Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал»
Доклад
«Зри в корень: сила родительского примера»
Выполнил: воспитатель
ГКУ РС (Я) «МСРЦН»
Халбазыкова З.В.
Мирный, 2016
Главный смысл и цель семейной жизни —
воспитание детей.
Сухомлинский В. А.
Здравствуйте!
Меня зовут Халбазыкова Зоя Владимировна. Работаю воспитателем в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Харысхал». Тема моего выступления «Зри в корень: сила родительского примера». А корень - это семья, родители. И мне бы хотелось поговорить об ответственности родителей за воспитание детей. Я имею больший опыт педагогической работы, который, я думаю, дает мне право судить, что воспитание – это дело не только школы, но и семьи. Работая в центре «Харысхал», я каждый день наблюдаю детей, которые оказались там по вине родителей без необходимой им для становления родительской поддержки, любви, заботы, внимания.
Как помочь детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми? Ведь каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Действительно, это очень кропотливый и нелёгкий труд – быть родителем.
Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас». До чего же похожи на нас наши маленькие дети! А через десяток лет, утирая холодный пот со лба, многие из нас пытаются понять, в кого же они стали такими?
Спросите любого ребенка дошкольного возраста, кто для него является самым главным и важным человеком в жизни? Все дети ответят - мама и папа, потому что они самые умные, красивые, самые любящие и самые любимые. Они первые и главные воспитатели и учителя на всю жизнь. И это истина. А теперь зададимся вопросом: способны ли мы, современные родители, не только накормить и одеть своего ребенка, но и всеми своими делами и поступками подавать ребенку положительный пример?
Вот типичная картина. На Центральной площади молодые, хорошо одетые, красивые мамы и папы прогуливают своих детей. Над нарядными колясками и санками гуляет сигаретный дым, замечательные. и пока еще наивные, дети с удовольствием рассматривают своих родителей и вдыхают сигаретный дым. Их родители весело общаются, вставляя в речь для убедительности брань. Все счастливы. Пока счастливы…
Современный культ материального благополучия, привел к катастрофическому падению значения семейного воспитания. А ведь именно традиционный семейный уклад издавна помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и включаться в нее по мере сил и способностей. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители-пример ему» - мудрые слова!
Действительно, дети впитывают, как губка, все то, что видят и слышат, даже тогда, когда мы не хотим этого. Каковы отношения в семье, таковы будут отношения детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.
Хочешь воспитать доброго, ответственного ребенка – научи его любить, беречь и заботиться. Своим примером научи чувствовать чужую боль, чужую беду. Научи помогать и беречь все живое.
И, конечно, за любое хорошее дело, поступок следует хвалить. Похвала со стороны
родителей должна быть главным поощрением в семье. Еще наши предки отмечали: «Ласковое слово - дорогого стоит».
В каждой семье, независимо от национальности, детей приучали с уважением относиться к старшим: «Не смейся над старым, и сам будешь стар». Почитание родителей, мамы и папы, бабушки и дедушки, послушание им всегда было необходимым условием благополучного взросления детей. Но не в каждой семье сейчас есть бабушки и дедушки, посвящающие внукам все свободное время. А родители озабочены решением экономических вопросов. Кто же сформирует интересы и потребности маленького ребенка?
Недостаток общения с родителями, неудовлетворенная потребность в родительском сочувствии, понимании ведут к тому, что дети не всегда могут «простроить» общение со сверстниками, их кругозор и речь скудны. Образовавшиеся «пустоты», конечно, со временем будут заполнены, но тем ли содержанием? Будущее наших детей зависит от нас. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранять, развивать и передать нашим детям и внукам. В этом наше спасение, в этом наше будущее. Итак, составной частью нравственного воспитания наших детей является также и культура поведения. Но стоит помнить, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей. Выполнение родительских обязанностей служит образцом желаемого, одобряемого поведения - его моделью. Давайте возьмем поездку в автобусе. Иной раз, сами взрослые не встанут и не уступят место пожилому человеку, женщине, и, тем более, не подскажут сделать это юным гражданам. А дети подражают нам, взрослым. Например, в дни карантина, в глаза многих пассажиров бросилось то, что без школьников, как маленьких, так и больших, стало приятно пользоваться общественным транспортом. Особенно по утрам. В автобусах не было школьников, которые крайне редко уступают место взрослым. Все места бывают заняты мирнинскими школьниками да еще с большими рюкзаками, на которых подвешена сменная обувь. Неприятная картина, а виноваты мы, что не научили их простому – вниманию к взрослым, не привили им навыки культуры поведения.
В Конвенции о правах ребенка сказано, что родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей. Забота о детях, их воспитании — «равное право и обязанность каждого из родителей». В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Именно от этого зависит его духовный мир, готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Еще раз подчеркну, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Например, не как наша бывшая воспитанница, сегодня мать двоих детей. Одному из ее мальчиков поступать скоро в первый класс, но он совершенно не подготовлен к школе и в перспективе у него коррекционный класс. А все потому, что маме было лень заниматься развитием ребенка. Ей предлагали бесплатные занятия с логопедом, психологом, учителем. Но ребенка надо было приводить утром на занятия, а вставать рано она не привыкла. При воспитании необходимо, чтобы ребенок находился всегда в условиях, при которых он может свободно развиваться: он должен по возможности сам преодолевать встречаемые им препятствия, приучаться к постоянной, но не однообразной работе с определенной целью, понимать правду и прямо к нему обращенные слова.
У родителей может возникнуть вопрос, а как же им поступать, если ребенок не поддается их положительному воздействию, игнорирует их требования. Чтобы семейное воспитание протекало не хаотично, следует находить время для общения с ребенком, а не ссылаться на дефицит времени и усталость. Сегодня родители настолько заняты, что даже в выходные дни не считают нужным уделять несколько часов общению с ребенком. Культурные походы бывают, в лучшем случае, по праздникам. Вечерние семейные прогулки заменяются отлеживанием папы или мамы на диване. «Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания! Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». Это слова принадлежат советскому педагогу А.С.Макаренко.
К сожалению, многие родители считают, что воспитывать их ребенка должен профессионал — воспитатель, учитель. Они «делегируют» свои функции педагогам и поэтому не считают нужным уделять систематически ребенку время для прогулок, игр, чтения книг, складывания пазлов, сочинения сказок, рисования.
Я считаю, что невозможно заменить родительское воспитание компьютером, как это делается сейчас во многих семьях. Да, сегодня дети прекрасно ориентируются в компьютере, умеют с ним правильно обращаться. Родители уверены, что технические умения могут дать ребенку знания о мире, развлечь его. Они считают, что очень удобно- ребенок дома и не стоит беспокоиться, где он и с кем. Дети, проводя время за компьютерными играми, испытывают дефицит живого общения, становятся косноязыкими, и, что скрывать, узнают много аморального.
Мудрое семейное воспитание — это всегда внимание к ребенку, его радостям, переживаниям и проблемам. Нет проблем, с которыми бы не справились любовь и терпение.
Да, основным фактором в воспитании было и остается постоянное влияние родителей на формирование личности ребенка с момента его рождения. Если же в какой-то период жизни ребенка воспитательное воздействие на него было утрачено или ослаблено, то пожинать плоды придется в первую очередь самим родителям. И происходить это будет как в моральном, так и в правовом плане.
Я хотела бы привести строчки из стихотворения одного средневекового поэта, которые, на мой взгляд, подходят к теме нашей сегодняшней встречи:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова…Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
И, в заключение, хочется всем вам посоветовать – будьте друзьями для своих детей, интересуйтесь их проблемами и заботами, и тогда они обязательно будут радовать вас своими хорошими делами и поступками.