов. Учащимися школы и инициативной группой педагогов был разработан проект «Школа - центр для всех», который направлен на работу с незащищенными слоями населения: малообеспеченными и многодетными семьями, работу с ветеранами, тружениками тыла и пожилыми людьми микрорайона, привлечение их к активной деятельности, оказание им помощи, а также создание на базе школы центра гражданской общественной активности, который будет работать для незащищенных слоев населения и местного сообщества. Учащимися были разработаны мероприятия для реализации данного проекта. По итогам Ярмарки проект был одобрен и профинансирован спонсором в размере 135 200 рублей. В результате реализации проекта в МБОУ СОШ№13 появился центр общественной активности, который занимается работой с незащищенными слоями населения, сотрудничает с разными организациями, привлекает жителей города к различной социально значимой деятельности, участники центра принимают участие в решении различных социально-значимых проблем города, прошли обучение в школе добровольцев, принимают участие в акциях, тренингах, деловых играх, мастер - классах. 2. В школе обучаются учащиеся, которые стесняются, или комплексуют раскрыть свои личностные качества, проявит себя в общественной жизни. Для решения данной проблемы в школе 2 раза в год проводится ночной тренинг «Прояви себя». Мероприятие предполагает решение следующих задач: развитие коммуникативных навыков, реализация познавательного потенциала учащихся, создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся, для самореализации каждого из участников тренинга, сплочение коллектива учащихся, развитие лидерских качеств, формирование воли к победе, помощь в самоутверждении личности, содружество и сотрудничество педагогов и учащихся. Под руководством педагогов, организатора и психолога совместно с участниками занятия проводятся тренинги интеллектуального, психологического и спортивного характера, направленные на выявление лидера. Мероприятие начинается с 3-х часового совместного тренинга учителей и учащихся на сплочение и снятие эмоционального напряжения. Далее проводится работа в командах, учащиеся представляют себя, создают социальные проекты по различной тематике, участвуют в дискуссиях, спортивном состязании. 3. Круглый стол «Я - успешный». Данное мероприятие проводится в конце учебного года и является итогом рейтинга успешности учащихся школы в различных видах деятельности. Цель круглого стола: осмыслить то, что жизненный успех не отдаленная, призрачная цель, не внезапное счастливое стечение обстоятельств, а результат позитивного программирования своей жизни, еженедельный, кропотливый труд, умение использовать свой творческий потенциал. В ходе проведения мероприятия учащиеся рассказывают о своих успехах, узнают о судьбах успешных людей, выявляют слагаемые успеха. В конце мероприятия учащиеся получают персональный отличительный значок «Я - успешный!». |
Заключительная часть (результаты, достигнутые в ходе решения проблемы – чему научились учащиеся, педагоги и другие участники в ходе решения проблемы) | Работая над проектом «Школа – центр для всех», многие учащиеся школы проявили свои коммуникативные, организаторские, творческие способности. Научились самостоятельно организовывать и проводить различные мероприятия, привлекать жителей города к своей деятельности. Участвуя в этом проекте, дети почувствовали свою значимость в жизни и поняли, что от их деятельности может что-то измениться не только в жизни школы, но и города. Итогом проведения тренинга «Познай себя» является - создание учащимися проектов, видеороликов, клипов. Основным результатом тренинга для учащихся является, прежде всего, развитие умения работать в команде, прислушиваться к мнению другого человека, выражать и отстаивать свою точку зрения, развитие умения рассуждать, приводить аргументированные доводы. Для учителей участие в проектной деятельности, тренинге несет, прежде всего, содружество и сотрудничество с учащихся, взаимопонимание, доброжелательное отношение. Участвуя в представленных мероприятиях, ребята видят и понимают, что обучаясь в школе и занимая активную жизненную позицию, можно стать успешным в какой-либо области и их стремление в дальнейшем может стать залогом успешности в будущей жизни. |