kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Портфолио участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования. Приоритетными целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Портфолио участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста»

Тема: Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того , чтобы заложить основу умения, желания учиться. Ведь известно, что залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности, только тогда процесс развития личности будет более интенсивным и результативным.

Учебная мотивация занимает важное место в мотивационной системе любого младшего школьника. С целью определения уровня школьной мотивации детей школьным психологом была проведена входящая диагностика: в качестве эксперимента выступал 1 «б» класс МОУ СОШ № 2. В школу дети поступили с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Результаты свидетельствовали о том, что лишь у 20% учащихся высокий уровень учебной активности.

Социальные мотивы (внутренняя позиция школьника) в сочетании с определенными познавательными интересами в начале обучения способствовали включению ребенка в учебную деятельность. Но к началу 2 класса среди всего многообразия мотивов главное место стал занимать мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно – познавательные и другие широкие социальные мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование ) не заняли ведущего места на протяжении двух лет обучения. Возникла проблема: отчетливое снижение учебной мотивации. В результате у учащихся сформировалось представление об учебе как о нудном, малоприятном деле, и чтобы «стимулировать» интерес к учебной деятельности и создать «ситуацию успеха», в моей педагогической практике возникла необходимость работы в технологии портфолио.

обучения и учения ребенка, более адекватно оценивать как сильные, так и слабые стороны своих детей как учеников и более активно сотрудничать со школой. Специальная подготовка родителей не производится. Они участвуют Учебное портфолио в начальной школе - специальное образовательное место, где происходит совместная работа детей, родителей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени (с 1-го по 4 класс). Целесообразнее начинать работу по формированию портфолио с 3 – 4 класса . Составление портфолио при переходе в среднюю школу продолжат классные руководители, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса.

Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих достижений». Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности:

  • учебной;

  • творческой;

  • социальной;

  • коммуникативной.








Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования. Приоритетными целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.

Задачи:

  1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  2. поощрять их активность и самостоятельность;

  3. развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;

  4. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность. И как результат – способствовать повышению качества образования и воспитания.



Цели:

  1. создание ситуации успеха для каждого ученика , повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  2. максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

  1. развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  2. формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

  3. формирование положительных моральных и нравственных качеств личности.











Цели: (Для ученика)

  1. научиться анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

  2. на основе полученной информации отобрать, систематизировать, анализировать собранный материал;

  3. повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной и воспитательной деятельности.

Работа в технологии портфолио в условиях начальной школы школы предоставляет огромные возможности для проявления педагогического и ученического творчества, для самостоятельной и совместной работы учащихся и учителя по выбору вариантов накопления результатов, их систематизации.

Кроме того, учебное портфолио дает возможность учителю обеспечить более активное вовлечение родителей в процесс в сборе информации, находятся в жюри внеклассных мероприятий, осуществляют фото и видеосъемку.

«Дневник моих достижений» – «история успеха», помогающая проследить индивидуальный прогресс учащегося во времени; что он знает, не знает; что он умеет, не умеет. Главное внимание акцентируется на результате деятельности, на достижениях, на сравнении «себя с самим». Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования. Приоритетными целями использования технологии портфолио являются выявление способностей и возможностей ребенка.

В ходе учебного времени файлы в папке «Дневник достижений» дети заполняют разнообразными материалами по мере их накопления. Родители контролируют оформление рабочей папки, выступают в роли консультанта, советчика. Но помощь родителей минимизируется по мере взросления ребенка.

В рабочую папку входят:

1 раздел: «Познакомьтесь со мной».

Представление индивидуальных особенностей (черты характера, интересы, склонности). В разделе печатаются рассказы о себе, семье, школе с включением рисунков, фотографий.

2 раздел: «Мир моих увлечений».

Демонстрация материалов о занятиях в кружках, секциях, студиях; рассказы о домашних увлечениях.

3 раздел: «Мои достижения».

Заполнение листов грамотами, призами, дипломами, сертификатами, благодарностями , работами, которыми гордится ученик (поделки, рисунки, тексты и т.д. )

4 раздел: «Наши праздники».

Творческие работы по итогам внеклассных мероприятий: праздников, игр по станциям, конкурсам и т.д.

Ожидаемые результаты:

  1. повышение самооценки ученика (научиться оценивать себя, отмечать собственные успехи);

  1. максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка (отслеживание прогресса в учебе, результативности во внеклассной работе);

  2. развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

  3. самопрезентация.



Мною разработано содержание этапов работы, проводятся наиболее значимые мероприятия , а так же составлены карты оценивания («Лестница успеха», «Спешим делать дела», «К вершинам Олимпа», таблица «Я развиваюсь» и др.), помогающие отследить индивидуальный прогресс детей, их наиболее значимые образовательные результаты. Работа рассчитана на 4 года.

Файлы в папке «Дневник достижений» в ходе учебного времени дети заполняют разнообразными материалами по мере их накопления. Родители контролируют оформление папки, выступают в роли консультанта, советчика. Но помощь родителей минимизируется по мере взросления ребенка.



Для достижения результатов мною разработано содержание этапов работы, определены сроки работы и участники взаимодействия, проводятся наиболее значимые мероприятия , а так же составлены карты оценивания («Лестница успеха», «Спешим делать дела», «К вершинам Олимпа», таблица «Я развиваюсь» и др.), помогающие отследить индивидуальный прогресс детей, их наиболее значимые образовательные результаты. Работа рассчитана на 4 года.







Этапы работы.

Сроки реализации.

Структура этапов.

Взаимодействие.

Место взаимодействия.

1.

Подготовительный

этап (1 класс)

  1. Подготовка рабочих материалов;

  2. Оформление собственных папок;



  1. Информирование учащихся и их родителей о значимости «Дневника моих достижений» и необходимости его ведения.

Родители, учащиеся, учитель.



(Классные часы «Оформление «Дневника моих достижений» - для детей;

Практические занятия по оформлению портфолио на родит.собраниях.; индивидуальные пед. консультации с родителями)

2.

Информационно –диагностический этап (2-4 класс)

  1. Проведение психологических диагностик:

  • результаты развития основных психических функций;

  • диагностика возможностей:

    • анализ результатов успеваемости;





    • анализ результатов досуговой деятельности.



2) Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий:

1)Развитие учебно – познавательных мотивов учащихся.

  1. Занятия «Учимся играя» (направленные на развитие познавательного интереса).



  1. Организация игр, конкурсов, олимпиад и т.д.

  2. Привлечение ресурсов социума

(кружки, секции дополнительного образования)

3)Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность (учебную, внеучебную).

Учитель, психолог, дети



Занятия по РПС по учебному курсу «Способный ребенок»;





Сводная таблица «Лестница успеха» в портфолио учащегося; график роста скорости чтения;

Таблица «Спешим делать дела!» (участие в классных, школьных, внешкольных мероприятиях)









Занятия с психологом «Познай себя», «Введение в мир профессий»;



Диаграммы «Учимся играя»;

таблица «Я развиваюсь»



«К вершинам Олимпа!» - график участия в олимпиадах



«График занятости в дополнительном образовании»



Практическое занятие (родители и дети, учитель).

Ежедневная работа детей и учителя в ходе учебной и внеклассной работы.

3.

Аналитический этап

(4 класс – конец учебного года)

1.Анализ результатов диагностики интересов и возможностей учащихся

(для классных руководителей 5 кл.)

2.Окончательный подбор документов и творческих материалов, которые будут подтверждать уровень достижений ребенка в различных видах деятельности.

Психолог, учитель









Родители, дети

4.

Обобщающий этап

(2 -4 класс)

  1. Индивидуальная работа с учащимися по результатам диагностик .

  2. Индивидуальные консультации с родителями по итогам работы.

  3. Обработка результатов, накопленных ранее и оформление их в дневнике.

Учащиеся, родители, учитель ,психолог



5.

Заключительный этап

(4 класс)



  1. Проводится анализ результативности работы каждого ученика и всего класса в целом.

  2. Презентация «Дневника моих достижений»

  • Выставка «Дневника моих достижений»; (1 класс)

  • защита портфолио перед учащимися класса(2 класс);

  • Защита перед родителями класса (3 класс);

  • Защита перед школьным «советом по портфолио»,

  • подведение итогов по номинациям.

  • (Например: «Идея!», «За результативность», «За творчество» и т.д.)



Учитель, психолог.









Родители, дети, учитель



На родит. собрании





На ученической конференции



На родит.собрании



Педагоги, родители, учащиеся разных возрастов,

Представители попеч.совета


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ивкина Кристина Александровна

Дата: 19.05.2016

Номер свидетельства: 328563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Реализация новой многофакторной системы оценки качества образования младшего школьника (статья)"
    ["seo_title"] => string(97) "riealizatsiianovoimnoghofaktornoisistiemyotsienkikachiestvaobrazovaniiamladshieghoshkolnikastatia"
    ["file_id"] => string(6) "340700"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472112912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства