Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто мы сталкиваемся с тем, что знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Нередко можно увидеть маму или папу с ребёнком и сигаретой в руках, или родителей с бокалом вина и детей, играющих рядом. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Наш класс вошёл в число классов с хорошей посещаемостью детей. За прошедшие 3 учебных четверти, детьми было пропущено ___ дня. Когда мне предложили выступить перед коллегами, я задала вопрос себе: «Почему дети не пропускают занятия?» Но ответ пришлось искать у родителей, потому что я также как и все учителя во время учебного процесса применяю те же приёмы и методы, способствующие здоровьесбережению уч-ся. Ответы меня удивили. Оказывается, наши родители имеют достаточно высокие знания в сфере укрепления здоровья своих детей. Чтобы выяснить это, я составила небольшую анкету для родителей и предложила им заполнить её на родительском собрании.
Вопросы звучали так:
- Что включает, на ваш взгляд, понятие «культура здоровья»?
Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в семье.
- Придерживаетесь ли вы здорового образа жизни? ( да-15 семей, нет- 10 семей ( курит 1 из родителей) Откуда вы получаете знания о здоровом образе жизни? (Из специальных книг, журналов о здоровье и здоровом образе жизни, средств массовой информации (радио, телевидение), от специалистов, из школы, из всех источников)
- Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям, если «да», то как? (С помощью бесед, личным примером, и то и другое)
- Часто ли болеет ваш ребёнок?
- Какие мероприятия по укреплению здоровья детей проводятся в вашей семье?
- рациональное разнообразное питания.
Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие реб?нка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям..
Надо стараться как можно чаще включать в рацион реб?нка фрукты, соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зел?ный лук, чеснок, что позволяет добиться определ?нного снижения заболеваемости (некоторые дети даже носят зубочки чеснока на шее на ниточке).
-Соблюдение правил личной гигиены
-Одежда по погоде.
-Курсовой приём витаминов.
-Приём противовирусных препаратов в сезон простудных заболеваний и отказ от посещения многолюдных мест.
-Физическая культура и спорт
У 8 детей в семье есть домашний спортивный миникомплекс
17 девочек и мальчиков из класса посещают различные спортивные кружки и секции.
-Умеренный физический труд
-Прогулки перед сном
-Проветривание помещения, особенно перед сном.
-Прогулки по лесу в выходные дни.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья школьников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создании традиций семейного физического воспитании. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Хочется закончить выступление словами известного казахского поэта 19 века Жамбыла Жабаева:
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз. (Ж. Жабаев)